Игорь Круглов: Александер Тыниссон — белое и чёрное

Сегодня мы расскажем о военачальнике Александере Тыниссоне (Aleksander Tõnisson), который изначально был православного исповедания и звался Александром Ивановичем.

115

Он родился 17 апреля 1875 года в деревне Пёйра Герьянурмской волости Дерптского уезда (сейчас — волость Пуурмани, уезд Йыгевамаа) Лифляндской губернии Российской империи, в крестьянской семье. Первоначальное образование получил дома. Затем поступил в Виленское пехотное юнкерское училище (окончил в 1899 году по 1-му разряду, то есть отличником). Училище это было знаменитое (основано в 1864 году в Вильне — нынешний Вильнюс). Девиз училища был такой: «Виленец один в поле — и тот воин!». Сначала оно называлось пехотно-юнкерским, а с 1910-го — просто военным. Одно из первых военно-учебных юнкерских заведений Российской императорской армии, где готовили офицерский состав для инфантерии (синоним пехоты, также употреблявшийся в XVIII — начале XX вв.) Его открыли в период царствования императора Александра II, в ходе военной реформы, проводимой графом, генерал-фельдмаршалом, военным министром, историком и теоретиком армии Дмитрием Милютиным. В Москве тогда тоже открылось аналогичное училище.

По реформе Милютина создавались новые территориальные и военно-административные объединения — военные округа. Юнкерские училища сделались базовыми учебными заведениями, выпускавшими для них офицерские кадры. Там же шла и переподготовка офицеров, получивших первичные звания во время военных действий и желавших продолжить армейскую службу.

«В юнкерских училищах заключается будущность нашей армии», — говорил граф Милютин. Благодаря им, считал он, «армия будет обеспечена строевыми офицерами со степенью развития, достаточною собственно для служебных целей. Прочие военно-учебные заведения имеют другие цели, но поднятие нравственного и умственного уровня в массе офицеров мы должны ожидать именно от юнкерских училищ».

Милютинская реформа привела к тому, что к 1910 году профессиональное военное образование имели 97,4% офицеров (в 1869-м — лишь 25,6%). К этому времени училище произвело 47 выпусков. Оттуда вышли почти 4,4 тыс. подпрапорщиков (до 1880-го — портупей-юнкеров, т. е. юнкеров, награждённых офицерским темляком).

Александер Тыниссон. Фото: Eesti Rahva Muuseum; ERM Fk 2625:5

 

Нравственный и умственный уровень большинства из них действительно был очень высоким. Недаром ведь об искренности, чести и мужестве юнкеров написано столько книг, сложено столько стихов и песен. Эти мальчики часто олицетворяли собой глубокий и искренний порыв юных сердец к защите Отечества и готовности отдать свою жизнь за благородные идеалы.

Вспомним, например, песню Александра Вертинского, посвящённую гибели юнкеров в Москве во время большевистского вооружённого восстания в октябре 1917 года. «Вскоре после октябрьских событий я написал песню «То, что я должен сказать». Написана она была под впечатлением смерти московских юнкеров, на похоронах которых я присутствовал», — позже вспоминал Вертинский.

Закидали их ёлками, замесили их грязью
И пошли по домам — под шумок толковать,
Что пора положить бы уж конец безобразью,
Что и так уже скоро, мол, мы начнём голодать.

 

И никто не додумался молча встать на колени
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
Даже светлые подвиги — это просто ступени
В бесконечные пропасти — к долгожданной Весне!

 

(Под «бездарной страной», следует понимать, первый русский шансонье имел в виду революцию и власть Временного правительства.)

Или строки Булата Окуджавы:

— Наша жизнь — не игра!
Собираться пора!
Кант малинов
И лошади серы.
Господа юнкера,
Кем вы были вчера?
А сегодня
Вы все — офицеры…

Наша жизнь — не игра!
В штыковую — ура!
Замерзают окопы пустые.
Господа юнкера,
Кем вы были вчера?
Да и нынче вы все холостые…

Много писал о юнкерах и Михаил Булгаков — взять хотя бы «Белую гвардию» и Николку Турбина, — и другие авторы. Поэтому светлый образ этих молодых героев надолго сохранился в памяти поколений.

Думается, что и Александер Тыниссон был таким же возвышенным и по-юношески пылким и самоотверженным юнкером. А ещё он получил великолепное воинское образование, что, несомненно, помогло ему выиграть сражение в Вируской кампании в Освободительной войне (1918–1920), которое, по мнению многих экспертов, дало возможность Эстонии обрести независимость. Современники отличали, что отличительными чертами питомцев Виленского училища были равенство, коллективизм и войсковое товарищество. Педагоги уделяли им особое внимание в учебно-воспитательном процессе. На это обратил внимание и царь Николай II, на что Александр Солженицын указывал в романе «Красное колесо»: «Да, — похвалил государь, — у виленцев развито чувство товарищества. Хорошее училище».

К сожалению, не всем удаётся пронести такое чувство до конца своих дней. И, увы, по мнению автора этих строк, Тыниссон в зрелом возрасте тоже не избежал «забывчивости». Но об этом речь впереди.

По окончании Виленской «альма-матер» он стал подпоручиком, а спустя пять лет, в 1904-м, — поручиком. Отправился на русско-японскую войну, но в боях не отметился. В 1907-м получил звание штабс-капитана и назначение в 113-й пехотный Старорусский полк. Служил также в Учебном унтер-офицерском батальоне. Участвовал в Первой мировой войне, за боевые заслуги был отмечен орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. Прошёл ступени армейской карьеры от капитана до полковника. После Февральской революции ему поручили формировать эстонские национальные части, и вскоре он принял командование 1-м Эстонским полком. Полк отличился во время сражения под Ригой. Затем Тыниссон командовал бригадой в Эстонской дивизии в качестве полковника Русской императорской армии. В 1918-м, будучи отчисленным в резерв, уехал в Финляндию.

Командир 1-й дивизии генерал-майор Александер Тыниссон (слева) и помощник командира дивизии полковник Йохан Унт в Нарве, весна 1919 года. Фото: Eesti sõjamuuseum — kindral Laidoneri muuseum; KLM FT 1037:65 F

 

В Эстонию вернулся осенью того же года и стал одним из организаторов новой армии республики. Первоначально она состояла всего лишь из одной дивизии, руководимой Тыниссоном уже в звании генерал-майора. В состав дивизии входили 1 артиллерийский полк, 1 инженерный и 6 пехотных. Но после объявления 28 ноября 1918 года всеобщей воинской повинности личный состав расширился, и к началу 1919-го там было больше 15 тыс. чел. Тогда же произошла и победа на Вируском фронте, о которой мы писали выше и которая, по мнению специалистов, привела к признанию независимости Эстонии правительством Ленина. Но нужно отметить, что в боях с большевистскими войсками, кроме эстонцев, участвовал также белогвардейский Псковский добровольческий корпус под командованием полковника Г. фон Нефа. Этот корпус, позже переименованный в Северный, стал предшественником Северо-Западной армии, руководимой генералом Н. Юденичем.
Увы, но их союзничество с армией Тыниссона продолжалось недолго. 2 ноября 1919-го, после неравных боёв с красными под Петроградом, войска Юденича отступили к Эстонии. Потом там были разоружены 15 тысяч солдат и офицеров СЗА, 5 тысяч из них отправили в лагеря. Многие бывшие союзники подверглись дискриминации и гонениям, вплоть до расстрелов. И в этом ряд историков винит лично Тыниссона, который — не хочется, конечно, осуждать, но что с фактами делать? — принимал решения о репрессиях вместо помощи бывшим собратьям по оружию.

История сохранила, например, такие примеры. Когда в марте 1920 года возникла угроза кризиса с отоплением, республиканское руководство приказало отправить на лесозаготовки 15 тысяч безработных возрастом от 18 до 50 лет. И генерал-майор Тыниссон повелел подвергать аресту всех русских (прежде всего — из СЗА), отказавшихся от лесоповала. И высылать в Советскую Россию, практически на верную гибель. А ещё он, по утверждениям очевидцев, приказал расстреливать на месте русских солдат, обвинённых в воровстве. Известен факт расстрела бойца бронепоезда, заподозренного в краже мешка с мукой. Это при том, что солдаты Юденича (снова подчеркнём, бывшие соратники Тыниссона) после расформирования СЗА оказались перед лицом голода, пребывая в нищете и бесправии. Увы, как ни прискорбно признавать, но таково было отношение к ним тогдашнего правительства, стремившегося проявить лояльность к Ленину накануне подписания договора об отделении от РСФСР…

Дальнейшая карьера Александра Ивановича следующая. В 1920-м — военный министр и председатель Центрального республиканского совета офицеров. В 1932-1933 гг. — министр обороны, постоянный член Совета МО. В 1934-м вышел в отставку. Тогда же был избран мэром Тарту (пробыл на этом посту до 1939 года), затем — городским головой Таллинна. Параллельно работал зампредседателя Национального собрания, избирался в Рийгикогу. Состоял в партии «Союз Отечества».

Мэр Тарту Александер Тыниссон (1936 г.). Фото: Parikas / Tartu Linnamuuseum; TM F 612:12

 

Конец его был трагическим. В 1940-м, после присоединения Эстонии к СССР, его арестовал НКВД. 30 июня 1941 года Александера Тыниссона расстреляли в таллиннской Батарейной тюрьме. Репрессировали и семью: старшему сыну дали 30 лет ГУЛАГа, а жену с младшим сыном депортировали в Кировскую область (Кировым большевики назвали в 1934-м прекрасную Вятку).

19 июня 2005 года на центральной площади города Йыхви торжественно открыли памятник генералу Александеру Тыниссону (скульптор Яан Варес). Памятник очень красивый, впечатляющий. И всё же, вероятно, лучше было бы поставить монумент, подобный тому, что создан для могилы Никиты Хрущёва скульптором Эрнстом Неизвестным. Я имею в виду цветовую гамму: половина фигуры чёрная, половина — белая. И бородавки, которые Неизвестный, подвергшийся гонениям со стороны Никиты Сергеевича, а позже согласившийся, по просьбе родни, сделать памятник, документально отобразил на каменном лике бывшего главы СССР и КПСС. «Бородавки» — в данном случае имеется в виду неприкрытая правда.

Впрочем, навязывать своё мнение не хочу, а тем более осуждать. Надеюсь, Господь простил рабу Александру грехи вольные и невольные…

Напоследок укажем его награды: ордена Св. Станислава 3-й ст. (ВП (Высочайшее Повеление — Ред.) 17.10.1906); Св. Анны 3-й ст. (ВП 31.03.1913; с 06.12.1912); Св. Анны 4-й ст. (ВП 29.10.1914); Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (ВП 29.04.1915); Св. Станислава 2-й ст. с мечами (утв. ВП 02.05.1916); Св. Анны 2-й ст. с мечами (утв. ВП 23.07.1916); мечи и бант к ордену Св. Анны 3-й ст. (утв. ВП 08.10.1916). И др.

Будем надеяться, что это «белое» перевесит «чёрное»…

Памятник Александеру Тыниссону в Йыхви. Фото Д. Пастухова

 

Читайте по теме:

В Йыхви отметили 150 лет со дня рождения героя Освободительной войны Александера Тыниссона

Комментарии закрыты.

Glastrennwände
blumen verschicken Blumenversand
blumen verschicken Blumenversand
Reinigungsservice Reinigungsservice Berlin
küchenrenovierung küchenfronten renovieren küchenfront erneuern