Вот, например, опопанакс. Что за диковинка? И слово-то какое мудрёное, а в переводе с греческого означает «сок и лекарственное растение». Образуется эта загадка природы на надрезах корней и листьев смолоносного растения. Затвердевшие комки, от светло-жёлтого до тёмно-бурого цвета, издают смолисто-пряный запах с бальзамическими и амбровыми оттенками. Масло и смолу парфюмеры использовали в качестве душистого вещества и фиксатора. Но сейчас опопанакс применяется в очень ограниченных количествах. Считайте, что духи со столь трудно переносимой нотой – редкость.
То ли дело шалфей, невероятно популярный в травяных и цветочных композициях. Говорят, в старые времена лист шалфея закапывали под порогом двери любимого, чтобы завоевать его сердце. Людовик XIV никогда не ложился спать без шалфейного чая, а королева Англии Елизавета I приказывала выращивать в своих садах это душистое серебристое растение с нежно-фиолетовыми цветами. Бодрящее действие шалфея считается непревзойдённым, а у его масла свежий, пряный, травянистый аромат с камфорными нюансами.
Слышали ли вы про юзу? Тоже диковинка. Однако этот экзотический представитель – сложный и древний цитрусовый гибрид. В Китае он был известен ещё во времена Конфуция более 2500 лет назад. Японцы используют очень кислые плоды как лимон, для приготовления мармелада, а сок и цедру – в разных блюдах. Ароматические ванны без юзу там немыслимы. В парфюмах он обычно главенствует в начальных нотах, отдавая букету сияние и свежесть.
Ещё одна оригинальная нота – тонка. Дерево растёт в Южной Америке и Африке, а его крупные чёрные плоды, хоть и выглядят не слишком привлекательно (сморщенные, чёрно-фиолетовые), издают душистый, сладкий запах корицы, ванили, карамели, орехов и свежего сена, а также успокаивают и улучшают настроение. Теперь ясно, почему парфюмеры с почтением относятся к тонка.
Вот и добрались мы до горького апельсина (он же померанец), с которым связано столько легенд. Из его цветов делают знаменитое масло нероли. Родом померанец из Италии, Марокко, Туниса, Алжира, Египта и Франции. В 1680 году цветами померанца благоухали ванны и перчатки Анны Нерольской. Именно благодаря этой княгине аромат вошёл в моду среди итальянской аристократии, а цветам дали название «нероли». Как видите, не такая уж горькая участь у горького апельсина…