Театр Сюдалинна дебютирует конфликтом поколений — спектаклем «Отцы и дети»
В пятницу, 19 сентября, в Театре Сюдалинна, бывшем Русском театре Эстонии, открывается новый сезон. Зрители увидят премьеру спектакля "Отцы и дети".
Режиссёр и худрук театра Дмитрий Петренко ставит спектакль по Брайану Фрилу, ирландскому драматургу, который адаптировал роман Ивана Тургенева «Отцы и дети» в пьесу под названием «Отцы и сыновья», хотя название Петренко оставил тургеневское.

Накануне премьеры состоялся и пресс-показ, режиссёр выбрал отрывок покороче, подинамичнее. Собственно говоря, мы, представители СМИ, стали свидетелями прибытия Аркадия Кирсанова (Михаил Маневич) и Евгения Базарова (Станислав Колодуб) в родовое имение, где их встречает в первую очередь Николай Петрович Кирсанов, отец Аркадия (Дмитрий Косяков), и услышали реплику «Приехали!», после чего всё и закручивается.

Аркадию почти двадцать, Евгений – на пару-тройку лет старше. Молодой Кирсанов и Базаров друзья, единомышленники и просто очень близкие люди. Оба молодых человека уверены, что нашли ответы на все самые важные вопросы, что поняли, в чем ошибка других, в особенности — предыдущих поколений. Они уверены, что знают, как надо жить. И готовы доказать это друг другу и миру. Но что делать, если их правила жизни и принципы становятся бессильными в момент, когда настоящая жизнь накрывает их волной реального мира, в котором всё не так, как на словах? Как быть с реальностью, в которой есть и страх, и отвергнутость, и, самое ужасное — любовь?

«Наверное, ни одно классическое произведение не обросло такими стереотипами, как этот роман Тургенева. Каждый, кто не читал роман, знает, что он про конфликт между поколениями — так говорили учителя на уроке литературы, и так говорит сегодня чат GPT. Но ведь союз «и», который содержится в названии романа, является не разделительным, а соединительным. А вдруг автор романа хотел не противопоставить поколения, а найти именно то, что связывает отцов и сыновей? Мы в своём спектакле будем искать этот союз и разбираться — почему связь поколений — это всегда так больно», — поясняет режиссёр.

Оставим возможность написания рецензий театральным критикам, тем более небольшой кусочек цельного впечатления не оставляет. И предоставим слово актёрам.
Михаил Маневич, сын
«Конечно, ключевая тема — это конфликт поколений, который всегда, во все времена актуален. Хочется сказать, как никогда актуален, но он, мне кажется, в любое время актуален как никогда. И в процессе работы над этим спектаклем мы очень долго думали, кто прав, кто виноват, кто в итоге где, кто в итоге что. И самая проблемная точка — найти какие-то общие позиции в этом всём», — сказал Михаил Маневич.

По его словам, его первое впечатление, когда он получил роль Аркадия, — родом из детства: тогда казалось, что этот персонаж не слишком интересный.
«Как бы вечная шестёрка Базарова. Ты такой мальчик-интеллигент, с которым ничего не происходит. И в этом смысле сейчас, когда работаешь, есть какая-то безумная глубина, безумное развитие персонажа, его внутренняя попытка через что-то пробиться, которая кончается не самым радостным. И, конечно, это безумно интересно — искать именно эти ключевые точки персонажа», — рассказал Маневич.

Точки соприкосновения, считает он (осторожно: спойлеры! — Ред.), как и отмечал в комментарии режиссёр, найти, скорее, удалось:
«Потому что в итоге всё равно, условно, все возвращаются в семью в этом романе. И Базаров, не знаю, спойлерить ли для молодого поколения или не спойлерить, но он оканчивает свой путь в родительском доме, так же, как и Аркадий остаётся в итоге в родительском доме. И всё равно, так или иначе, они — продолжение своих родителей. Базаров существует в этом смысле в большем конфликте со своими родителями, и то в итоге говорит, что он безумно любит их, что родители для него — это вообще лучшие люди, и то, как он себя ведёт, — это наносная история. А Аркадий так вообще просто продолжение своего отца. Кровь от крови, плоть от плоти. И как бы он не старался уйти от этого, всё равно он в итоге приходит к тому, с чем сталкивается его отец».

Исполнитель роли Аркадия Кирсанова также полагает, что внесение современных элементов в постановку (Adidas и Converse в XIX веке точно не было!) — это безусловный плюс:
«Это как раз показывает, что это история вне времени, и что бы там не было написано языком XIX века и вписано в пространство XIX века, всё равно мы даже сейчас, общаясь с родителями, просто общаясь с людьми старшего поколения, чувствуем недопонимание. И во встрече костюма старшего поколения со спортивным костюмом современности прописан конфликт».

Процесс подготовки начался в конце прошлого сезона, в июне, и с августа репетировали каждый день, добавил Маневич:
«Но к премьере окончательно никогда нельзя быть готовым, всё равно это какой-то нерв. Можно сделать сколько угодно прогонов, но приходят зрители, и это уже совершенно другая атмосфера, совершенно другой трепет, поэтому внутренне очень хочется этот спектакль, хочется им поделиться».
Перемены последнего времени (например, «Отцы и дети» — первый спектакль после переименования) дополнительно на происходящее не влияют, подчеркнул он: «Наше дело — заниматься искусством».
Дмитрий Косяков, отец
«Могу сказать, что произведение «Отцы и дети» Тургенева и пьеса Фрила «Отцы и сыновья» действительно отличаются. Допустим, в «Отцах и детях» Тургенева женские персонажи несколько отодвинуты на задний план, потому что основная тема — это борьба философий, нигилизма против либерализма. А здесь женские персонажи выведены больше как бы вперёд, и возникает такая история, что все эти философствования, они разбиваются в банальную любовь, привязанность и просто какие-то очень простые, но очень важные для человека вещи», — говорит Дмитрий Косяков.

Говоря о роли Николая Петровича Кирсанова он рассказал, что это человек-музыкант, играет на виолончели, очень тонкий, все видит, всё понимает прекрасно и пытается соответствовать своему сыну, потому что понимает, что если будет учить его чему-то своему, то просто получит отторжение, а ему важен именно эмоциональный контакт с ним, да и вообще важна атмосфера, чтобы в его поместье все друг друга любили, чтобы все почтительно друг к другу относились:
«Николай Кирсанов по факту, по всему произведению, если читать Тургенева, Фрила пьесу, он в итоге остаётся самым счастливым человеком: у него остаётся его жена Фенечка, в его же поместье переезжает его сын, сын тоже женится, то есть в его семье всё организовалось гармонично и правильно, вне зависимости от тех коллизий, которые с ним происходили в этой жизни. Мне кажется, в этом есть какая-то определённая мудрость человеческая и, скажем так, душевная мудрость».

И, крайне рекомендует Косяков, прочтите роман «Отцы и дети» перед посещением спектакля.
«Тот язык, которым мы рассказываем, он может показаться кому-то новым и непонятным, но главная суть здесь, мне кажется, раскрывается при помощи этого языка гораздо глубже. А так, при любых просмотрах классических пьес я рекомендую прочитать и вспомнить, о чём, собственно, написано».

Читайте по теме:
Новый сезон Театра Сюдалинна объединит классику и современность
Рецензия | «Солярис»: Возвращение со звёзд в Больницу Преображения
Прогулка с Пушкиным: от Покровского до Кистенёвки. Премьера «Дубровского» в Русском театре
Комментарии закрыты.