Вячеслав Иванов: Таллинн — не Копенгаген и не Минск, а Одесса
Нынешний этап коалиционных переговоров в столице с полным основанием следует определить как слегка затянувшийся вечер вопросов и ответов, причём вторые, в неожиданно одесской традиции, сами облачены в форму вопросов. По принципу «Вы почему отвечаете вопросом на вопрос? — А что?..».
На таком фоне особенно бросается в глаза та чрезвычайная осмотрительность, с которой ведёт себя при «озвучке» решений лидер «Отечества» Урмас Рейнсалу. Колумнист издания Rus.Postimees Микк Салу пишет по этому поводу:
«Никто не знает, что на уме у Урмаса Рейнсалу» (RPM 22.10.), и цитирует двух известных деятелей: «Я [—] в голову Рейнсалу не заглядываю», — говорит крупный спонсор „Отечества“ Парвел Пруунсильд. Очень похожую фразу — „самое трудное — понять [—] Рейнсалу“ — недавно в беседе с Postimees произнёс Каарел Оя.
Оя — вице-мэр Таллинна от Социал-демократической партии и один из ближайших помощников Осиновского. За его словами стоит диагноз: если социал-демократы полагают, что понимают, как мыслят и действуют Центристская партия, Партия реформ или Партия правых, то „Отечество“ для них — большая загадка».
Аршином общим не измерить…
При чтении этой цитаты мне вспомнилась одна фраза из документально-публицистического исследования российского историка и писателя Семёна Экштута «Слышишь ли ты нас, товарищ Сталин?!». Автор приводит слова крупного советского военспеца — начальника Главного управления ВВС Красной армии и заместителя наркома, генерал-лейтенанта Рычагова о Сталине: «Угадать, о чём он думает, нельзя. Понять его невозможно. Остаётся верить!»
По поводу товарища Сталина — это, конечно, на любителя. Но что касается умения просчитывать возможные варианты и их сочетания и на этой основе принимать оптимальное решение, то здесь, пожалуй, равных Урмасу Рейнсалу сегодня в эстонской политике нет. В такой оценке сходятся большинство экспертов и аналитиков, кроме тех, которые либо состоят в других партиях, либо как минимум принадлежат к числу сочувствующих этим другим. Хотя случаются и редкие исключения из правил. Пример Каарела Оя — тому подтверждение.
Вообще в политике идеальных комбинаций не бывает. За исключением разве той, что из трёх пальцев. Но мы на ней останавливаться сейчас не станем.
При формировании коалиций в масштабе муниципалитета на идеологических разногласиях внимание заостряется редко. Но Таллинн — муниципальное образование особое. Как и в других странах, столица — и индикатор, и полигон, и триггер для всех социально значимых процессов. Поэтому удивляться, радоваться или печалиться, что глава «Отечества» тянет с принятием решения о дружбе навек, то есть до ближайших выборов, какого бы уровня они ни были, неконструктивно.
Я не случайно употребил двусмысленное словосочетание глава «Отечества»: слишком уж очевидно, что премудрый Урмас рассматривает нынешние выборы и формируемую по их итогам коалицию как стартовую площадку для собственного прыжка в Дом Стенбока. И здесь особенно важно не промахнуться при выборе партнёра.
Не царское это дело
Глядя на события сквозь такой волшебный кристалл, более понятным становится почти демонстративное неучастие лидера партии в завязавшейся перепалке между руководителем столичного отделения Isamaa Рийной Сольман и её коллегами на региональном уровне (и даже выше) из других партий.
Последним в этой череде обмена колкостями стал воскресный (26.10.) пост Сольман в соцсетях, где она раздражённо восклицает: «Один из предвыборных лозунгов нынешней правящей в Таллинне партии был: „Таллинн должен быть Копенгагеном, а не Минском“ [лозунг социал-демократов]. Удивительно, что на письмо „Отечества“ с 15 вопросами потенциальные партнёры по коалиции до сих пор не нашли сил ответить».
И речь ведь не только о социал-демократах. Реформисты и Партия правых тоже не ответили на вопросы «Отечества» и даже заявили, что не собираются этого делать.
При таком раскладе позиция центристов выглядит хотя бы вежливее: и они не дали своего письменного ответа на пятнадцать «контрольных вопросов» партии Isamaa, но и не проигнорировали их всухую (как троица из противоположного лагеря), задав встречные вопросы: мол, мы вам ответим, но сначала ответьте вы…
Лидер «Отечества», по крайней мере, на момент написания этого текста, либо даёт уклончивые комментарии, либо вообще хранит многозначительное молчание, подчёркивая тем самым своё положение вожака, находящегося, до поры до времени над схваткой, но имеющего свободные руки (если угодно — свободный микрофон), чтобы вступить в неё в любой момент, который он сочтёт наиболее подходящим.
Существует устойчивое, но ошибочное мнение, что весь расклад в нынешнем пасьянсе испортили экреноиды, не прошедшие в горсобрание Таллинна. Как было бы хорошо, говорят апологеты нетрадиционной и противоестественной по своей сути право-левой ориентации альянса реформистов и соцдемов: центристы слились бы в экстазе с EKRE, и тогда все остальные партии создали бы в Таллинне мощную оппозицию, бесконечно ставя палки в колёса коалиционной, токсичной во все стороны телеге.
…Неделю назад я высказывал мнение, что для ЦП оптимальным был бы вариант союза с СДП. Речь шла главным образом о программных установках, и с этой точки зрения мои позиции остаются прежними. Но неделя — срок немалый, перемены происходят стремительно. Сегодня наиболее предпочтителен тандем «Отечества» и центристов. Не потому, что такой союз хорош сам по себе, а потому что все остальные варианты — хуже. Помимо программ существуют реалии. Например, амбиции лидера соцдемов, который, похоже, никак не может простить своему предшественнику на посту мэра Таллинна, что именно он, Евгений Осиновский, нанёс Михаилу Кылварту решающий удар в спину. Такие прихотливые психологические зигзаги бывают. Ну и Бог ему судия…
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Читайте по теме:
Isamaa в четверг не смогла решить, с кем быть в коалиции в Таллинне
Осиновский — Isamaa: 15 ваших вопросов обсудим на коалиционных переговорах
Комментарии закрыты.