Бабин: «Подобает гордиться такими людьми…»

После публикации об Эдуарде Толле автор вспоминает другого героя той же экспедиции — врача и выпускника Дерптского университета Германа Вальтера. Спустя век его заброшенную могилу в Арктике совместными усилиями россиян, эстонцев и немцев привели в порядок, показав пример общего гуманитарного дела. Сегодня, по мнению автора, эта история о «связи времён и народов» звучит горькой иронией на фоне современной политической риторики.

137

В издании «Трибуна» недавно была публикация «Эдуард Толль и Земля Санникова». Небольшая заметка напоминает о том, что руководителем знаменитой Русской полярной экспедиции на шхуне «Заря» в 1900-1902 годы был уроженец Ревеля (Таллинна), выпускник Дерптского (Тартуского) университета Эдуард Толль. Экспедиция, помимо прочих научных целей, пытавшаяся найти легендарную Землю Санникова, стала последней для замечательного учёного и путешественника-первопроходца…

Публикация напомнила мне о событиях, связанных с этой экспедицией, точнее, с ещё одним её ярким участником, тоже, как и Эдуард Толль, нашим земляком. Но это относительно недавняя история, примерно пятнадцатилетней давности. Подумалось, что она может быть кому-то интересна.

«Мы наслаждались радостью познания»

Герман Эдуардович Вальтер – тоже участник Русской полярной экспедиции Эдуарда Толля. Тоже выпускник Дерптского университета.

Врач, зоолог, бактериолог, а также заядлый охотник и отличный шахматист, любознательный, остроумный, отважный, выносливый  человек – так характеризовал близкого друга в своём дневнике Эдуард Толль.

Герман Вальтер родился 3 ноября 1864 года на мызе Анне близ города Валка/Валга, сейчас это территория Латвии. Но как личность он сформировался на территории современной Эстонии. В Дерптском университете получил медицинское образование.

Там же, в Дерпте, Герман Вальтер работал практикующим врачом (но не сразу после университета, до этого работал и повышал квалификацию в Риге, Берлине и Вене), когда его друг Эдуард Толль предложил ему принять участие в полярной экспедиции. Доктор сразу согласился.

Известны некоторые подробности. Во время первой зимовки «Зари» у западного побережья полуострова Таймыр в апреле-мае 1901 года Герман Вальтер заболел ревматизмом. Ещё не вполне оправившись от болезни, летом вместе с зоологом Алексеем Бялыницким-Бирулей он предпринял поход по прибрежной полосе Таймыра. «Мы наслаждались настоящей радостью познания», – писал счастливый Вальтер.

Во время второй зимовки на западном побережье острова Котельный (самый большой остров в архипелаге Новосибирских островов, на стыке моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря) ревматизм вновь дал о себе знать. Состояние доктора  ухудшалось. Но Германа Вальтера это не пугало, он продолжал свою работу. Ещё за несколько дней до ухода из жизни он мечтал о походе на Северный полюс на собачьих упряжках.

Оптимизм и энергия доктора были, казалось, неиссякаемы. Вот и сердце его остановилось, когда он был занят научными наблюдениями.

«Я не в состоянии описать всю бесконечную печаль, какую в эти дни переживаю…» – записал Эдуард Толль в дневнике, когда его друга, которому было всего 37 лет, не стало. Направил он и телеграмму в Санкт-Петербург (столицы она достигла 5 марта следующего года): «21 декабря 1901 года вследствие ревматизма и от сердечного удара скончался доктор Герман Вальтер. В его лице Русская полярная экспедиция потеряла самоотверженного члена экспедиции, команда яхты «Заря» – любимого врача, а лично я – своего ближайшего друга».

Похоронили Германа Вальтера на острове Котельном.  Мыс Вальтера – так теперь называется эта оконечность острова. В тот день Эдуард Толль сказал команде, что это временное захоронение, предложил потом доставить прах доктора в Дерпт.

Но вскоре и сам Эдуард Толль погиб. Точнее – пропал без вести вместе с несколькими своими спутниками, с которыми, когда «Заря» стояла во льдах, отправился на остров Беннета, это около 200 километров к северо-востоку от Котельного.

Трагической оказалась экспедиция. И Землю Санникова путешественники не нашли. Зато сделали несколько других географических открытий и собрали богатый научный материал. В этом смысле экспедиция была признана в целом успешной. Но сейчас мы вспоминаем Германа Вальтера.

За дело взялся клуб «Приключение»

Остров Котельный, от которого до ближайшего населённого пункта, посёлка и порта Тикси, около 150 километров, необитаем. Но люди там бывают. А те, кто бывал, конечно, обращали внимание на единственное на острове старое захоронение человека, находившееся в крайне неприглядном виде. Возвращаясь на материк, рассказывали об этом.

В частности, в 2007 году по острову путешествовал  немецкий профессор Герхард Гампель с сыном. Вероятно, повышенное их внимание привлекло то, что имя и фамилия покойного указывают на его возможное немецкое происхождение. Поэтому и рассказ профессора, возможно, был особо эмоциональным.

Как бы то ни было, информация об этом дошла до известного полярного путешественника Дмитрия Шпаро. Это имя особенно широко стало известно в 1979 году, когда была успешно осуществлена возглавлявшаяся им первая лыжная экспедиция на Северный полюс.

С 1989 года Дмитрий Игоревич вместе с сыном-единомышленником Матвеем руководит клубом «Приключение». Этот клуб осуществляет большую благотворительную деятельность через путешествия, краеведение, спорт, охватывая, в том числе, детей и инвалидов. Перезахоронение Германа Вальтера стало очередной акцией клуба «Приключение».

Группа молодых людей из этого объединения  прибыла на вертолёте на Котельный. Они ужаснулись, увидев, в каком состоянии находится могила доктора Вальтера, отважного полярного исследователя.  Металлический крест, с грустью и любовью изготовленный командой «Зари», валялся на земле, столбики и цепи напоминали груду металлолома.

Гроб, «вытолкнутый» на поверхность вечной мерзлотой, почти «съехал» в лужу размером с небольшое озеро. Угадывались боковины гроба, а крышки почти нет…

Принялись за работу. Сделали, что могли. Главное – , накрыли захоронение своеобразным саркофагом из разрезанных металлических бочек, чтобы защитить от дальнейшего разрушения. Разумеется, это было временное решение. Захоронение надо куда-то переносить.

Но куда? В Латвию, на малую родину Германа Вальтера? В Тарту? В Кронштадт, откуда стартовала полярная экспедиция Эдуарда Толля? Якуты считали, что захоронение должно остаться в их республике (остров Котельный – территория Якутии)…

Но прежде всего надо было попытаться найти родственников-потомков Германа Вальтера, чтобы, как полагается, получить их согласие на перезахоронение. Или убедиться, что их нет. Стали делать запросы в различные инстанции. Всё это очень долго и сложно…

Как нашли потомков доктора Вальтера

Как известно, нередко жизнь и деятельность людей во многом определяют какие-то случайные обстоятельства. Вот и в этой истории не обошлось без случайности.

Эстонский режиссёр-кинодокументалист Рихо Вястрик – человек, который хорошо знает и любит русский Север, Сибирь и живущих там людей. Работая над очередным своим фильмом, он находился в Тикси как раз в то время, когда сюда вернулась экспедиция с острова Котельный. Так круг друзей Рихо в этих краях пополнился ещё одним. Это Сергей Рыжий, он местный, из Тикси, руководитель историко-географического клуба.

Сергей рассказал Рихо о подробностях акции на острове, а также о поиске потомков Германа Вальтера. И заметил: доктор был из балтийского края, вот и Рихо оттуда же. Вдруг чего узнает. Действительно, неформальные живые контакты порой бывают более эффективны, нежели официальные запросы. Так и оказалось.

Рихо вышел на Эрки Таммиксаара, доктора географии Тартуского университета, тоже увлечённого историей дальних путешествий с участием земляков, а это балтийские немцы в основном.

Эрки Таммиксаар и помог найти в Германии потомка Германа Вальтера. Это Роланд Вальтер, профессор геологии, как оказалось, тоже занимавшийся арктическими исследованиями, только в Канаде. Была у него и совместная деятельность с коллегами из России, из города Уфы. Роланд Вальтер указал и двух других потомков доктора Германа Вальтера, носящих ту же фамилию.

Таким образом, возник ещё один возможный вариант перезахоронения Германа Вальтера – в Германии.

И всё-таки итоговое общее решение – оставить захоронение на острове Котельном.

Вновь отправилась экспедиция клуба «Приключение» на остров. Теперь уже с тем, чтобы окончательно обустроить место упокоения доктора Германа Вальтера. Только, конечно, в другом, более надёжном месте. Такое место посоветовал директор Усть-Ленского государственного природного заповедника (великая сибирская река Лена впадает в океан в этих местах) Александр Гуков. Все думали, что могилу надо сделать где-то ближе к центру острова, но Гуков сказал, что, наоборот, ближе к берегу надо: там есть надёжное скальное основание.

Очень тяжёлая работа – выдалбливать могилу в вечной мерзлоте. Плохая погода, холод, ни на секунду не утихающий пронзительный ветер, визиты белых медведей, не очень дружелюбно настроенных…

А поскольку дата церемонии перезахоронения с приглашением многих гостей была назначена заранее (29 июля 2011 года), последние дни ребята трудились в режиме аврала. Но всё успели. (Подробности акции на острове Котельном нам известны из дневника руководителя группы Екатерины Колесниковой, фрагменты которого публиковались в «Комсомольской правде» и в «Новой газете».)

Горсть эстонской земли на русском Севере

На церемонии перезахоронения присутствовали представители трёх стран: потомки доктора Вальтера из Германии, россияне Дмитрий Шпаро, Екатерина Колесникова, Сергей Рыжий и другие их товарищи по клубу «Приключение», эстонцы Эрки Таммиксаар.  Рихо Вястрик, естественно, снимавший событие на видеокамеру (он же потом рассказывал мне о том, что там происходило), посол Эстонии в РФ

Симму Тийк. Он бросил в могилу горсть привезённой с собой эстонской земли и вот что сказал в своём выступлении:

«Герман Вальтер выучился и вырос в Тарту, он выпускник Тартуского университета. Тарту – мой родной город, Тартуский университет – мой родной университет. Где же мне быть сегодня, как не здесь…

Я думаю, что всем нам – и немцам, и эстонцам, и русским, да и не только нам – подобает гордиться такими людьми, каким был Герман Вальтер. Особенно молодежи.

Надо в своей жизни сделать что-то важное. Надо мечтать, идти за своей мечтой, надо совершить что-то важное, а не тратить годы попусту.

У Вальтера была великая цель – открытие Севера. У него было чувство команды, он знал – надо всё сделать во имя товарищей. И это было для него дороже собственной жизни…

Очень-очень-очень верное решение, что Германа Вальтера перезахоронили здесь, на острове, а не где-нибудь в Москве или Тарту. Ведь эта могила важна и для местных народов – якутов, эвенков и других, чьи далёкие предки принимали участие экспедициях Толля…

Хочу сказать добрые слова о российском МИДе, о заместителе министра Владимире Титове, который уже с января поддерживал эту миссию…

Знаете, что меня больше всего тронуло в этой экспедиции? Гордость и радость на лицах людей. Когда мы перезахоронили Германа Вальтера, нам удалось всем вместе свершить поистине человеческое дело, христианское, достойное. Это наше общее душевное возвышение.

Я думаю, что в этом как раз и есть смысл всей работы господина Шпаро: и с детьми, и с инвалидами, и в Арктике. Через путешествие, через приключение, через понимание нашей истории добиться душевного возвышения.

Эстония была частью и Королевства Датского, и Королевства Шведского, и Российской Империи. Я думаю, что из всех этих периодов надо помнить хорошее и этим гордиться.

Это тот классический случай, когда надо не делить, а складывать. У нас есть пословица: разделенная радость – двойная радость, в нашем случае она тройная».

В дар Тартускому университету

Но это было ещё не окончание операции «Доктор Вальтер», как называли эту историю причастные к ней люди. Финальный её акт состоялся через два месяца, в сентябре 2011 года, в Тартуском университете. Приехали многие из тех, кто был в июле на острове Котельном. Трое гостей из России – Дмитрий Шпаро,  руководитель работ на Котельном Екатерина Колесникова и ещё один человек, которого назовём чуть ниже. Дипломат Симму Тийк, учёный Эрки Таммиксаар, кинематографист Рихо Вястрик, показавший фрагмент своего фильма, снятого на Котельном, а также автор этих строк.

Принимающую сторону, кроме Эрки Таммиксаара, представлял, естественно, ректор университета Алар Карис.

Дмитрий Шпаро передал ректору ТУ Алару Карису бюст Германа Вальтера, а в ответ получил свидетельство о признании заслуг своего клуба «Приключение». Фото: Андрей Бабин

Если гроб с прахом Германа Вальтера на далёком русском северном острове укрывает и немного эстонской земли, то в Тарту для университетского музея привезли с того острова несколько камней.

Главный же дар Тартускому университету – бюст Германа Вальтера. По просьбе Дмитрия Шпаро его создал (бесплатно) скульптор Олег Слепов. Он тоже присутствовал на церемонии в университете.

Передавая бюст Алару Карису, Дмитрий Шпаро сказал, что тем самым он отдаёт дань уважения всем выходцам из Тартуского (Дерптского) университета, внёсшим весомый вклад в исследования русского Севера и Сибири. Список этих отважных людей-первопроходцев Эдуардом Толлем и Германом Вальтером, конечно, не ограничивается.

Алар Карис, в свою очередь, передал гостю из Москвы то, что будет напоминать о его лично и всего Тартуского университета благодарности российскому клубу «Приключение» за достойное увековечивание памяти Германа Вальтера.

На церемонии перезахоронения на Котельном Дмитрий Шпаро сказал: «Я как русский болезненно переживаю конфликты, которые то и дело возникают у Эстонии с Россией. А тут эстонский посол Симму Тийк, эстонский журналист Рихо Вястрик, эстонский профессор Эрки Таммиксаар, и мы, русские, делаем одно дело. У нас, выходит, общее прошлое. У нас, выходит, общие задачи на будущее. И это меня радует».

Алар Карис, принимая дар, тоже выразил надежду на это же. На то, что студенты, глядя на бюст Германа Вальтера, выпускника того же университета, где учатся и они сегодня, в двадцать первом веке, и погибшего, выполняя свою профессиональную миссию, за тысячи километров от Тарту, будут задумываться о связи времён и народов…

***

После той трогательной церемонии в Тартуском университете прошло немного времени, всего несколько лет. А кажется – вечность. Тот же Алар Карис теперь уже как президент Эстонии призывает «поставить Россию на колени», рассказывает, что русский народ на генетическом уровне склонен к захвату чужих территорий…

Если эти высказывания эстонского президента дошли до Дмитрия Шпаро и его друзей   и соратников, нетрудно догадаться, какие чувства они испытали. Разочарование и горечь…

Комментарии закрыты.

Glastrennwände
blumen verschicken Blumenversand
blumen verschicken Blumenversand
Reinigungsservice Reinigungsservice Berlin
küchenrenovierung küchenfronten renovieren küchenfront erneuern