Имя этого продюсера, композитора и музыканта не слишком известно, хотя плоды его творчества пользуются заслуженной популярностью как у детей, так и у их родителей, а также и у любителей современной эстрадной музыки.
Итак, Василий Богатырев родился в Одессе. Сценическое имя — Васся. Продюсер, певец, композитор, аранжировщик, звукорежиссёр и мультиинструменталист. Словом, человек-оркестр! Выпустил одиннадцать сольных альбомов, пять из которых изданы в США. Им написана и спродюсирована музыка для девяти шоу, которые гастролируют по всему миру, и телевизионного шоу «Popovich Show», идущему в США. Его песни исполняют популярные артисты России: Филипп Киркоров, Кристина Орбакайте, Татьяна Буланова, Наталья Ветлицкая, Евгений Осин, Лолита, группа «Шао-Бао!» Азиза, Виктор и Ирина Салтыковы, Анастасия Стоцкая и многие другие*. В данный момент является композитором мультсериала «Маша и Медведь» и «Алиса знает, что делать», живёт и работает в Лас-Вегасе.
— А приходилось ли Вам бывать в Эстонии?
— В Таллинне был. По-моему, это был туристический поезд по Прибалтике. Мы тогда заезжали ещё и в Вильнюс. Но это было очень давно — в шестом классе. Помню, что мне понравилась молчаливая красота старого города. Всегда с пиететом вспоминаю столицу Эстонии, этот город с многовековой историей и прекрасными культурными традициями. Я знаком и с почтением отношусь к творчеству многих эстонских композиторов и исполнителей: Анне Вески, Яак Йоала (жаль, что его уже нет), в молодости, как и все любители рок-музыки в Одессе, уважал Гуннара Грапса с его «Магнетик Бэндом». У меня даже сохранился его винил. Этот список можно ещё продолжать.
— Как Вы пришли в музыку?
— Мои родители были преподавателями музыки. Мама — хормейстер в школе им профессора Столярского. А отец был деканом в педагогическом институте имени Ушинского. На факультете музыки. Несмотря на то, что я любил рисовать, шесть лет я мучал скрипку и фортепиано в школе Столярского. И даже поступил в институт Ушинского после армии. Но проучился там всего год. Не выдержал давления преподавателей, которые всё время пытались меня упрекнуть, что я учусь благодаря отцу. Я сам ушёл. Единственное что я успел окончить после школы, — это художественное училище имени Грекова по классу «скульптура». Параллельно я ходил в музыкальную вечернюю школу и закончил её тоже. В армии мне всё это пригодилось, так как я служил в ансамбле песни и пляски. Каждый день концерты, гастроли, а по ночам я лепил мозаики, скульптуры и оформлял ленинские комнаты. Были мы и в горячих точках, и в Чернобыле. На месяц меня даже командировали в десантные войска, где мне служить было легче, чем в ансамбле.
— Те, кто занимаются рок-музыкой, обычно скептически относятся к исполнителям поп-музыки. А вы сделали такой переход…
— Как и многие в те годы, я создал рок-группу, играл и пел тяжёлый рок. Параллельно играли свадьбы, чтобы заработать на жизнь. Так что весь репертуар «Ласкового мая» я знал наизусть. После победы с группой «Найс», созданной мною, на телевизионном конкурсе «Звёздный дождь» в Москве, я понял, что нужно жить и продвигать карьеру там же. Музыканты отказались переезжать, и мне пришлось самому выживать в огромном мегаполисе. Писал песни Орбакайте, Киркорову, Ветлицкой, Булановой, Сташевскому, Азизе, Лолите и многим другим. Для меня нет разницы, рок или попса. Для меня есть мелодия, а её можно аранжировать в любом стиле, чем я и занимаюсь. Всё это мне пригодилось для работы над написанием музыки для американских цирковых шоу. Ну, а эта работа уже привела меня в мультипликацию.
— А как возникли «Маша и Медведь»? В смысле вашего в проекте участия?
— Случай. Мой брат познакомил меня с режиссёром Олегом Кузовкомым. Он тогда был без работы, а у меня была своя студия в Гнесинке. Спустя пару лет он вспомнил обо мне и предложил попробовать написать тему медведя для нового проекта, который только начинался, и никто не знал, что из этого получится. Мне дали картинки, где медведь идёт с самоваром, ещё даже мультфильма самого не было. И я взял стойку с микрофоном, между ног её поставил, включил программу и думаю: вот медведь идёт и что-то там себе под нос «бум-бум-бум»… Темп его вычислил, как он идёт, поставил метроном, включаю наушники и начинаю напевать. Записал одну, следующую дорожку, потом аккорд получился, потом ещё барабаны добавил, и это всё голосом, я даже не хотел клавиши включать, ничего. Ему очень понравилось, и мы подписали договор. Дальше пошли годы работы, создание тем, библиотеки звуков, покупка инструментов. Проект три года был под угрозой закрытия. Ну, а потом, как снежный ком, пошли жуткая любовь и успех.
— Что вам как композитору даёт работа над детским мультфильмом?
— Каждая серия уникальная, так как я всё пишу заново. Если тема какая-либо повторяется, то аранжировка обязательно должна быть другая. Написав более 50 серий, у меня появился страх, а смогу ли я написать новые мелодии. Но пока как-то рождается. Я импровизирую и смотрю, вписывается ли музыка в картинку или нет. Очень тяжело поймать это настроение. Я работаю до тех пор, пока сам не получаю удовольствие.
— А вот что-то курьёзное с вами происходило за время работы над мультфильмом?
— Странно, но всё, что происходит с медведем, потом происходит со мной. Мы с ним уже одно целое. Как-то в одной серии медведь молотком расплющил себе палец. Через неделю и я дверью от машины прищемил себе палец и ходил перебинтованный, как он. Хорошо, что это был большой палец, и я мог продолжать играть на гитаре и клавишах. Хотя было очень тяжело.
— Вы известный̆ коллекционер гитар, расскажите об этом вашем увлечении.
— Так вышло, что для каждой серии я покупал и продолжаю покупать какой-нибудь новый музыкальный инструмент. Это были банджо, губная гармошка, барабан или стиральная доска. Ну и, конечно, гитары. Это моя слабость. Вначале я покупал их, как только влюблялся в гитару. Потом нужны были деньги, и мне приходилось эти гитары продавать. Это ужасное чувство! Но зато теперь на моих гитарах играют Малинин, Саруханов и многие другие известные музыканты. Сейчас у меня около 45 гитар, и каждая с какой-то историей. Есть копии гитар известных гитаристов с их автографами. Приятно, что сейчас я могу себе позволить любую, о которой мечтал в молодости. Я их все записываю в мультике, так как каждая имеет неповторимый звук. Некоторые гитары я привёз из «штатов», где через неделю прошли страшные ураганы, и эти магазины стёрло с лица. Так что я их спас. Кстати, мой родной дядя был скрипичным мастером, первую гитару он сделал сам и подарил моему брату, а я на ней играл.
— Вы собираетесь вернуться на сцену?
— Конечно, очень хочется вернуться на сцену, и я бы обязательно бы вернулся, если бы не моя операция на сердце. Уже более 10 лет я сижу на таблетках с искусственными клапаном и аортой. Бывает, резко навалится приступ. Так что работа дома спокойнее, так как я могу отдохнуть. А если это произойдёт перед концертом? Я не могу подвести зрителей, которые придут меня послушать. Да и сцена — это адреналин и высокое давление, что мне противопоказано. Но зато мне нравится, что весь мир поёт мои песни. Их перевели на 36 языков и уже преподают в школах. Люди со всего мира мне пишут благодарности, и я обязательно всем отвечаю. Надеюсь, что я с помощью своих песен и музыки воспитаю в детях чувство к прекрасному.
*Как саунд-продюсер Богатырев работал с такими звёздами, как Al Bano, Ricchi e Poveri, Pupo, Riccardo Fogli, Matia Bazar, Toni Esposito, Bosson, Toto Cutugno, Dan McCafferty из «Nazareth», София Ротару, Игорь Крутой, Игорь Николаев, Раймонд Паулс, Лариса Долина, Дима Билан, Витас, группа «Уматурман», группа «Сливки», Влад Топалов, Пресняковы, Наталья Подольская, группа «Pushking», группа «Лицей», группа «Динамит», Маша Кац, Лада Дэнс, Тамара Гвердцители, Михаил Шуфутинский, группа «Комбинация», Лайма Вайкуле, Александр Маршал, Надежда Бабкина, Александр Малинин, Жанна Агузарова, Александр Буйнов, Юля, Слава, Началова, Алексей Кортнев, Паскаль, Верка Сердючка, Анита Цой, Алексей Чумаков, в музыкальных фильмах «Фигаро» и «Снежная Королева», «Новогодняя ночь в стиле «АВВА» на НТВ» и т.д. Как композитор и поэт написал песни для Ф. Киркорова, Д. Гурцкой, К. Орбакайте, Т. Булановой, Н. Ветлицкой, «Кабаре-дуэта «Академия», А. Стоцкой, Лолиты Милявской, Е. Осина, Виктора и Ирины Салтыковых и других.