Игорь Круглов: Народный писатель Юхан Смуул — обласканный Сталиным, подзабытый в Эстонии

В советские годы этот поэт и прозаик считался одним из лучших (если не самым лучшим) представителей эстонской литературы. Его произведения печатались огромными тиражами, их изучали в школах и институтах. Он являлся лауреатом самых престижных премий и наград, а после его смерти в 1971 году в республике была учреждена литературная премия его имени, просуществовавшая до 1989 года, то есть до наступления времени развенчания старых кумиров.

2 273

Звали его Юхан Смуул (род. 18 февраля 1922 года в селе Когува на острове Муху, Эстония). До 1954 года он носил имя Иоганнес Юрьевич Шмуул, а затем, уже будучи известным писателем, видимо, решил принять более короткий и благозвучный псевдоним.

Писать он начал в 1943 году и менее чем за 10 лет попал в когорту национальных литераторов, обласканных Сталиным и получивших большие преференции от властей. В 1952 году ему была присвоена Сталинская премия третьей степени за сборник «Стихотворения. Поэмы» (1951), что означало вхождение молодого автора в число самых благополучных деятелей культуры и широкую дорогу для их творчества и общественной деятельности.

Сталин, как известно, списки кандидатов на свои премии в большинстве случаев утверждал лично. Нередко он кого-то из них вычёркивал или добавлял. Например, неожиданно для председателя Союза писателей СССР Александра Фадеева, их составлявшего, лауреатом премии 1947 года стал молодой фронтовик Виктор Некрасов с повестью «В окопах Сталинграда», которого затем назовут основателем честной прозы о Великой Отечественной войне.

Что касается Смуула, то, насколько известно, неожиданностей с присуждением ему премии не было. Это был первый звёздный час будущего маститого автора, которого он достиг упорным литературным и журналистским трудом. А до того Юхан, родившийся в семье крестьянина и рыбака, помогал отцу в его трудах, в 1936 году закончил ремесленное начальное училище, вновь вернулся к рыбной ловле и сельскохозяйственной работе. В 1941 году его призвали в Красную армию, но на фронт не отправили по состоянию здоровья, а в 1944 году демобилизовали.

1945 год. Писатель Юхан Смуул получает комсомольский билет. Фото: Oskar Juhani (AIS)

 

Как мы уже упоминали, писать Смуул начал в 1943-м. Тогда же он сделался литсотрудником эстонской газеты «Голос народа», а чуть позже — замредактора таллиннской газеты «Серп и молот» и редактором журнала «Пионер». В 1950-м вступил в ВКП(б). За время, прошедшее от начала занятий литературным трудом до получения самой главной (на тот момент) премии, опубликовал на эстонском языке стихотворные сборники «Суровая юность» (1946), «Чтобы яблони цвели» (1951), поэмы «О чём говорил рыбак», «Сын бури», «Красный обоз из деревни Когува» (все — 1947). Две поэмы — «Бригада парней из Ярвесуу» (1948), посвящённая трудовой активности строителей деревенской электростанции, и «Поэма Сталину» (1949), посвящённая понятно кому, — вошли в тот самый третий сборник «Стихотворения. Поэмы», за который автор удостоился высочайшей награды.

Позднее им были изданы книги «Стихотворения», «Эстонская поэма» и «Избранное». Большинство из стихов, включённых в эти сборники, посвящались комсомольцам и их трудовому энтузиазму.

Писал Юхан Смуул и прозу, в том числе — документальную. В 1955 году опубликовал книгу очерков «Письма из деревни Сыгедате», которую потом экранизировали.

Писатель Юхан Смуул в сквере у Дома литераторов в Москве. Фото: J. Rjapassov, Ukraina Filmi-, Foto- ja Fonodokumentide Riiklik Keskarhiiv (AIS)

 

Как журналист он много поездил по свету. Принимал участие в сложных морских экспедициях, о чём рассказал в произведениях «Ледовая книга» (1958) и «Японское море, декабрь» (1963).

Его перу принадлежат также юмористическая повесть «Удивительные приключения мухумцев на юбилейном празднике песни в Таллине» (1957), пьесы «Атлантический океан» (1956), «Аса» (1959), «Йынь с острова Кихну — дикий капитан» (1964), «Вдова полковника, или Врачи ничего не знают» (1965), «Жизнь пингвинов» (1969), «Монологи» (1968). А также — либретто знаменитой оперы Густава Эрнесакса «Берег бурь» и эстрадные песни.

За все эти сочинения официальные награды сыпались на него, как из рога изобилия. В 1961 году за «Ледовую книгу» он получил Ленинскую премию, учреждённую в 1957 году вместо Сталинской (позднее последнюю возродят под названием «Государственная»). Её размер составлял 10 000 новых рублей — сумма для советского обыкновенного труженика просто непредставимая. А ещё у него имелись две премии «Советская Эстония», ордена Ленина, Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта». В 1955-м ему присвоили звание заслуженного писателя Эстонской СССР, а в 1965-м — народного.

Памятники Юхану Смуулу: скульптурный — барельеф, а также литературный — «Ледовая книга». Коллаж Дм. Цехановского

 

Сегодня его произведения практически забыты и, видимо, небезосновательно. Юхан Смуул входил в Союз советских писателей, созданный Сталиным и в дальнейшем курируемый всеми советскими лидерами. Находясь там, нельзя было не быть апологетом власти и правительства. Те, кто противоречил данной установке, быстро лишались всех благ и подвергались гонениям, — как тот же Виктор Некрасов.

«Инженеры человеческих душ» — такое определение придумал для писателей усатый вождь, когда при помощи Максима Горького, ещё в начале 1930-х годов, в пору «индустриализации» и «коллективизации», создавал этот самый ССП. Тогда подразумевалось, что любая творческая профессия должна так или иначе зависеть от промышленно-технического прорыва. Подобными «инженерами» были Сергей Михалков, Павло Тычина, Алексей Софронов и многие другие члены писательского союза. Они имели шикарные квартиры, колоссальные гонорары, могли ездить за границы и т. п. Их обласкивала власть, например, тот же Сталин лично раздаривал дачи и автомобили. Существует история о том, как «отец народов» спросил своих «инженеров», в чём они нуждаются, и большинство попросило машины или загородные дома. А Михалков попросил только книгу вождя «Введение в языкознание» с его автографом. После чего получил и машину, и дачу, и много чего другого в придачу.

Зачастую это были очень талантливые авторы, но, к сожалению, губившие своё дарование служением системе. Мы не хотим их осуждать. Просто с печалью упомянем, что, например, про Павла Тычину и его колхозно-революционные стишата, изучавшиеся во всех школах, тайком ученики шептались: «Лучше кушать кирпичину, чем учить Павла Тычину». Хотя в юности он был великолепным лириком. А Алексей Софронов, многолетний «кондовый», доперестроечный главный редактор официозного журнала «Огонёк», писал замечательные песни, такие, как «Ах эта красная рябина среди осенней желтизны…» и другие.

Юхан Смуул (1966). Фото: Oskar Juhani / Filmiarhiivi kogu

 

Несомненно, талантливым и глубоким человеком был и Юхан Смуул. Об этом свидетельствуют хотя бы некоторые цитаты из его произведений:

«В длительном плавании у человека должен быть свой внутренний уровень, ниже которого опускаться не следует».

«В море надо уметь и посмеяться над самим собой, уметь хотя бы временами расправляться со своими заботами и чёрными мыслями. Без этого очень тяжело».

«В море с человека спрашивают больше, чем на суше».

«У каждого из нас… есть своё место на земле, своя тихая гавань, в которую мы всегда возвращаемся и заветное наименование которой высечено у нас на затылке, как у корабля на корме. Надпись эта порой заволакивается, но потом проступает снова, чёткая и зовущая».

Умер Юхан Смуул 13 апреля 1971 года.

Читайте по теме:

Игорь Круглов: Прийт Пыльдроос — первый сценический Ленин Эстонии

Комментарии закрыты.

Glastrennwände
blumen verschicken Blumenversand
blumen verschicken Blumenversand
Reinigungsservice Reinigungsservice Berlin
küchenrenovierung küchenfronten renovieren küchenfront erneuern