Об олимпийском спокойствии тех, кого не хотят видеть на Олимпиаде — интервью с сербским тренером российской баскетбольной команды
Урош Цветич, тренер «Чевакаты», рассуждает о главных качествах, которые требуются в противостоянии несправедливости не только спортсменам, и о том, как сохранить спортивную форму в неспортивных условиях.
— Нет, меня не смущает, что мы ещё не чемпионы России, а всего лишь на 5-м месте в турнирной таблице. Главное, что у команды есть воля к победе, девчонки поддерживают друг друга. Есть здоровая спортивная злость и великолепная физическая подготовка. Кроме того, это «всего лишь» дорогого стоит: в жёстких условиях подлинных баскетбольных состязаний пятое место — уже неплохой результат. Так что мы не отчаиваемся: продолжаем работать, понимая, что победа просто так никому не достаётся, – Урош Цветич улыбается: знает, что, во-первых, его команда играет на совесть, во-вторых, именно за такое отношение к спорту и людям «Чевакату» любят и ценят болельщики.
Урош Цветич, тренер вологодской баскетбольной команды «Чеваката», отвечающий за общую физическую подготовку спортсменок, работает здесь уже три года. До этого работал в курском «Динамо», ещё раньше тренировал китайских спортсменов. Но, говорит, при всем уважении к Китаю, Россия как-то роднее сербу. Просторнее, что ли. Впрочем, не только в географии дело, если вы понимаете, о чём я.
Чтобы понять друг друга, русским и сербам больших усилий не нужно. Что называется, с полуслова, с полувзгляда всё ясно.
— Урош, — спрашиваю, — как вы выучили русский язык, да ещё так, чтобы без акцента?
— Примерно так же, как вы выучили сербский: взял и выучил. Трудностей не возникло. Плюс, знаете, схожесть менталитетов, общее доброе отношение, родственность языков — какие могут быть трудности!
— Погода, например. Пасмурная весна, слякоть эта, то дождь, то снег — как, не влияет на настроение? Не тянет в тёплые сербские края?
— Иногда, конечно, тянет: по солнцу тоскую, бывает. Но по опыту знаю, что погода — штука переменчивая: и солнце выйдет, и зелень появится, и небо очистится. Это касается не только метеорологии.
— Да, кстати о погоде в «большом спорте»: как вы оцениваете откровенные издёвки над Россией со стороны нынешних организаторов Олимпийских игр? Свой флаг нельзя, гимн — ни в коем случае, само слово «Россия» — запретить.
— Примерно так же, как такие же издевки над Сербией в совсем недавнем прошлом. Мы же через то же самое прошли во время войны с НАТО. «Жуткие сербские варвары», «сербские недочеловеки», «весь цивилизованный мир осуждает Сербию» — всё это было, всё это знакомо до боли. Сейчас коснулось России. О чём, кстати, мы вас ещё тогда, в 90-е, предупреждали: «Русские братья, то, что вы видите сегодня в Сербии, придёт к вам: нападение на Россию началось с Сербии». Речь не только о спорте (какие там олимпийские принципы!), который — лишь часть нашей жизни, так же, как культура, наука, промышленность.
— Как же сербы смогли противостоять таким унижениям, такому давлению?
— Мне кажется, во-первых, пониманием, осознанием того, что мы страдаем за правду. Это даёт силы, когда ты понимаешь, что страдаешь за правду. Во-вторых, по моему глубокому убеждению, большое значение имеет самоуважение: несмотря на все попытки тебя унизить, втоптать в грязь, ты не теряешь достоинства, не заискиваешь перед теми, кто назначил себя «цивилизованными» и присвоил себе право судить тебя. Если ты себя уважаешь — себя, свой народ, страну, — то выберешься из любых испытаний.
— Сербский спорт не может не вызывать уважения: ваш футбол (простите за последний товарищеский матч в Москве), баскетбол, теннис, волейбол — успехи сербов впечатляют. Как вы смогли сохранить спортивную форму в неспортивных условиях?
— Думаю, благодаря пристальному вниманию к развитию не только «большого спорта», не только стремлению к рекордам во что бы то ни стало, сколько настойчивостью в сохранении так называемого массового спорта. Проще говоря, спорт, по моему убеждению, должен быть привычен, стать своим в обществе. Футбольные, баскетбольные, волейбольные площадки во дворах, походы в бассейн — вот что должно быть само собой разумеющимся, а не истерическая «заточенность» на рекордах. Если спорт, физкультура будут привычными, будут и рекорды, поверьте. Не все могут быть Николой Теслой, но все (или подавляющее большинство) могут освоить основные правила математики и физики. И уже оттуда, из такого общества, можно ждать появления гениев. То же и со спортом: пусть он станет привычным. Точнее, пусть снова станет привычным, как это было у вас раньше, — тогда будут и настоящие, серьёзные чемпионы.
— То есть, по вашим словам, далеко не всё потеряно?
— Абсолютно ничего не потеряно. Для спортсмена губительно впадать в истерику: спорт предполагает достойную, упорную борьбу, прежде всего, мне кажется, с самим собой. Победить собственные слабости — вот самая мощная победа. Всё остальное пройдёт, как пройдёт и мрачная погода. Вот такой настрой я передаю как нашим спортсменкам, так и всем русским: уважайте самих себя и не сгибайтесь.
Читайте по теме:
Канадский хоккеист в России: «Как насчёт того, чтобы оставаться людьми?»
Комментарии закрыты.