Согласно восточному календарю, 2024 год объявлен годом дракона. В СМИ массово обсуждается, почему в этот раз дракон деревянный и как так вышло, что вообще-то дракон зелёный, но праздник отмечать надлежит всенепременно в красном или же золотом. Торговые прилавки заполонили штампованные фигурки иноземного чудища с разинутой пастью, раздвоенным языком и вытаращенными глазами, плюс фигурки дракона-младенчика, по конфигурации и выражению морды (или всё же лица?) чем-то неуловимо смахивающего на телепузика.
Повсеместное засилье у нас китайского гороскопа с многочисленными рекомендациями (что носить, что есть и как встречать праздник) родом из тех самых «лихих 90-х», о которых большинство жителей постсоветского пространства не вспоминает без содрогания.
К слову сказать, впервые китайский (восточный) гороскоп был опубликован в СССР в 1973 году, в газете «За рубежом». Именно тогда жители Советского Союза узнали о том, что все они соотносятся с одним из 12 мифических зверей, каждый из которых влияет на характер гражданина. Но тогда эта «грандиозная» новость на фоне обсуждения пятилетних планов и их досрочного выполнения прошла незаметно.
А вот в 1990-е торговцы-челноки начали активно наполнять нашу жизнь китайскими товарами, а заодно и элементами восточной культуры. На неизбалованных людей хлынул поток китайских одежды, ярких игрушек, сувениров и безделушек. Тут-то вспомнили и о восточном календаре. Тему подхватили разнообразные гадалки и мистические личности, из каждого утюга полился поток гороскопов. Постепенно у наших людей сформировалось стойкое пристрастие к внешнему китайскому колориту и его атрибутике.
Привыкли — да и Бог-ты с ним: пройдёт ещё некоторое время, и китайские персонажи всенепременно «обрусеют». Недаром учителя за рубежом замечают, что если в садике или в классе появляется ребёнок, говорящий по-русски, то вскоре по-русски заговорит и весь класс. Я уж не говорю о сугубо отечественной румяной матрёшке, которая вообще-то родом… из Японии.
Удручает другое: ведь у нас есть свой, да ещё и трижды дракон — Змей Горыныч! И очень странно, что в пылу предновогодней кутерьмы об этом, прямо скажем, выдающемся персонаже никто не вспоминает. Говоря словами другого известного сказочного персонажа, «нам это обидно».
«Героический» облик
Исторически наш, отечественный дракон — это олицетворяющий зло персонаж русского фольклора, широко встречающийся в сказках и былинах.
Прозвище «Змей Горыныч» не имеет однозначного толкования. Один вариант связывает его с горами как с местом обитания. Однако возможна и другая трактовка, сближающая его имя с глаголом «гореть» и подчёркивающая одну из характерных особенностей персонажа — способность сжигать, извергать огонь.
В разных сказаниях и сказках описание Горыныча выглядит по-разному, поэтому составить его точный портрет весьма затруднительно. Принято считать, что Змей Горыныч — это говорящее драконоподобное существо с тремя головами, хвостом и медными когтями. Змей Горыныч способен извергать огонь (его постоянная угроза: «Я твоё царство огнём сожгу, пеплом развею») и выпускает из ушей дым. Перемещается змей по воздуху. Полёт и появление сопровождается шумом, бурей, громом, молниями, змеиным свистом и звериным рычанием.
Если же углубляться в недра фольклора, то голов у змея может три, шесть, семь, девять и даже двенадцать. От одного до семи варьируется и количество хвостов. У Горыныча, как правило, огненные крылья, но иногда он имеет приставные бумажные, которые меняет во время боя. В ряде сказок персонаж снабжён… хоботом (или двенадцатью хоботами), которым вбивает героя в землю, а также огненным пальцем, которым приращивает себе уже отрубленные головы. Змей Горыныч может оборачиваться вихрем или даже добрым молодцем. Тогда он и ведёт себя, как человек: ездит верхом на коне, владеет оружием, носит дорогую одежду.
Но в целом его антропоморфные черты неустойчивы и непостоянны, очевидно лишь наличие нескольких голов и крайне агрессивный и зловредный характер.
Среда обитания
Горыныч может быть порождением как огненной, так и водной стихий. В первом случае в качестве среды обитания он предпочитает горы, а во втором может жить на дне моря, реки или же озера.
В большинстве случаев Горыныч обитает в пещере или берлоге. Место это всенепременно безжизненное, где «трава не растёт, птица не поёт», либо наоборот — это палаты, сверкающие златом-серебром.
Уфффф… Голова кругом от вариативности — ни одному китайскому дракону такое многообразие и в страшном сне не привидится.
Злодейства
В некоторых былинах Змей Горыныч выступает в качестве стражника Калинова моста, который перекинут над рекой Смородиной, разделяющей явь и навь (мир живых и мир мертвых). Но своё основное «призвание» Горыныч нашёл в выжигании посевов и деревень. Периодически он похищает прекрасных девиц — «избранницы» бывают и из народа, и из княжеских родов. Барышень он поедает, но иногда похищение является самоцелью. В сказках Змей держит великое множество пленников: царей, придворных, воинов и просто крестьян.
Иногда похищения носят разовый характер, однако встречаются и Горынычи-маньяки: эти твари осаждают город или царство, требуя себе на съедение или для супружества красавиц на постоянной основе — ежемесячно или же ежегодно. В противном случае город или царство будут разорены, а жители — съедены.
Иногда в сказках рассказывается о дружбе Горыныча с другими персонажами русского фольклора — Бабой-ягой, Кощеем Бессмертным и прочей нечистью.
Соответственно, Змей является заклятым врагом русских богатырей, которые стремятся его одолеть, чтобы восстановить справедливость (либо для освобождения пленников). Помощниками богатыря в битве выступают его братья, конь, обитающие по соседству животные.
Главное оружие Змея Горыныча — огонь, который он извергает из пасти, но он всё равно гибнет от богатырского меча. Чтобы убить злодея, богатырю приходится поразить его в сердце или отрубить все головы. Герой может также победить змея хитростью (бросив в глаза горсть земли, дав выпить сонное зелье).
Змей Горыныч настолько злодейский персонаж, что даже «Мать-Сыра Земля» не хочет впитывать в себя чёрную кровь, вытекающую из его ран. Иногда тело убитого Змея сжигается, а его языки герой оставляет себе как доказательство своей победы.
Уфффффф… Брррр…
Откуда этот диковинный образ?
Змееподобные монстры присутствуют в мифах очень многих народов. Все они изрыгали пламя, летали, а некоторые ещё и плавали. В библейских текстах есть ряд упоминаний о драконоподобном морском чудище Левиафане. Все эти ящеры, включая славянского Змея Горыныча, символизируют собой испытания, через которое нужно пройти главному герою, чтобы совершить подвиг и получить сокровище. Соответственно, эти монстры — олицетворение зла.
Некоторые исследователи славянских былин предполагают, что под собирательным образом Змея Горыныча таятся несметные полчища татаро-монгольских и прочих степных кочевников. Нападения степняков сопровождались страшными пожарищами, которые порой начинались задолго до прорыва вражеского войска в укреплённое поселение. Есть ряд подтверждений, что татаро-монгольские воины на Руси использовали порох или, по крайней мере, что-то вроде напалма (очевидно, позаимствованным у китайцев, которые якобы изобрели его за полторы тысячи лет до Рождества Христова).
Страшная реальность в виде бесконечных нападений, сопровождавшихся огненными смерчами и сотнями смертей, вкупе с мифологическим восприятием мира, возможно, и породили в человеческом сознании образ чудовища, уничтожающего поселения и уводящего в плен родных и близких.
«Праящеры»
Может быть, происхождение сказочного Змея Горыныча имеет вполне реальную основу в виде… динозавров.
Вполне вероятно, что издавна люди находили их скелеты, что неминуемо приводило к порождению всевозможных легенд и сказок.
При раскопках в Новгородской и Псковской областях археологи находили многочисленные изображения ящеров, выполненные на оконных наличниках и на ручках ковшей. Эти изображения представляют собой образ крупного зверя с вытянутой мордой и огромной пастью с чётко выделенными большими зубами.
В одной из летописей XI века «Беседа Григория Богослова об испытании града» рассказывается о ящере-крокодиле, который выходил из реки и пожирал оставленную ему местным населением жертву.
Писатель-этнограф XIX века и собиратель народных песен Павел Якушин во время своей поездки по Новгородчине записал со слов одного старца историю появления Юрьевского скита: «…Был Зверь-змияка, этот Зверь-змияка жил на этом самом месте, вот где теперь этот самый скит святой стоит (…). Кажинную ночь этот Зверь-змияка ходил спать в Ильмень-Озеро…»
Неизвестный летописец в XVI-м веке записал, что «…В лете 7090 лютые крокодилы выходили из реки и за ними затворялся путь, они поели много людей. Люди в ужасе бежали по всей земле и молились богу. Они прятались, и он сбегал…»
И это далеко не все весьма странные записи древних лет о существовании в реках Руси неких «ящеров-крокодилов».
«На лицо ужасные, добрые внутри»
А теперь приятный бонус для тех, кто ещё не запутался в драконьих обличьях и не испугался змеиных злодейств: Змей Горыныч теперь добрый!
В фольклоре Горыныч неизменно представляет собой вселенское зло, а вот в современной интерпретации он почти всегда оказывается положительным персонажем. От прежнего поджигателя, убийцы и похитителя практически ничего не осталось. Если змей и совершает злые поступки, то лишь потому, что не знает, как поступать правильно. Горыныч нынешний — антипод себя в древности.
Например, в мультфильме 2006 года «Добрыня Никитич и Змей-Горыныч» он выступает в роли добряка-недотёпы, старинного друга Добрыни Никитича. Забавно, но поначалу этот обновлённый Горыныч и летать-то не умеет. Сей навык он восстанавливает гораздо позднее, когда только от него, Горыныча, зависит спасение друга.
У этого змея три головы, а значит, и три характера: главная — средняя — голова рассудительная, даже немного тугодумная, но правильная, именно она в результате принимает все решения. Вторая голова — хулиган и драчун. Третья — никулинский «балбес».
Как Добрыня Никитич и Змей-Горыныч познакомились, точно не известно: Добрыня рассказывает, что выкупил его у торговца, а Горыныч — что спас Добрыню из плена. Но, скорее всего, история Горыныча выдумка, так как в ней у него большие крылья, в то время как в основной истории — маленькие.
Такая вот символичная победа добра над злом — жуткий монстр трансформируется в исключительно доброго персонажа.
Бонусное
Тому, кто отдаёт предпочтение нашим отечественным сказкам и легендам, пригодится, возможно, небольшой список фильмов, в которых запечатлён Змей Горыныч:
«Василиса прекрасная», фильм-сказка Александра Роу, 1939;
«Илья Муромец», фильм-сказка Александра Птушко, 1956;
«Огонь, вода и… медные трубы», фильм-сказка Александра Роу, 1968;
«Там, на неведомых дорожках…», фильм-сказка Михаила Юзовского, 1982.
Мы все с раннего детства знали, кто такой Змей Горыныч, благодаря огромному количеству советских мультфильмов:
«Ключ» (1961). Четыре (вместо традиционных трёх) разнохарактерные головы Змея Горыныча являются пародией на бюрократов-формалистов.
«Добрыня Никитич» (1965). Богатырь Добрыня отправляется в горы, где убивает Змея Горыныча. А через 40 лет они уже закадычные друзья! Вот это, я понимаю, зигзаги судьбы.
«Межа» (1967). Угнетатели жителей деревни — Змей Горыныч и жадный царь. Оба злодея оказываются побеждены хитростью солдата Кузьмы (который почему-то называет змея Гаврилычем).
«Алёнушка и солдат» (1974). Здесь у змея три разноцветные головы (зелёная, синяя, жёлтая), у каждой — свой характер. Сначала солдат настраивает их друг против друга, а потом хитростью заставляет Горыныча превратиться в берёзовый чурбан и кидает его в печь, откуда появляется маленький и безобидный Горынчик.
«Баба-яга против!» (1979). Молодой Змей Горыныч — домашнее животное и помощник Бабы-яги.
«Ивашка из Дворца Пионеров» (1981). Змей Горыныч — гость Бабы-яги и должен выручить её из плена пионера Ивана, но Иван при помощи огнетушителя побеждает его.
«Ну, погоди!», выпуск 16 (1986). Волк во сне попадает в волшебную страну, где герои разных сказок живут вне времени и сюжета. Змей Горыныч охраняет сказочный замок. В этом фильме режиссёр Вячеслав Котёночкин и художник Светозар Русаков повторно использовали образ, заявленный в м/ф «Межа».
«Фантазёры из деревни Угоры» (1994). Змей Горыныч появляется в фантазиях главных героев как соратник неприятелей: Бабы-яги и Кощея Бессмертного.
Согласитесь — такой дракон более чем достоин, чтобы быть символом нашего наступающего года!
Читайте по теме: