В плену лайков
Елена ПИНДУС, психолог
Да уж… Двадцать лет для истории – ничто. А вот для жизни человека – много. Мог ли кто предположить каких-то два десятилетия назад, что общение сконцентрируется в одном ящике, что человека напротив, его живых глаз, голоса без искажения и вовсе не надо будет? Хотя, похоже, что это теперь и есть самое что ни на есть настоящее общение. Просто нет такого общения среди людей, где не было бы фальши. Имеет она своё гнездо и в компьютерном мире.
О том, что такое настоящее общение, а что эрзац, можно спорить до хрипоты, и всё равно каждый останется со своей правдой. Но мы не об этом. Мы о том, что «втереть очки», соврать или попросту отнестись формально легче как раз в формате «паутины». Если при реальной встрече вы делитесь своими переживаниями, то сочувствие, поддержку или просто заинтересованность сложнее имитировать, чего не скажешь об общении виртуальном. Там выхолощенный лайк или «класс» и есть проявление участия. В конце концов, каждый сам выбирает для себя способ, уровень и круг общения. Проблема в другом: человек (и не только молодой) оказывается в плену лайков, оставленных «друзьями». Один пустой клик мышкой – это и есть «дружеское» участие в судьбе. Наверное, это нормально, если общение почти полностью перешло в сеть. Именно ПОЧТИ – вот тогда это можно считать нормой. А когда жизнь всецело перетекает в сеть – это уже перебор. Нет, мы далеки от учительского тона или назидания, повторюсь, каждый делает свой выбор. И даже когда наболее сокровенные моменты жизни выкладываются в сеть – это тоже самостоятельный выбор человека.
Мы так устроены, что и радость, и печаль готовы делить и разделить. И вот из сети узнаем, что у кого-то, к примеру, тяжко болен родственник. Искреннее сочувствие знакомо каждому, и как бы искренне мы ставим знакомый знак под скорбным постом. Это тоже можно понять – ну темпы нынче другие, по-другому мы относимся к происходящему. Однако встречается и другое отношение к такому методу «поделиться» происходящим в жизни: человек, выставивший пост, заглядывает не без интереса в сеть, чтобы полюбопытствовать, сколько лайков собрало его сообщение, что там написали искренние сочувствующие.
Да никто не отрицает наличие искренности в оставленных комментариях, и сам человек, в конце концов, решает – написать ли в сети или просто позвонить и поговорить с кем-то «без свидетелей».
Как ни странно, но «проблемными» считаются лайки с положительным знаком. Сколько лайков собрали селфи из примерочной, сколько – фото из родильной палаты, сколько – из отпуска с обезьянкой…
Вот где настоящие комплексы вырисовываются у незадачливых пользователей сети. Существует даже ресурс, который ускоряет набор лайков. Известно же: спрос рождает предложение. Довольно быстро в свой плен лайки забирают не только молодёжь, но и публику постарше, уже знающую жизнь и имеющую свой опыт.
Зависимость от количества лайков – составляющая интернет-зависимости. И всё бы ничего, но уже выросло кибер-поколение. Социальную сеть не стоит рассматривать однозначно. Есть сайты, которые были созданы для того, чтобы встретиться со своим прошлым. И кто бы что ни говорил, но у каждого из нас в прошлом есть что-то, о чём и о ком вспомнить приятно. И здорово найти одноклассников, разбросанных жизнью по всей планете, и замечательно при случае собраться и посмеяться над школьными шутками.
Сеть многое и многим даёт. Но и забирает! Тоже многое. Увы, но воссоединение со своим прошлом зачастую становится началом раскола. В семье, например. Кусочек мирового опыта не желаете ли? Извольте ознакомиться. Социологические исследования Великобритании известили о том, что причиной 20% разводов являются социальные сети, а канадские исследования утверждают, что общение в социальной сети провоцирует ревность, что тоже ведёт к возмущению покоя в семье. Психотерапевты констатируют: в их практике увеличивается количество пар, у которых возникают конфликты из-за зависимости от социальной сети. Основную опасность они видят в том, что муж или жена не знает, с кем и о чём общается партнёр. Эта завеса тайны усугубляет ревность, которая подрывает уверенность в себе, поднимает со дна души негативные оценки и переживания. Увлечённость болтовнёй в социальной сети разобщает пару, поскольку каждый из супругов имеет свой виртуальный «кружок по интересам», и вместо того чтобы вечером обсудить вместе какие-то вопросы, каждый оказывается перед монитором, где ждёт своя «секта». Чрезмерное общение в сети не только разрушает реальную жизнь, но в очень короткое время замещает её собой.
А действительность упорно рапортует: интерес к социальным сетям растёт. Шеф, всё пропало? Что делать? Панику – в сторону! Уныние тоже туда Психологи рука об руку с социологами смело смотрят в будущее. Принципами анализа они владеют крепко. К тому же историю знают с исконными истоками. А потому небезосновательно полагают, что пришло-таки время возродить семейные ценности, сократить разобщённость между людьми, живущими вместе.
«Легко сказать», – возразите вы. Мол, для этого времени надо много, а кто работать будет? А мы вам ответ хитрый: время на интернет-трёп и разглядывание чужих фоток со сплетнями изъять, вспомнить добрые семейные вечера и застолья с ароматом домашних булочек. Когда человеку рады дома, ждут его, то виртуальный мир меркнет и уходит за ненадобностью.
Во многом причина пристрастия к псевдообщению в социальных сетях и зависимости от количества лайков находится во внутрисемейных отношениях. От человека, который внимателен, не убегают. От родителей, которые заинтересованы в ребёнке, детка не стремится к уродцам из интернет-игр.
Получается, что все дороги ведут в семью, а идиома о том, что любовь и труд всё перетрут, вновь приобретает громкое звучание. И нет, по-видимому, более необходимости умными словами плескать в общество, монотонно или даже страстно рассказывая о том, что длительное пребывание в социальной сети способствует оскудению личности. Поверьте, никакой смайлик не заменит искреннюю улыбку и тёплое объятие, будь оно родительское или… партнёрское.
Комментарии закрыты.