18 июля: Сдача Тарту войскам русского князя Петра Шуйского
Портал Tribuna.ee, продолжая рубрику «День в истории», напоминает памятные даты 18 июля. На территории Эстонии самым важным событием в этот день в истории было взятие Дерпта (ныне Тарту) русскими войсками под руководством князя Петра Шуйского.
Также в этот день 1928 лет назад в 96 году нашей эры большая часть Рима была уничтожена «Великим пожаром», а в 1937 году король Англии подписал указ о независимости Британской Индии.
После Нарвы русские войска взяли Юрьев
18 июля 1558 года перед русскими войсками были открыты ворота одного из самых крупных городов Ливонии, каковым являлся Дерпт. Это стало важным стратегическим успехом воевод Ивана Грозного — Петра Шуйского и Андрея Курбского.
После успешной осады и взятия Нарвы 11 мая 1558 года московский царь Иван Грозный принял решение всерьёз включиться в борьбу за ливонское наследство. Первичная задача кампании, каковой являлся выход к Балтике, была выполнена. Следующей целью русской армии был выбран Дерпт.
Уже в те годы нынешний Тарту был стратегическим центром региона. Здесь находилась резиденция епископа и проходили не только торговые пути, но и военные дороги тех, кто претендовал на ливонское наследство. В числе главных оппонентов Ивана Грозного в этом вопросе были Речь Посполитая и шведское королевство.
Для того, чтобы выйти к Дерпту, войскам князя Шуйского потребовалось сначала штурмовать приграничный замок Нейгаузен (ныне Вастселийна, а в русских летописях — Новогородок). К началу июня русские войска, усиленные взятой в Нарве шведской артиллерией, подошли к нему и начали осаду. Местный гарнизон, состоявший из примерно шести сотен ливонских воинов бился упорно, но, как написано в русских ведомостях, «Божиим милосердием воеводы Новогородок взяли». Понадобилось для этого три недели.
Интересно, что, по данным исторических хроник, ливонский магистр Фирстенберг, имевший в своём распоряжении отряд не менее двух тысяч человек и епископ Дерпта, располагавший войском в 1000 человек, простояли в это время в бездействии лагерем в Кирумпя (ныне Выру). Их помощь осаждённому Нейгаузену вполне могла бы стать решающей, но так и не пришла.
В «Истории Ливонии» этот факт объясняется тем, что великий магистр заподозрил епископа Дерпта в сговоре с русскими и не только не помог Нейгазену, но и сжёг Кирумпя, отойдя к Валге. Сам же епископ не рискнул идти на осаждённную крепость. Факт сговора нигде в исторических источниках не подтверждён, но это очень помогло князю Шуйскому, который к пушкам Нарвы добавил артиллерию Нейгаузена.
Узнав о том, что войска епископа отходят к Дерпту, руководитель русских войск послал им наперерез отряды Адашева и Шеина, которые сумели догнать противника и разбить его арьергард. Однако сам епископ всё-таки успел укрыться за стенами своей столицы. Основные же силы Шуйского неспешно продвигались в сторону Дерпта, занимая небольшие укреплённые городки. Если ливонские военные при этом уничтожались, то местный «черный люд» активно принимал присягу Ивану Грозному.
5 июля 1558 года с применением военной хитрости был взят замок в расположенном на берегу реки Эмайыги в 12 километрах от её впадения в Чудское озеро местечке Варбен (ныне — Уус-Кастре). Небольшой гарнизон этого замка споил некий «тартуский гражданин», а отряд казаков проник через укрепления и открыл ворота. Вполне логично, что почти весь гарнизон, боясь кары со стороны епископа, во главе с командиром бурграфом Гельмутом перешёл на русскую сторону.
Блокада Дерпта была замкнута 11 июля. У крепостных стен началось размещение осадной артиллерии — с южной стороны города был возведён вал, на котором установлены взятые в Нарве и Нейгаузене пушки. Основные силы возглавляемые Петром Шуйским и Андреем Курбским встали у ворот святого Андреаса (в том месте, где сейчас стоит памятник Барклаю де Толли), и осада началась.
Оборонительные сооружения Дерпта в то время состояли из стены с 17 башнями. Епископский замок, дом епископа и Домский собор стояли на возвышенности, называемой Домбергом, вблизи реки. Артиллерия работала как прямо по городским стенам, так и навесными залпами — за них.
Князь Андрей Курбский: «Бились они с нами крепко, защищая свои земли и город, как огненной стрельбой, так и частыми вылазками, храбро нападая на наше войско, как и подобает рыцарям».
Два первых дня осады в Дерпте был густой туман, который оказывал значительное влияние на точность артиллерии. В хронике упоминается как минимум о трёх попытках защитников города выбить русских с их позиций: «Немцы попробовали сделать вылазку, но воротились без успеха, да ещё и с ранеными».
В эти дни двух крестьянам удалось выбраться из города и доставить в Валгу письма магистру, в которых епископ просил его оказать городу военную помощь. Осаждённым даже удалось получить ответ, в котором магистр советовал защитникам города не сдаваться и уповать на Бога. Сам же он им в помощи отказывал «из-за малочисленности своего войска».
Понимание того, что помощи ждать неоткуда, а также постепенно разрушающиеся от огня русской артиллерии крепостные стены заставили бюргеров обратиться к епископу с предложением о сдаче. Шуйский также применил дипломатию, прислав письмо, в котором обещал, что в случае сдачи города всем его жителям будет сохранена жизнь, а в случае же дальнейшего сопротивления пощады не будет никому.
Была предложена двухдневная пауза в обстреле для того, чтобы магистрат и епископ решили свою судьбу. Ими был составлен список условий сдачи, который получили в русском лагере. Одним из условий сдачи города являлось сохранение всех действующих городских прав. Также епископ просил оставить в его распоряжении монастырь Фалькенау (Кяркна) с прилегающими землями, где он мог бы прожить в спокойствии остаток своих дней.
Князь Пётр Шуйский принял все условия защитников города. 18 июля городские ворота были открыты перед русским войском. Гарнизон получил право беспрепятственного выхода из города вместе с личным оружием. Вместе с ним ушли те, кто не захотел присягать русскому царю, а остальные горожане сделали это.
После взятия города руководство русских войск сделало всё, чтобы Дерпту был нанесён минимальный ущерб. Ратники размещались только в тех домах, хозяева которых приняли решение покинуть город. Однако имущество епископа всё-таки перешло в собственность военных. Армии достались не только большие запасы пороха и свинца, но и не менее 500 пушек.
Историк Бальтазар Руссов : «Невозможно описать, сколько сокровищ взял московит в этом городе деньгами, серебром и золотом, и всякими драгоценностями и уборами от епископа, каноников, дворян и бюргеров. От одного лишь дворянина, по имени Фабиана Тизенгузена, московит взял более 80 000 талеров чистыми деньгами».
Многие историки отмечают, что русская армия получила в качестве трофеев в Дерпте такое количество всего, что дерптцы вполне могли бы «достигнуть долгого безопасного мира или же вести сильную войну с московитом”.
Епископ Дерпта несколько месяцев пробыл в монастыре Фалькенау, а затем был доставлен в Москву. В летописях сообщается, что он получил в своё распоряжение «небольшой город», где и умер в 1563 году. Так завершилась история Дерптского епископства, а древний русский город Юрьев, захваченный в 1224 году Тевтонским Орденом, вернулся в состав Руси.
8 августа 1558 года русское войско численностью не менее 8000 человек предприняло попытку штурма Вейсенштейна (ныне Пайде), но гарнизон замка удержался. Возможно, это было спасение для Колывани (нынешнего Таллинна). Ведь в том же августе Шуйский отправил ультиматум и комтуру города, угрожая «прийти под стены города с сильным войском и артиллерию». Однако комтур Ревеля (ещё одно из названий Таллинна) не только ответил отказом русскому князю, но и приступил к укреплению города. Также он обратился за помощью к датскому королю, который хоть и не прислал военной помощи, опасаясь противостояния с русскими, но оказал через послов «моральную поддержку».
В исторических хрониках Бальтазара Руссова об это написано так: «Если бы московит, когда взял Дерпт, немедленно двинулся бы к Ревелю, то город недолго бы удержался против него». Но Шуйский всё-таки этого не сделал, упустив время, что не позволило ему довести до абсолютной победы кампанию 1558 года, которая и так вошла в историю как очень успешная.
Помимо уже упоминавшихся Нарвы, Дерпта, Варбена и Нейсгаузена, были взяты около двух десятков укреплённых городов. В их числе Эдизе, Лаис (Лайузе), Падизе и Тольсбург (Тоолсе), Оберпален (Пыльтсамаа), Сыммерпалу, Кавильда, Ринген (Рынгу), Ранну, Конгута, Везенберг (Раквере) и Боргхольм (Поркуни).
Потеря Юрьева стало для Ливонской конфедерации даже более сильным ударом, чем капитуляция Нарвы. По сути вся её восточная часть теперь находилась во власти русского царя.
Другие исторические события, произошедшие 18 июля, которые стоит напомнить
- 64 год — «Великий пожар», который уничтожил большую часть Рима.
- 1873 год — в Ревеле прошла первая забастовка носильщиков.
- 1897 год — продолжительность рабочего дня на предприятиях Российской империи сокращена до 11,5 часов, а воскресенье объявлено выходным днём.
- 1898 год — основан испанский футбольный клуб «Атлетик» (Бильбао).
- 1925 год — в США официально объявлено, что женщины могут быть водителями автомобилей не хуже мужчин.
- 1932 год — Турция стала 56-м членом Лиги Наций.
- 1947 год — король Великобритании Георг VI подписал закон о независимости Британской Индии.
- 1968 год — образована компания «Intel», которую основали Роберт Нойс и Гордон Мур.
- 1976 год — эстонский велогонщик Ааво Пиккуус, выступавший в составе сборной СССР, завоевал золотую медаль в командной гонке на 100 км на Олимпийских играх в Монреале.
- 1980 год — запуск первого индийского спутника (космодром Шрихарикота).
- 1985 год — советский учёный Алексей Пажитнов представил игру «Тетрис».
- 1994 год — Эстония, Латвия и Литва подписали соглашение о свободной торговле с Европейским союзом.
- 2000 год — в Лондоне открыт памятник Джону Леннону.
- 2011 год — запуск космической обсерватории «Радиоастрон».
- 2013 год — власти американского Детройта подали заявление о признании города банкротом.
Комментарии закрыты.