Игорь Круглов: Перводекабрьское восстание в Эстонии — эпизод «перманентной революции»

«А уж как стрельба пойдёт, пуля дырочку найдёт» — это слова одной из песен Булата Окуджавы. Стрельба, которая началась вместе с русской революцией 1917 года, нашла огромное количество «дырочек» — многие миллионы. Её трагические последствия ощущались даже десятилетия спустя, ощущаются они и до сих пор. Она перекроила мировую карту, уничтожила могущественные империи, совершила переворот в глобальном массовом сознании, принесла неисчислимые бедствия народам многих стран. Одна из таких стран — Эстония. В начале 1920-х её также захлестнули террор и кровопролитие. Это случилось во время т. н. Перводекабрьского восстания в Таллинне и других городах, вспыхнувшего 1 декабря 1924 года, и продолжилось в период зачисток, устроенных властями по отношению к повстанцам и их симпатизантам.

53

Предыстория этого восстания такова. Первая Эстонская Республика, провозглашённая 24 февраля 1918 года, в ходе Гражданской войны в России и Освободительной войны на территории самой республики добилась независимости от правительства Ленина. 2 февраля 1920 года между Советской Россией и Эстонией был подписан мирный договор со взаимным признанием. В том же году Учредительное собрание Эстонии одобрило проект первой конституции, а в 1921-м Эстония стала членом Лиги Наций. То есть превратилась в самостоятельное, признанное мировым сообществом государство. Однако большевики не оставляли надежд вернуть её в состав новой империи, создаваемой ими, или хотя бы установить в ней прокоммунистический режим. Дело в том, что их согласие с независимостью было вынужденным: Ленин очень боялся прорыва Северного фронта и захвата Петрограда войсками белой Северной армии и частями их союзников-эстонцев, поэтому и пошёл на такой шаг. Однако своих притязаний на Эстонию не оставил, и потому туда засылались эмиссары из РСФСР, в основном — балтийские коммунисты. Их целью было свержение правящего режима государственного старейшины (главы государства и кабинета министров) Фридриха Акеля и установление коммунистической диктатуры. Заговорщики связывали свои надежды на успех с послевоенным экономическим кризисом, крайней нестабильностью правительств (достаточно сказать, что с 1923 по 1934 гг. их сменилось целых 23!) и дисбалансом властей.

Советский монумент событиям 1 декабря 1924 года располагался напротив Балтийского вокзала в Таллинне. Снимок 1976 года. Надпись: «Вооружённое восстание эстонского трудового народа». Авторы: скульптор Матти Варик, архитектор Аллан Мурдмаа. Фото: Jaan Künnap / Wikimedia Commons

 

В процессе подготовки к восстанию центральные комитеты компартий трёх балтийских республик в конце лета 1924-го приняли и опубликовали совместный манифест «К трудящимся Эстонии, Латвии и Литвы», где призвали рабочий класс и трудовое крестьянство бороться против фашистских режимов, которые, по их утверждению, в Балтии задумала установить буржуазия. Тогда же состоялась конференция компартии Эстонии, где вооружённый мятеж рассматривался как главный пункт. С призывами к нему выступила подпольная эстонская газета «Коммунист». В Таллинне и нескольких других городах заговорщики провели собрания с аналогичными призывами. Инициатива якобы исходила от политзаключённых, содержавшихся в таллиннской тюрьме, но подготовка к перевороту началась ещё весной 1924-го в условиях строжайшей секретности. Общее руководство осуществлял член ЦК КПЭ Ян Анвельт (1884–1937) — советский политический и военный деятель, публицист и писатель, потом, в годы сталинских чисток, арестованный и скончавшийся в тюрьме. Подробный план переворота составил Карл Тракман, тоже советский военный деятель, впоследствии разделивший судьбу Анвельта. В состав руководства подпольного ВРК (Военно-революционного комитета) входили профессиональные революционеры Арнольд Соммерлинг, Ханс Хейдеманн, Йоханнес Юрма и др. — всего девять человек.

Открытие у военной школы в Тонди памятника погибшим при попытке госпереворота 1 декабря 1924 года кадетам (1928 год). Фото: Karl Hugo Akel / Eesti Ajaloomuuseum SA; AM F 26901

 

ВРК сформировал отряды боевиков из коммунистов, комсомольцев и беспартийных. Первоначально каждая группа состояла из трёх человек, но потом они стали объединяться. Базировались, кроме Таллинна, в Нарве, Тарту, Пярну, Раквере, Вильянди и других местах. Революционеры старались распропагандировать и личный состав воинских подразделений. К концу ноября 1924-го количество мятежников составляло около 1000 человек, из них 400 находились в столице.

Повстанцы планировали свергнуть действующую власть и создать советское правительство, которое присоединило бы Эстонию к СССР. 29 ноября на тайном объединённом заседании компартии и комсомола было принято решение о начале путча. ВРК утвердил схему, по которой мятеж, начавшийся в Таллинне и Пярну, перекинулся бы на все важные центры республики.

Он начался в 5:15 утра в понедельник 1 декабря. В этот час икс 300 вооружённых боевиков напали на несколько стратегически важных объектов в столице, взорвали два ж/д моста и захватили официальную резиденцию государственного старейшины, дипломата и врача Фридриха Акеля. Сам Акель заперся в одной из комнат, но его адъютанту удалось перебежать в находившееся неподалёку министерство обороны, откуда к дому старейшины сразу отправили броневик с пулемётами. Это принудило нападавших ретироваться.

События 1 декабря в Таллинне. Попытка коммунистического переворота. Повреждения здания военного министерства (минобороны) в результате взрыва брошенной коммунистами бомбы. Из дела Эдуарда Лаамана. Фото: ENSV Riikliku Julgeoleku Komitee lõpetamata uurimistoimikute kollektsioon (AIS)

 

Ими также были захвачены аэродром, авиадивизион, Главпочтамт, Балтийский вокзал и ж/д станция Таллинн-Вяйке, несколько воинских подразделений с 12 танками и другие объекты. Решительный отпор, из-за которого пришлось отступить, они получили только в минобороны, военном училище и ещё нескольких структурах. После отражения атаки в минобороны начался перелом в пользу властей, объявивших военное положение. В итоге правительственными войсками под командованием генерала Йохана Лайдонера мятеж был подавлен за шесть часов.
По официальным данным, от рук бунтовщиков погиб 21 человек, в том числе — Карл Карк, министр путей сообщения, и кадеты военного училища в Тонди. Ранения получили 25 военнослужащих и 16 гражданских лиц. Что касается потерь восставших, то у них, согласно тем же данным, убито было 12 человек и ранено около 40. Затем начались массовые аресты, во время которых погибли ещё несколько революционеров. А чуть позже состоялись военно-полевые суды, где были вынесены смертные приговоры нескольким сотням участников переворота и их симпатизантам. Часть подпольщиков, в том числе Я. Анвельт, сумела перебраться в СССР.

Йоханнес Тамберг и Карл Викс, принимавшие участие в попытке государственного переворота 1 декабря на стороне коммунистов, после ареста. Фото: ENSV Riikliku Julgeoleku Komitee lõpetamata uurimistoimikute kollektsioon (AIS)

 

На эту тему в 1977 году на студии «Таллиннфильм» режиссёр Калье Кийск снял полнометражную художественную ленту «Цену смерти спроси у мёртвых». Конечно, сделана она была сугубо в советской манере: коммунисты — герои, полицейские и представители властей — буржуазные палачи. Но весь ужас происходившего более 50 лет назад кровавого конфликта она передала очень впечатляюще. Картина получилась весьма мрачная и жёсткая.

Таковыми были последствия «перманентной революции», которую большевики пытались насадить по всему миру. И которые «аукаются» многим народам до сих пор.

Читайте по теме:

Игорь Круглов: Кальё Кийск и его самый мрачный фильм — о революционерах

Игорь Круглов: Как жила русская диаспора в Эстонии сто лет назад

Игорь Круглов: Бронепоезда независимости и судьбы их командиров

Комментарии закрыты.

Glastrennwände
blumen verschicken Blumenversand
blumen verschicken Blumenversand
Reinigungsservice Reinigungsservice Berlin
küchenrenovierung küchenfronten renovieren küchenfront erneuern