Нарва 1917-18 годов: административные реформы, первые бои РККА и создание ЭТК
Рассказом о революционных и военных событиях 1917 и 1918 годов, а также об административных изменениях тех лет автор портала Tribuna.ee Дмитрий Цехановский продолжает серию публикаций о Нарве из цикла "Города Эстонии".
К началу Первой мировой войны Нарва вместе с Ивангородом была промышленным центром основой которого являлись текстильные предприятия на обоих берегах реки. Через город также проходила железная дорога связывавшая столицу империи Санкт-Петербург с Ревель (Таллинном) и Гапсалем (Хаапсалу). К этому времени, благодаря развитой социальной и промышленной инфраструктуре и наличию достаточно количества рабочих мест население городской агломерации приблизилось к 30 тысячам человек.
Социально-экономическое развитие этих двух городов было значительно выше, чем у большей части региона. Местные крупные производства по-прежнему манили крестьян как из близлежащих деревень, так и из других регионов России, а как скопление промышленности, так и наличие рабочего пролетариата сделали эти города особо чувствительными к бурным политическим событиям второй половины 1910-х годов.

Хотя Нарва до 1917 года не находилась в непосредственной зоне театра боевых действий Первой мировой войны (основные события на фронте шли в других районах), начавшаяся в 1914 году война война оказала значительное влияние город. Российская империя была вынуждена нести огромные военные расходы, что обострило социально-экономические проблемы. В городе регулярно возникали перебои со снабжением и быстро росли цены на продовольствие и другие жизненно важные товары, что вызывало недовольство жителей.
В феврале 1917 года в Российской империи был свергнут самодержавный режим. Для Нарвы последствиями этого события стало то, что прежняя административная система начала быстро разрушаться. Менее чем за год город прошёл через несколько форм власти — от царской управы до большевистского революционного комитета. В марте 1917 года реальную власть в городе вместе с другими органами уже контролировали и рабочие Советы, прежде всего Кренгольмской мануфактуры.
Когда Временное правительство России в апреле 1917 года объявило о создании Автономной Эстляндской губернии, в её состав вошли не только уезды прежней Эстляндской губернии, но и часть северных волостей Лифляндской губернии (включая Тарту и Вильянди), но не Нарва — она оставалась в подчинении Петроградской губернии.
После Февральской революции в городе сложилась двойственная ситуация. С одной стороны, формально он оставался частью Ямбургского уезда, а с другой — активность проявляли эстонские социалисты и автономисты, требовавшие объединения всех земель с эстонским населением. По некоторым данным, именно местная секция Эстонского социал-демократического союза (Eesti Sotsiaaldemokraatlik Tööliste Partei) первой подняла вопрос о изменении административной принадлежности Нарвы.


К концу весны 1917 года в городе действовали три руководящих органа. Нарвский Совет рабочих депутатов, городская управа и Комитет солдатских депутатов гарнизона. Ими и был инициирован опрос жителей о переподчинении Нарвы к Эстляндской губернии. Это не был «референдум» в современном юридическом смысле. Скорее его можно назвать массовым общественным голосованием. Вероятнее всего, оно прошло 2 июля. Однако иногда упоминаются и другие даты — от апреля или августа до декабря.
Стоит особо отметить, что это был опрос, прошедший на уровне городской думы и местных организаций, результаты которого носили рекомендательно-консультативный характер. Однако факт о том, что большинство его участников (прежде всего из эстонской части населения) высказались за переход к Эстляндии, всё-таки был.
После подсчёта результатов опроса городская дума Нарвы на своём заседании постановила обратиться к верховным властям с просьбой: «Учесть волю жителей города Нарвы и присоединить его к Эстляндской автономной области, находящейся под управлением комиссара Яана Поска». Это решение подписали городской голова, председатель Совета рабочих депутатов и представитель Кренгольмской мануфактуры. Телеграмма с его текстом была отправлена как в Ревель, так и Петроград.

Руководитель Эстляндии Яан Поска также сообщил об опросе в одном из докладов Временному правительству, где отмечал: «Жители Нарвы высказались большинством за присоединение города к Эстляндской автономии. Прошу утвердить фактическое положение дел».
Министерство внутренних дел Временного правительства России не позднее сентября 1917 года издало распоряжение, разрешающее Эстляндскому комиссариату «временно осуществлять административное руководство городом Нарвой». Однако окончательно вопрос решён не был.
Нарвская управа после Октярьского переворота продолжила переговоры и с революционным правительством. 14 ноября 1917 года в Петроград было отправлено обращение, в котором содержалась просьба о выделении города из состава Ямбургского уезда и передачи ее в Эстляндскую губернию. Новая власть России согласилась с этим пожеланием. После этого в некоторых источниках упоминается дата 21 декабря, когда Нарва якобы «окончательно перешла в состав Эстляндской губернии».
И всё-таки окончательное присоединение Нарвы уже к Эстонской республике произойдёт позднее. После того, как объявившая о своей независимости 24 февраля 1918 года Эстония, сначала пройдёт через немецкую оккупацию, а затем подпишет с советской Россией Тартуский мирный договор 2 февраля 1920 года. Именно он де-юре оформил нахождение Нарвы (вместе с Ивангородом) в границах страны.

До этого город ещё войдёт в советскую историю, как «место первых боёв рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА)». В них принимали участие вооружённые работники нарвских предприятий вместе с солдатами и матросами из революционного Петрограда. Случилось это 23 февраля 1918 года и больше чем на семь десятков лет стало сначала памятным, а затем праздничным днём в Советском Союзе. До настоящего времени именно эта дата отмечается в России, как День защитника Отечества.
До конца осени 1918 года Нарва находилась под немецкой оккупацией. 22 ноября части 7-й армии РККА попытались переправившись через реку взять город, но первый штурм в районе Йоала (Joala) был отбит эстонскими войсками с помощью ещё не покинувших Нарву немцев. Неделю кровопролитные бои шли в окрестностях города — от Ивангорода до Нарвы-Йыэсуу. Однако после вывода немецких частей Нарва всё-таки была взята красными.


28 ноября 1918 года, около 15:00, командир 1-й эстонской дивизии генерал-майор Александр Тыниссон отдал командиру 4-го полка и бойцам Кайтселийта приказ об отступлении, которое началось через три часа. Утром 29 ноября войска Красной Армии, не встречая сопротивления, вошли в оставленный эстонскими частями город.
29 ноября в полдень на Нарвской ратуше был поднят красный флаг и состоялось провозглашение суверенной социалистической советской республикой под названием Эстляндская Трудовая Коммуна (ЭТК). Её лидером стал Ян Анвельт, а в её правительство вошли известные эстонские коммунисты В.Кингисепп, Х. Пегельман, Р. Вакман и другие. По образу и подобию РСФСР, исполнительная власть делилась на наркоматы и была образована чрезвычайная комиссия (ЧК). 7 ноября 1918 года Совнарком РСФСР признал ЭТК.


Рассказ о том, как Нарва переживёт следующий 1919 год, который начнёт в составе Эстляндской Трудовой Коммуны, а завершит городом Эстонской Республики, где будет сначала сформирована, а затем интернирована белая армии Юденича, читайте в следующей публикации.
Комментарии закрыты.