Досрочный выход из II пенсионной ступени — влияние на рост цен и домохозяйства
Экономист Банка Эстонии Яаника Мерикюлль отмечает, что реформа II пенсионной ступени в 2021 году привела к тому, что в экономику страны поступило чрезвычайно большое количество свободных средств. Возник шок ликвидности, поскольку возможностью вывести свои сбережения до пенсионного возраста воспользовалась пятая часть накопителей.
В результате этого за один месяц в экономику Эстонии поступило 1,34 миллиарда евро, что составляло на тот момент 4,6% годового ВВП страны. Государство удержало подоходный налог с выведенных средств и перечислило оставшиеся деньги на расчётные счета выбывших. Для людей, выведших деньги из II ступени, эта сумма в среднем соответствовала 7,5-кратному месячному доходу. Изъятые пенсионные сбережения способствовали увеличению потребления и вкладов, а также снижению остатка потребительских кредитов. В то же время, на фоне возросшего спроса, потребительские цены с последнего квартала 2021 года до второго квартала 2022 года росли примерно на 1–2 процентных пункта в квартал, пишет Яаника Мерикюлль.

Средние потребительские расходы вышедших из II пенсионной ступени в первой волне, составляли 12% от всех потребительских расходов населения Эстонии. Также доля вышедших среди взрослого населения составляла 12%. У вышедших была более высокая склонность к потреблению по сравнению с теми, кто продолжил накапливать — склонность к потреблению у вышедших составляла 42%, а у оставшихся — 37%.
Кроме того, у вышедших было мало ликвидных активов и высокая долговая нагрузка. Их вклады составляли лишь 4% от всех вкладов населения Эстонии, что значительно меньше их доли во взрослом населении. Также у большинства из них не было опыта инвестирования в облигации и акции, поскольку активы вышедших в этих классах активов составляли всего 0,2% от всех облигаций и акций, находящихся в собственности населения страны. Зато потребительские кредиты вышедших составляли 46%, а жилищные кредиты — 20% от всех потребительских и жилищных кредитов населения.
Наибольшее влияние выплаты по II пенсионной ступени оказали на совокупное потребление домохозяйств, т. е. на общее потребление, их депозиты, инвестиции в рискованные финансовые активы и остаток по потребительским кредитам.
Изъятия средств увеличили общее потребление на 3,5% в третьем квартале 2021 года. Учитывая, что выплаты были произведены в сентябре и затронули только 12% населения, для них это представляет собой очень большой рост ежемесячного потребления. По оценкам, им удалось потребить на 87% больше, чем в предыдущем месяце. Наиболее сильное влияние на потребление ощущалось в первый месяц после первой волны выплат, однако потребление оставалось выше среднего ещё несколько кварталов.
Также влияние на финансовые активы было наибольшим непосредственно после выплат: вклады жителей Эстонии в эстонских банках выросли в первом квартале на 8,5%, а рисковые финансовые активы — на 6,2%. Впоследствии это влияние уменьшилось. Наиболее продолжительное воздействие изъятые пенсионные сбережения оказали на остаток потребительских кредитов. Это влияние было наибольшим (в среднем 3,9% в квартал) в течение трёх кварталов после выплат, и общий объём потребительских кредитов сократился на 250 миллионов евро. Статистически значимого влияния выплат на остаток жилищных кредитов выявлено не было.
Рост потребления привел к росту потребительских цен на 1–2 процентных пункта в квартал
Учитывая сильный шок ликвидности, вызванный изменениями во II пенсионной ступени, а также их значительное влияние на потребление, вполне естественно задаться вопросом: оказало ли это влияние на потребительские цены? В своей научной работе мы пришли к выводу, что данная реформа ускорила рост цен в Эстонии с четвёртого квартала 2021 года до второго квартала 2022 года на 1–2 процентных пункта в квартал.
Согласно анализу, высвобождение средств из II пенсионной ступени в течение девяти месяцев вызвало дополнительный рост цен в пределах от 4 до 12%. Доверительный интервал этой оценки составляет 90%. Это значительный рост цен, однако при его интерпретации следует учитывать, что общий рост цен в 2021–2022 годах был очень быстрым и составил 25%, и часть краткосрочного подорожания сошла на нет по мере снижения спроса.
Вдобавок мы разделили рост потребительских цен в своём анализе на факторы спроса и предложения и пришли к выводу, что высокий спрос на товары и услуги стал причиной более быстрого роста цен в двух последних кварталах 2021 года.
Читайте по теме:
Как получить деньги из II ступени при выходе на пенсию
Более трети жителей Эстонии опасаются, что им не хватит денег на пенсию
Комментарии закрыты.