Тарту 1940-х: начало советского периода в истории и немецкая оккупация
Рассказом о том, как город вместе с Эстонией летом 1940 года вошёл в состав Советского Союза, а затем, пережив более чем трёхлетнюю немецкую оккупацию, в 1944 году продолжил советский период своей истории, автор портала Tribuna.ee Дмитрий Цехановский продолжает серию публикаций о Тарту из цикла "Города Эстонии".
В первой половине 1940-х годов Тарту пережил несколько смен власти, крупные экономические и социальные реформы, уличные бои, артобстрелы и бомбежки, оккупацию и репрессии. После возвращения же советской власти в 1944 году начался период восстановления, сопровождавшийся быстрым ростом как городской экономики, так и уровня жизни населения.
Вторая мировая война , начавшаяся 1 сентября 1939 года с вторжения Германии в Польшу, усугубила экономический и политический кризис диктатуры президента Эстонской Республики Константина Пятса. К весне 1940 года в стране сложилась революционная ситуация и выросло влияние коммунистической партии Эстонии (КПЭ). Деятельностью партийной организации в Тарту тогда руководил В. Сасси. В университете же действовала партийная группа в составе И. Крууса, Э. Лепика, Х. Хабермана, А. Уйбо и др.


21 июня 1940 года в Тарту прошла демонстрация, на которой выступили коммунисты П. Кээрдо, Х. Хаберман и другие. Была принята резолюция с требованием для улучшения положения трудящихся сформировать новое правительство страны. В его состав от Тарту вошли коммунисты и революционные деятели — П. Қээрдо, Х. Круус, Х. Хаберман, П. Вихалем.
Выборы в новый состав Государственной думы Эстонии состоялись 14 и 15 июля. Под эгидой Коммунистической партии был создан избирательный блок Союз трудового народа Эстонии (СТНЭ). На июльских выборах в Тартуском уезде от него было выдвинуто 9 кандидатов. От города Тарту в список СТНЭ вошли писатель М. Юрна, строительный рабочий А. Тыниссон, а также активисты рабочего движения В.-М. Халдре и Қ. Ялак.
В ознаменование победы на выборах 17 июля СТНЭ организовал в Тарту демонстрацию, в которой приняли участие не менее 10 тысяч человек. Демонстранты требовали образования Советов трудящихся, а также вступления Эстонии в состав Советского Союза. На следующий день перед Ратушей прошёл ещё более многочисленный митинг, на котором было поднято красное знамя и звучал «Интернационал». Из городской тюрьмы были освобождены политические заключенные.

21 июля Эстония новым составом Госдумы была объявлена Советской Социалистической Республикой, а 6 августа — вошла состав Союза ССР. В Тарту, как и в других городах Эстонии, начались хозяйственные и культурные социалистические реформы. С июля по октябрь прошла национализация крупной промышленности. Ремесленники в этот же период были объединены в артели промкооперации. К лету 1941 года число работающих на тартуских промышленных предприятиях увеличилось более чем в полтора раза, а их валовая продукция практически удвоилась.
27 июля 1940 года был освобожден от должности городской голова Р. Синка и на его место назначен рабочий активист Кристьян-Эдуард Ялак. Тогда же был утвержден новый состав городской управы, взявший на себя и функции городской думы.


Крупные перемены произошли в социальной жизни: была установлена бесплатная медицинская помощь, началось создание сети советских учреждений здравоохранения, была расширена школьная сеть и реорганизована учебная работа в школах и университете. Также уменьшилась квартирная плата и было ликвидировано неравенство в оплате труда мужчин и женщин.
К осени были закрыты многие мелкие лавки, а на их базе организованы специализированные магазины. Считалось, что таким образом ликвидировалась экономическая база буржуазных и мелкобуржуазных средних слоев. До конца 1940 года на всех фабриках и заводах города дважды повышалась заработная плата.
В июле-августе 1940 года в Тартуском уезде в RG» были приняты 98 человек. Осенью началось создание первичных партийных организаций. К концу ноября в Тартуском уезде было 10 первичных парторганизаций. Парторгов получили текстильная фирма Янеса, металлообрабатывающий завод, типография Матизена, телефонную фабрику и другие предприятия Тарту.

Не обошлось и без репрессии, которым подверглись политические, военные и общественные деятели, а также представители интеллигенции. В ночь с 13 на 14 июня 1941 года в Тарту прошла массовая депортация, в ходе которой из города и уезда были вывезены сотни человек в числе которых были чиновники, военные, учёные и общественные деятели.
22 июня 1941 года после вторжения немецко-фашистских войск на территорию СССР началась Великая Отечественная война. В этот же день на городском собрании партийного актива была объявлена мобилизация всех коммунистов. Работа властей города была реорганизована соответственно военного времени. 23 июня был сформирован штаб истребительного батальона и началось его формирование. В батальон принимали по рекомендации партийной, профсоюзной или комсомольской организации. Всего в Тарту к 4 июля было создано три истребительных батальона.
Тысячи тартусцев принимали участие в строительстве оборонительные сооружений вдоль реки Эмайыги. С первых дней июля в Тарту стали прибывать беженцы из Латвии. Началась эвакуация семей советских активистов и имущества. Она велась водным путем через Эмайыги и Чудское озеро, а также по железной дороге через Псков. Из города и окрестностей успели эвакуироваться около 3500 человек.


7 нюля войска немецкой группы армий «Север» подошли к границе Южной Эстонии. Части Красной Армии держали оборону на рубеже реки Эмайыги. Для укрепления порядка в городе военные власти ввели охрану важнейших объектов (электростанция, водопровод, железнодорожная станция, мосты и др.), запретив движение в ночное время. Начиная с 9 июля, вышедший к подступам к Тарту противник, подвергал город яростной бомбардировке и артиллерийскому обстрелу.
К 11 июля немецкие войска заняли западную часть города. Однако все попытки форсировать Эмайыги терпели неудачу. Советская армия, в составе которой были и местные ополченцы, держала оборону ещё почти две недели. Лишь 25 июля они были вынуждены окончательно оставить город. В ходе боёв и обстрелов Тарту получил значительные разрушения: были повреждены железнодорожные пути, мосты, фабрики и заводы, а также жилые дома, и административные здания.


Захватив Тарту, фашистские войска установили оккупационный режим. Советские законы были упразднены, гражданская власть перешла к оккупационным властям. Верховным представителем власти в Тартуском, Валгасском и Выруском уездах стал гебитскомиссар К.Меэнен. Исполняющим же обязанности тартуского городского головы был назначен В.Онтона.
Немецкая оккупация принесла с собой политику террора. Особенно пострадало еврейское население — практически вся еврейская община Тарту была уничтожена ещё в 1941 году. Были расстреляны или отправлены в лагеря также военнопленные, представители советской власти и простые жители, заподозренные в нелояльности к новым хозяевам. На территории города и в его окрестностях действовали карательные органы и базировалось несколько концентрационных лагерей.


Как и на большей части оккупированной территории Эстонии, в Тарту была введена всеобщая трудовая повинность (рабочий день продолжался 10-12 часов). В годы оккупации количество жителей Тарту уменьшилось более чем на треть. Кто-то ушёл с Красной Армией, кто-то погиб в ходе расправ с нелояльными, а кто-то перебрался в деревни округи, дабы прокормить свои семьи.
Хотя немецкие власти формально сохранили некоторые городские структуры и позволяли издавать газеты на эстонском и даже русском языке, реальные рычаги управления оставались у оккупационной администрации и карательных органов. Университет прекратил работу, а часть его зданий использовалась для военных нужд. Город стал тыловой базой вермахта: здесь размещались военные части, склады, госпитали.
В 1941 году в Тарту и уезде было проведено более двух тысяч облав. Для содержания арестованных во время облав были приспособлены павильоны выставочной площади, а затем для этого использовались и казармы на улице Қастани. Местом массовых казней стал противотанковый ров, вырытый при обороне Тарту, где уничтожили свыше 12 тысяч человек. Были убиты или погибли в тюрьме профессора Тартуского университета А. Қлийман, П. Рубел, доценты В. Пялль, А. Лоорннг, А. Қаянд, Ф. Қруус, В. Ланг, живописец А. Иохани, артисты Э. Аумере, Х. Крууда и другие. (Книга «История Тарту». 1980).
До конца 1941 года Тарту организованно не снабжался продовольствием. Далее оккупационные власти установили в городе карточную систему. В 1942 году жителям по карточкам выделялось по 285 граммов хлеба, а затем — лишь 243 грамма. Еще меньше были нормы на мясо, жиры, сахар и другие продукты. В 1943 году по рабочей карточке можно было купить в день 19 граммов жира, 5 граммов сахара, 100 граммов соленой рыбы. При этом в исторической литературе сохранились упоминания о том, что рабочим платили настолько мало, что зарплаты едва хватало, чтобы выкупить продукты по карточкам. Месячный заработок главы семьи в среднем составлял 32-33 восточных марки.
Серьезный удар был нанесен по народному образованию. Здания многих школы перешли в распоряжение военных властей. Занятия проходили нерегулярно, а учебный годы зачастую сокращался, чтобы школьники могли трудиться на полях. Была закрыта Тартуская художественная школу имени Қ. Мяги. Прозябал и университет, часть главного здания которого была занята городской комендатурой.


Летом 1944 года армия СССР начала операцию по освобождению Эстонии. Тартуская же наступательная операцию проходила с 10 августа по 6 сентября. Её осуществляли войска 3-го Прибалтийского фронта. 23 и 24 августа на подступах к Тарту проходили ожесточенные бои. В ночь на 25 августа к городу подошла 86-я стрелковая дивизия, начавшая рано утром наступление по улице Выру. Вскоре в город вступили и другие части, освобождавшие квартал за кварталом. Река Эмайыги была форсирована в районе речного порта.
Отступая, немцы разрушали город, уничтожали исторические ценности. При освобождении города советские военные уделили серьезное внимание сохранению университета. Был сформирован специальный отряд автоматчиков и саперов, в задачу которого входили быстрый захват зданий учебного заведения и обезвреживание мин. Задача была выполнена, и университет пострадал значительно меньше, чем мог.
Вечером 25 августа Москва 20 залпами из 224 орудий салютовала освободителям Тарту. Однако в некоторых местах ещё продолжались уличные бой. На северо-востоке и востоке города противник более недели сохранял позиции в 2-3 километрах от его черты. Поэтому некоторые здания были уничтожены артиллерийским огнём немецких войск уже после освобождения Тарту. По оценкам экспертов, до 40% городской застройки было повреждено или уничтожено.

Начался занявший несколько лет процесс восстановления города. В 1945 году был вновь открыт в университет, вскоре вернувший себе статус одного из главных образовательных центров Советской Прибалтики. До конца 1940-х годов Тарту будет переживать период интенсивного роста. Вновь увеличивалось население, расширялась социальная инфраструктура и формировалась современная городская среда.
Подробнее о восстановлении народного хозяйства Тарту в послевоенные годы, а также о том, как город жил и развивался в составе Советского Союза, читайте в следующей публикации.
Комментарии закрыты.