Игорь Круглов: Заводчики Лесснеры — производители «маленьких паровозов» и совладельцы таллиннской судоверфи

Недавно мы писали* о династии Нобелей, представители которой имели ряд бизнесов в царской России и, в частности, на паях владели компанией «Ноблесснер» («Нобель и Лесснер»). А теперь расскажем об их партнёрах, олицетворявших вторую часть названия совместного предприятия.

183

Но сначала напомним, что судоверфь «Ноблесснер» была образована в 1912 году в Ревеле (Таллинне) по договору между машиностроительным заводом «Людвиг Нобель» и фирмой автопроизводителя Густава Лесснера, аналогично носившей имя последнего.

Находилось СП на берегу Таллиннского залива, на улице Тёэстузе. Специализировалось на субмаринах разных типов. За время своей истории сменило несколько названий: «Петровская верфь», «Таллинская судоремонтная верфь ВМФ СССР», «Таллинский морской завод ВМФ СССР» и др. После того, как Эстония стала независимой, превратилось в акционерное общество «Таллиннский морской завод». Однако в 2001-м АО обанкротилось, и теперь на его территории располагается офисно-жилой квартал «Ноблесснер». Квартал считается исторической достопримечательностью, созданной «по принципу сочетания исторического промышленного наследия с лучшими решениями современного городского пространства», как пишут о нём архитектурные справочники. Они же указывают, что его концепция, победившая на международном архитектурном конкурсе, «ставит во главу угла дружелюбие к человеку, создание прибрежной среды с пространством для жизни, работы и отдыха»…

Квартал Ноблесснер в наши дни. Фото Д. Пастухова

 

Но вернёмся к компании «Лесснер» и её хозяевам.

Основана она была в 1853 году в Санкт-Петербурге Густавом Арнольдом (Францевичем) Лесснером (1823–1886) — предпринимателем шведско-немецкого происхождения, переехавшим в Россию с надеждой построить здесь успешное дело. В столице он приобрёл у купеческой вдовы участок и возвёл каменное здание, где открыл «Заведение типографских принадлежностей». Вначале его предприятие было ориентировано на производство типографских станков, а вскоре появились и чугунолитейные мастерские. Добавилось несколько помещений для выпуска машинных паровых котлов. Дела шли прекрасно, и Лесснер-старший за несколько лет сделался купцом 1-й гильдии, что было весьма авторитетным званием. В 1860-х модернизировал мастерские и объединил их в цеха по механическому и литейному производству. Это произошло после того, как царское правительство позволило беспошлинно ввозить железо и чугун для машиностроительных предприятий, работающих с водяными и паровыми двигателями. Так возник завод, получивший впоследствии название «Старый Лесснер».

Он располагался на огромной площади в Выборгской части Санкт-Петербурга.

К концу XIX века частично был перепрофилирован на производство оружия, и в 1889-м здесь, по оригинальному проекту, изготовили первую отечественную торпеду. В 1898-м преобразован в акционерное общество «Машиностроительный чугунолитейный и котельный завод Г.А. Лесснера», куда вошёл и недавно построенный комбинат «Новый Лесснер».

Отметим, что вторым таким масштабным промышленным проектом был машиностроительный завод Людвига Нобеля. Нобели считали себя русскими подданными. А основатель династии Лесснеров, хотя и не стал гражданином Империи, перед смертью тоже завещал детям, чтобы те приняли российское подданство. Что они и сделали…

Когда Густав-старший скончался, предприятие перешло к его вдове Марии и наследникам. Те с энтузиазмом подхватили эстафету, и в итоге, к 1917 году, превратили «Лесснер» в один из крупнейших концернов.

Вначале дело отца продолжил Густав Арнольдович (Эмиль Густав Арнольд) Лесснер (1861–1907). Вот он-то и рискнул в 1898-м отважиться на дерзкое новаторство, каким в XIX веке казалось производство автомобилей.

Почему дерзкое? Да потому что изобретение двигателя внутреннего сгорания, а за ним и автомобиля поначалу очень многих просто шокировало. Эти «железные кони», которые, в отличие от лошадок настоящих, ревели, гремели, скрежетали и выпускали длиннющие хвосты чёрного дыма, очень пугали общество, не привыкшее ни к чему подобному. И тем не менее они быстро проникали в самые отдалённые закутки земного шара, заполонили его. Совсем, как в старой песне:

Автомобили, автомобили
Буквально всё заполонили!
Там, где вековая лежала пыль,
Свой след оставил автомобиль!

Источник: wiki.nashtransport.ru/images/3/3c/Книга_Автомобили_России_и_СССР._Том_1.pdf

 

Кстати, у многих поэтов почему-то «заполонили» чаще всего рифмуется с «автомобили». Не иначе, потому что они обрели огромную популярность, даже несмотря на то, что были крайне несовершенны и доставляли массу неудобств.

Для примера приведём сцену из известного фильма Георгия Данелии «Не горюй!». Помните, как там по провинциальному грузинскому городку раскатывал на автомобильчике бравый офицер, а жители ужасались, затыкали уши и морщили носы? Но главная героиня, единственная из тех, кто знал, что это за чудо-юдо такое, гордо поясняла, удивляясь невежеству земляков: «Это аутомОбиле — маленький паровоз!»

Или вспомним картину «Трое в лодке, не считая собаки» (1979) с А. Мироновым, А. Ширвиндтом и М. Державиным, где звучала такая песня (авторы А. Колкер – К. Рыжов):

Страшное время! Бедный наш Лондон!
Стал он для жизни совсем непригодным.
Смрадом, туманом, дымом зловонным
Дышит теперь человек…

Автомобили, автомобили
Улицы Лондона заполонили!
Эти убийцы уже задавили в Англии
Двух человек!

Ужасный, ужасный,
Кошмарный, кошмарный,
Безумный, безумный
Девятнадцатый век!

Историки называют фирму Густава Лесснера «первым крупным русским предприятием, РИСКНУВШИМ (!) заняться автомобилестроением». Здесь следует подчеркнуть, что на нём машины (кстати, термин «машина» вошёл в обиход только после 1917 года, его любили употреблять большевики) именно производились, а не просто собирались из заграничных узлов и агрегатов, что и сегодня делается сплошь и рядом. «Лесснер» выпускал очень солидные по тем временам легковики и грузовики. А ещё он в 1904-м создал первую русскую пожарную машину. Она пришла на смену повозкам с резервуарами воды, которые тащили бедные лошадки.

Г. Лесснер сотрудничал с немецким концерном «Даймлер» (получал от него некоторые запчасти), а также с нефтяным синдикатом Нобелей, с которыми у него давно сложились самые тесные деловые и дружеские отношения. В результате такой плодотворной деятельности он был отмечен Большой медалью Государя Императора «За установление автомобильного производства в России». Его «маленькие паровозы» участвовали в международных конкурсах, состязаниях и выставках, в частности — в Международной выставке в московском Манеже в 1907 году…

Таллиннское СП «Ноблесснер», как мы уже писали, было создано в 1912-м. Со стороны Лесснеров договор подписал младший из представителей династии, Артур Густавович (увы, о нём подробных данных мы не имеем). Так объединилась их фирма с концерном Нобелей, занимавшим первое место в России по изготовлению судовых и стационарных дизельных агрегатов марки «Русский дизель». В 1913–1917 гг. на «Ноблесснере» выпускались подлодки, а также ремонтировались другие корабли.

Увы, но сотрудники Лесснера, как и рабочие Нобеля, и других заводов, не раз участвовали в революционных забастовках и стачках, о чём, вероятно, весьма пожалели после победы большевиков. Пожалели, потому что новые хозяева не стали платить им и десятой доли того, что они получали при «буржуазии». Да и вообще превратили в полурабов.

Российская революция фабрики знаменитых заводчиков «национализировала». «Старый Лесснер» переименовали в «Торпедо», потом были «Двигатель», «181 НКСП», «НПО «Уран», ОАО «Завод «Двигатель». Долгое время его использовали для производства вооружений.

А «Новый» превратился в сплошную «Карлу-Марлу»: сперва в «Государственный механический завод им. Карла Маркса», затем в «Головной завод Ленинградского машиностроительного объединения (ЛМО) им. Карла Маркса», производящий оборудование для текстильной промышленности и химических волокон. Во время Великой Отечественной войны выпускал знаменитые реактивные миномёты «Катюша». После крушения коммунизма и распада СССР распался и он, неизвестно « с какого бодуна» носивший имя главного коммунистического закопёрщика. Теперь на значительной части его территории тоже жилой квартал.

*Этот материал можно прочесть тут.

Комментарии закрыты.

Glastrennwände
blumen verschicken Blumenversand
blumen verschicken Blumenversand
Reinigungsservice Reinigungsservice Berlin
küchenrenovierung küchenfronten renovieren küchenfront erneuern