Гайчонок: Неудобная правда — почему эстонские законы не работают для британских солдат
Международные договоры ставят британских военных в Эстонии над местными законами. Расследование, начатое с простого TikTok-стрима, вскрыло тревожные детали соглашений, по которым солдаты НАТО неподсудны эстонскому правосудию.
Случайно сорвавшееся слово в эфире TikTok и последовавшее расследование привели меня к очень интересному открытию. С эстонскими эстонцами возник спор про «вежливых зелёных человечков», которых они очень-очень боятся. Эстонцы наотрез отказываются понимать, что «вежливые зелёные человечки» находились на территории Украины (Крыма) задолго до начала их «прогулок» в 2014 году. Находились они там на ЗАКОННЫХ основаниях действующего на тот момент международного (укр-рус) договора.
Для примера я привёл эстонцам нашу военную базу в эстонском городе Тапа, где после вторжения Путина в Украину размещены на постоянной основе 900 британских военных с целью «превентивно противостоять военной агрессии». Вот я им и говорю, что если бы наша партия EKRE решила бы провести госпереворот, а действующее реформистское правительство вывести из правительственного комплекса Стенбока и, как это уже было, тут же у стенки расстрелять, а новый кабинет тут же выпустил бы первый «декрет о земле» — то есть «о выходе из состава ЕС»! — то тут EKRE могли бы очень пригодиться «вежливые зелёные человечки» с сильным британским акцентом.
«Кстати!» — бросаю я случайно роковую фразу — «на британской военной базе НЕ действуют эстонские законы». Сказал и забыл… И вот мне в личку пишет вопрос уважаемый участник того стрима: «Пришли пруфы, что эстонские законы не действуют на территории военной базы в Тапа».
Я поначалу растерялся, потому что принятие законов эстонским парламентом было в 2014 году, и найти те новости вряд ли уже получится. Но закон-то — публичный документ! Должен же где-то быть… И вот я лезу в Riigi Teataja, нахожу тот злополучный закон «Rahvusvahelise sõjalise koostöö seadus» (сокращённо — RSKS) и его злополучный §22 «Vägede staatuse lepingud», где в очень завуалированной форме читаем следующее: на всей территории военной базы действует ЭСТОНСКОЕ законодательство, за исключением особых договорённостей в межгосударственных договорах о размещении иностранных военных.
Звучит как «эстонское законодательство», но вот эта поправочка «за исключением…» ставит международный договор НАД эстонской конституцией. Разумеется, военный договор о размещении британцев является если не гостайной, то как минимум НЕпубличным, и ЧТО там на самом деле написано — нам никто никогда не скажет.
Однако! Нашлась парочка бравых британских солдат, которые 15 мая 2021 года в баре города Тапа разбили мужчине лицо, а потом его и ещё двух его спутниц протащили лицом по асфальту. Это всё заснял местный житель, переслал в газету, а та, не разобравшись, выставила в интернет. Ролик завирусился, но сейчас удалён со всех источников. Эстонского пострадавшего мужчину отдельные простодушные зеваки быстро прозвали «сутенёром», а двух его спутниц — «несговорчивыми… гейшами». На самом деле их профессии, как и дальнейшая судьба, неизвестны.
Однако в поле расследования журналиста газеты Viru Teataja попал якобы факт НЕприезда эстонской полиции (после звонка свидетелей), но якобы факт ПРИЕЗДА на место… военной британской полиции! Журналист газеты обратился к пресс-секретарю сил обороны с запросами:
-
Какие законы распространяются на британских военных — эстонские или британские?
-
Имеет ли право военная британская полиция проводить процессуальные действия вне территории военной базы?
Ответ младшего лейтенанта Тави Ласика был обязан пролить свет на главный вопрос. Официальные уста военных сказали нечто офигенно интересное: оказывается, что если бы на британскую военную базу залез бы местный хуторянин и украл бы у них пачку масла, то ловила бы его и судила эстонская полиция. И наоборот — если бы британец совершил бы неправомерные действия, то ловила бы его и доказывала преступление британская военная полиция, действуя ПО ВСЕЙ ЭСТОНИИ!
Подытоживаю: то есть, если бы «вежливые зелёные человечки» с сильным британским акцентом появились бы на Тоомпеа и «не препятствовали бы» толпе демонстрантов производить некие действия по смене власти, то к британцам не мог бы подойти ни один эстонский полицейский, ни даже эстонский военный без того, чтобы встрять в вооружённый конфликт Эстонии с Британией.
И вот теперь ответьте мне: являются ли британские военные в Тапа классическими оккупантами Эстонии, которая «добровольно» разместила у себя «над-национальные» военизированные силы? Кстати, лейтенант сказал ещё и то, что их там не 900 — по договору их может быть от 1000 до 2200 человек.
Всем мира, любви и добра! Нет войне!
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Комментарии закрыты.