Юмор, лирика, философия… Валерий Хаит — человек, которому удалось это объединить
Валерий ХАИТ — человек в Одессе более чем известный. Недавно он отметил своё 80-летие. Казалось бы, пора подводить итоги. Но это точно не про Валерия Исаковича! Вот, скажем, в конце 2020 года он задумал выпустить несколько книг. Одна — «Последняя утопия. Свободные размышления безнадёжного оптимиста» уже вышла… Поводов для разговора с Валерием Хаитом много. Мы выбрали этот…
Чтоб вы правильно понимали, о ком идёт речь, напомню, что Валерий Исакович Хаит — прозаик, поэт, сатирик, драматург, редактор, телеведущий и журналист. В конце 60-х — капитан легендарной одесской команды КВН, в сезонах КВН 71-72 и 86-87 — руководитель одесских команд чемпионов. Редактор юмористического журнала «Фонтан». Одесский представитель движения «Гражданской дипломатии» (инициатор и автор проекта — Меэлис Кубитс, Таллинн). Лауреат премий им. Константина Паустовского, «Золотой Остап» и «Мастер Гамбс». Вице-президент Всемирного клуба одесситов.
— Ваша новая книга называется «Последняя утопия». В каком смысле?
— Я придерживаюсь такой точки зрения, что миром вообще движут утопии. Утопии — как некие идеальные формы человеческого сообщества — грезились многим. Известны «Город Солнца» Кампанеллы, «Утопия» Томаса Мора, «Новая Атлантида» Френсиса Бэкона и т. д. И какие-то попытки осуществить эти мечты в реальности так или иначе меняли человеческую историю. Самый яркий пример — это грёзы К. Маркса и Ф. Энгельса о коммунизме. Именно они привели к такому ужасающему результату, как Октябрьская революция. Кто может спорить с тем, что именно она поменяла картину мира. А ведь они мечтали о лучшем, более совершенном обществе. И я тоже в определённом смысле мечтатель. (Но, надеюсь, что всё-таки не сладкий, не Манилов). Я тоже мечтаю о справедливом мироустройстве. И в своей книге уповаю на некоторые изменения правил и привычек нынешней цивилизации, которые помогут ей избежать гибели. А поскольку это вряд ли получится, то утопию свою я и называю последней.
— Как вы себе представляете своего читателя?
— Я понимаю, что много читателей у этой книги не будет. Поскольку людям сейчас не до грёз, не до мечтаний, они озабочены повседневным, заботой о хлебе насущном, борьбой с коронавирусом и т. д. Но если и найдётся всё-таки читатель у этой книги, то я вижу его не полностью зацикленным на материальных интересах, а человеком с широким взглядом, то есть так или иначе задумывающимся о смысле жизни. И своей, и жизни человеческой цивилизации вообще.
— Один из разделов книги посвящён знаменитому писателю Артуру Конан Дойлу и его многолетнему интересу к спиритизму. А вы верите в реальность спиритизма…
— Ответ на этот вопрос вряд ли будет понятен тем, кто ещё не читал мою книгу. Могу сказать, что сверхзадачей «Последней утопии» для меня как для автора была попытка свести концы с концами. Так вот… Без веры в потустороннее, трансфизическое, паранормальное, эти концы с концами не сходятся. Во всяком случае, у меня. А почему для меня так важен именно Артур Конан Дойл, скажу так: его появление в моей жизни как философа и мудреца замкнуло, завершило окончательно мою картину мира, добавило в эту логическую цепь последнее звено. Конечно, я и раньше сталкивался с темой бессмертия души, но именно Конан Дойл, абсолютно рациональный и скептический человек, автор «дедуктивного метода», но прошедший путь от полного скепсиса к абсолютной вере, оказался для меня наиболее убедительным и авторитетным. Это именно он, после 40-летних занятий этой темой, сказал: «Я не верю, я знаю…»
— Сегодня книги издаются небольшими тиражами, а основная аудитория потребляет их через интернет. Будете использовать это пространство?
— Странно было бы предположить, что не буду. Мы живём в переходный период от бумажной книги к электронной. И когда-нибудь бумажные книги станут раритетом, как сегодня для нас берестяные грамоты. А пока длится период, когда пользуется спросом и бумажная книга, и одновременно всё больше людей читает на экране.
— А какая у юмора философская основа?
— Юмор — одна из важнейших составляющих жизни. Многие смотрят на юмор односторонне: посмеяться, развлечься, отвлечься. На самом деле присутствие юмора и иронии в человеческой жизни и судьбе во многом основополагающее. Обратите внимание, еще до «КОВИДА-19» были работы, которые подчёркивали роль юмора в укреплении иммунитета. Словом, задача юмора в судьбе человеческой цивилизации куда более значительна, чем принято думать. В частности, на мой взгляд, юмор — один из мощнейших инструментов борьбы с агрессией, ненавистью, недоверием… Вот смотрите, в Одессе живёт более ста национальностей. При этом наш город остаётся толерантным и мирным. Уверен, что юмор играл и играет в этом очень важную роль… Правда, в последние годы столько делается попыток поссорить людей, что никакого юмора не хватает…
— Ваша общественная деятельность бывает более значимой, чем литературная?
— Я не считаю себя общественным деятелем. У меня нет этих амбиций. Да, я человек публичный, люблю выступать со сцены и вообще своё мнение стараюсь не скрывать. Да, я вице-президент общественной организации ВКО (Всемирный Клуб Одесситов), но и в этой роли меньше всего проявляю себя как общественный деятель. Я занимаюсь конкретными делами и проектами. Инициировал и довёл до конца установку в Одессе памятника Исааку Бабелю, организовал литературную премию его имени (в этом году уже пятый её сезон), более 20 лет редактирую журнал «Фонтан», издаю и составляю книги и т. д.
— Вы — одесский представитель движения «Гражданской дипломатии» (инициатор и автор проекта — Меэлис Кубитс из Таллинна). Расскажите об этом.
— Мне повезло. В 2011 году я встретился с совершенно удивительным эстонцем Меэлисом Кубитсом, которого я считаю человеком будущего. Его культурные инициативы, которые он задумал, осуществил и продолжает это делать, в наше сложное время настолько неожиданны и благородны, что я вижу в этом серьёзные шаги в будущее. В будущее, которое буквально стучится в наши двери, и такие люди, как Меэлис помогают эти двери открывать.
— А что Вам больше всего нравится в Таллинне, в Эстонии?
— В Таллинне и в Эстонии мне нравится всё. Эта маленькая страна, ставшая, как и другие страны Балтии, членом Евросоюза, демонстрирует серьёзные успехи. Я вообще считаю (и об этом написал в своей книге), что судьбы мира должны решать сегодня не страны-гиганты, амбициозные и озабоченные исключительно своим величием и увеличением прибыли, но страны маленькие. И именно те, которые добились для своих граждан достойного существования. Как показывает опыт, именно таким государствам присущ здравый смысл, политическая адекватность и скромность, именно они демонстрируют примеры толерантности, отсутствия эгоизма и вообще всего того, что относится к истинным ценностям западной цивилизации.
Их голос должен быть слышен. И опыт их жизни должен распространяться повсеместно. Думаю, Эстония — один из наилучших примеров таких стран.
— На сегодняшний день в Вашей жизни уже было много яркого и интересного, а о чём вы больше всего любите вспоминать?
— Ну, это лёгкий вопрос. Больше всего я люблю вспоминать как раз о ярком и интересном.
— А что предстоит, что Вы ещё задумали?
— Возраст такой, что особенно задумывать вперёд уже сложновато. Но, с другой стороны, чем больше задумываешь, тем больше времени образуется для его осуществления. К слову, до конца января должна выйти моя вторая из задуманных книг — «От Пушкина до Жванецкого». Это такой литературный дивертисмент, где я делюсь своими мыслями и чувствами о любви всей моей жизни — любви к литературе. А затем, уже в феврале, надеюсь увидеть изданной и третью книгу. Она будет называться «Наш старый одесский двор» и посвящена памяти нашего с Леонидом Сущенко соавтора — Георгия Голубенко.
— У Вас два творчески успешных сына: Ростислав — актёр театра и кино, сценарист и продюсер; один из основателей комического театра «Квартет И»; заслуженный артист Российской Федерации (2018) и Евгений — актёр, драматург, блогер, участник знаменитой первой команды джентльменов ОГУ — чемпионов первого сезона возрождённого КВН 86-87, один из авторов и актёров телепередачи «Джентльмен-шоу» (лауреат Российской академии юмора «Золотой Остап»). Вы им завидуете?
— Что я могу сказать… Известно выражение — «Природа на детях отдыхает». В моём случае, думаю, получилось наоборот…
— А как Вы относитесь к современному КВН? Он эволюционировал или…?
— Поскольку мы живём в Одессе, то я отвечу: «или». А насчёт современного КВН, я его уже лет двадцать не смотрю. Так что, на мой взгляд, не просто эволюционировал… Деградировал…
— Одесский юмор — это миф или реальность, жив ли он еще?
— Это всё равно что спросить: Одесса — миф или реальность? Пока жива Одесса, жив и её юмор. А если говорить, какой одесский юмор я люблю, то люблю я юмор литературный: Ильф и Петров, Бабель, Жванецкий… А из современных — Георгий Голубенко, Михаил Векслер…
— Вы— пример того, чтобы стать знаменитым одесситом, не обязательно в Одессе родиться… Что для этого нужно?
— Будем считать, что одесситами не рождаются, ими становятся. Говорят, у меня это получилось.
— Как вы видите развитие Всемирного клуба одесситов?
— Клубу тридцать лет! Какое развитие? Сохранить бы то, что уже удалось развить. Впрочем, он задумывался одним, а получился другим. Тем, чего потребовала жизнь: защитником лучших одесских культурных традиций. И, надеюсь, продолжателем…
— Раскройте секрет — кто будет новым президентом ВКО?
— Никакого секрета! Президентом Всемирного клуба одесситов был и остается на все времена Михал Михалыч Жванецкий…
Читайте по теме:
Комментарии закрыты.