Борис Тух: Если очень хочется, то можно переделывать конституцию под себя
Месяца полтора назад мы с одним умным человеком обсуждали, способны ли делящие власть в Таллинне четыре партии накануне местных выборов провести через Рийгикогу изменение конституции, которое запретит голосовать гражданам РФ.
Мой собеседник оптимистично уверял, что «у нас это невозможно». Я возразил, что именно так назывался опубликованный в 1935 году роман-антиутопия Синклера Льюиса, в котором президентские выборы в США выигрывает популист, играющий на самых разных, противоречащих друг другу чаяниях электората. Центральный персонаж вышедшего почти 90 лет назад романа довольно заметно походил на Дональда Трампа, хотя, конечно, Трамп даже в страшном сне сегодняшних политологов не стал бы устанавливать в США тоталитарный режим, как происходило в книге. Так что и у нас возможно очень многое из того, что ещё недавно казалось нереальным. Театр политического абсурда готовит очередную премьеру!
Канцлер права прав, а блогер-активист — нет!
Некоторые считают это мерой по укреплению обороны. Один юный русскоязычный (что характерно) блогер-активист договорился до такого, что те постоянные жители Эстонии, которые в силу ряда причин имеют гражданство РФ, собираются «встречать русского солдата с цветами». Потому их нельзя пускать к избирательным урнам.
Я всегда не любил активистов. Терпеть не мог ещё комсомольских, так ведь и сегодняшние не лучше; дело ведь не в идеях, а в склонностях и развратной подвижности характеров. Так было, есть и будет. Они неустанно во весь голос (но немелодично) поют осанну властям предержащим и их идеологии, однако стоит ситуации измениться, и они первыми начнут плясать под музыку совершенно противоположной стороны. Так было и так будет. Потому что руководит ими не подлинный, неподдельный патриотизм, а желание обратить на себя внимание и получить какие-то преференции за публичный показ своей лояльности. Мол, молодец, мальчик, возьми с полочки пирожок. А подумал ли «мальчик», что бездоказательно обвинил в государственной измене (или как минимум в готовности к государственной измене) десятки тысяч жителей Эстонии?
Нужно сказать, что вменяемые эстонские политики, настаивающие на изменении конституции, подобное не говорят. (Хотя, гласит пословица, что у умного на уме, то у дурака на языке. Но всё же надеюсь, что болезнь не настолько запущена.) Их аргументация сводится к тому, что РФ ведёт агрессивную войну против Украины, а Беларусь поддерживает путинский режим, поэтому граждане этих стран голосовать не должны. Нужно сказать, что самым искренним и непредвзятым из сторонников изменения конституции оказался лидер EKRE Мартин Хельме, заявивший, что его партия поддержит поправки к конституции, связанные с избирательным правом, если они исключат право голоса для граждан третьих стран, включая граждан Украины. Урезать — так урезать. По крайней мере, это честная точка зрения.
Канцлер Юлле Мадизе не стала давать оценку проекту изменения конституции, но подчеркнула: «меняя положения Конституции, которые регулируют избирательное право, политикам следует честно проанализировать все последствия этого шага на несколько ходов вперёд… в настоящее время право голоса рассматривается как одно из прав человека, и Венецианская комиссия Совета Европы, например, считает, что все долговременные жители должны иметь право голоса на местных выборах. При этом канцлер права признала, что иногда основные права людей ограничиваются, или их вообще лишают определённого права». И что ещё очень важно: Мадизе выразила надежду, что «поправка к Конституции не станет сигналом, что Эстония считает одну большую социальную группу угрозой безопасности. По той причине, что между безопасностью и решением вопросов местного значения нет никакой связи. Ни у кого из тех, кто представляет угрозу безопасности Эстонии, не должно быть постоянного вида на жительство. Я также проверила, что если кто-то совершает преступление — и речь здесь идёт не только о преступлениях против государства, но и о других преступлениях, например, наркопреступлениях, — то постоянный вид на жительство, если он имелся, изымается».
Эстония — не единственная страна ЕС, в которой неграждане могут голосовать на местных выборах. И это справедливо: если ты платишь налоги, на которые содержатся в числе прочего и местные власти, то ты вправе решать, куда пойдёт хотя бы эта часть уплаченных тобой налогов.
Всё гораздо проще
На прошлых местных выборах в Таллинне голосовали 28 423 постоянных жителя — иностранца. В Нарве — 9785. Кохтла-Ярве — 4472, Силламяэ — 2869, Маарду — 2365. Если на следующих выборах их не допустят к урнам, это может сильно повлиять на конечный результат.
Кто обезопасит себя, изымая неграждан из числа избирателей? Не буду касаться других городов, возьмём Таллинн. Мэр, вице-мэры, старейшины и пр. самыми чувствительными (а в некоторых отдельных случаях и самыми интеллектуальными) частями своего организма чувствуют, как шатки под ними кресла.
C первых дней своего пребывания у власти горуправа периодически демонстрирует непрофессионализм, неумение справляться с неожиданно возникающими проблемами, к примеру, с капризами погоды. Перекройка маршрутов городского транспорта оказалась крайне неудобной. Наконец, всех развеселила перепалка между вице-мэрами Пяртелем-Пеэтером Пере и Кристьяном Ярваном, в которой прозвучало слово «идиот». Разумеется, если бы простой гражданин употребил это слово применительно к двум названным, а также к шести остальным вице-мэрам, не говоря уже о мэре, это было бы недопустимо. Но раз они в собственной среде характеризуют деятельность друг друга в такой терминологии, да ещё СМИ делает это достоянием общественности, тут уже не возразить.
Все годы Рождественская ярмарка на Ратушной площади работала от европейского Рождества до православного Рождества. Никакой поддержки православной церкви в этом не было, ничего личного, только бизнес. Нынешняя горуправа решила, что 27 декабря ярмарка закроется. Понятно, что популярности «отцам города» это не прибавит.
А теперь ещё выяснилось, что, как говорил Крылов, там «в товарищах согласья нет». В том числе внутри соцдемов, партии мэра из мажоров (если писать латиницей, получится красиво: mayor — major) Евгения Осиновского. Он сам пытается убедить общественность, что против изменений конституции, а его однопартиец Яак Ааб опровергает это.
Вспомним, что смена власти в Таллинне произошла потому, что Михаил Кылварт, добившись своего избрания сначала мэром, а потом председателем Центристской партии, завёл и партию, и горуправу в тупик. Семь вице-мэров, хотя хватило бы и четырёх, коалиция с соцдемами, которые не зря заслужили репутацию политических… скажем так, девушек с пониженной социальной ответственностью, кинуть партнёра им не привыкать. Кадровая политика Кылварта была самоубийственной. Он выдвигал людей не по компетентности, а по личной преданности, а кто лично предан, тот может и предать эту личность. Словом, Кылварт сам срубил сук, на котором сидел. И если бы после этого он отправился заседать в Европарламенте, это окончательно сгубило бы его репутацию: здесь провалился, подвёл много людей, которые из-за тебя лишились работы, — и отправляешься в Европарламент на высокое жалование.
Нынешняя горуправа показывает, что пределов как совершенству, так и некомпетентности нет. И естественно, догадывается, что их шансы на выборах будут сомнительны. Если, конечно, ЦП, безусловно, желающая вернуть себе Таллинн, найдёт на пост мэра лучшего кандидата, чем Кылварт.
Потеряешь власть в столице — твои позиции удушатся и в стране в целом. Вот зачем потребовалось на всякий случай отсечь неграждан от урн. Даже если неизвестно, в какой степени это отразится на результатах.
Так что конституция, т. е. Основной закон государства, в идеале незыблемый и не подверженный влияниям временных, меняется с очень конкретной и сиюминутной целью. Переделывается под правящую коалицию.
Такое, конечно, случалось. Но в других странах. В РФ, например, конституцию перекроили под желание Путина править вечно. (Как говорила мадам де Сталь, «государственное устройство России абсолютизм, ограниченный цареубийством». Но мы-то живём в демократическом государстве? Так ведь?)
Но в любом случае как-то спокойнее думать, что такой очень небезупречный с точки зрения этики ход объясняется элементарным желанием оставаться у власти, а не угрозой госизмены со стороны безымянных злоумышленников, готовых встретить цветами оккупационную армию.
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Читайте по теме:
В Рийгикогу шла речь о лишении граждан России и Беларуси права голоса
Комментарии закрыты.