Завтра отмечается… День отказа от мобильников! Серьёзное, оказывается, мероприятие. Отмечается аж с 2001 года, а последние лет 15 Всемирный день без мобильного телефона трансформировался аж во Всемирные дни без мобильного телефона. Три дня без мобильников! Как вам?
Причём у этого мероприятия есть и свой идеолог, и целая концепция. Мол, мы настолько привыкли полагаться на смартфон в выполнении повседневных задач, что без него чувствуем себя буквально как без рук. Даже специальный термин ввели: «номофобия» (от «no mobile phobia»), ну то есть чтобы не просто бояться оказаться без мобильника и сотовой связи, а бояться со смыслом. Во как!
Идеолога зовут Фил Марсо. Он француз и писатель. День отказа он выбрал не абы как: 6 февраля католическая церковь чтит память святого Ведаста, который во Франции известен почему-то как святой Гастон. А имя это упоминается в песне французского певца Нино Феррера «Le téléfon» («Телефон»): «Gaston y a l’téléfon qui son / Et y a jamais person qui y répond» («Гастон, звонит телефон / Но никто никогда не берет трубку»).
Шутки шутками, а зависимость от телефонов сейчас действительно нешуточная. Как раз позавчера с интересом наблюдала, как народ перемещается по Невскому: как минимум треть (!) идёт, уткнувшись в телефоны. Кое-кто даже дорогу умудряется так и переходить — не глядя по сторонам, а уткнувшись в гаджет. В голове не укладывается: как содержимое смартфона может быть интереснее, нежели жизнь и архитектура в центре города?!
Уж не знаю, страдают ли все эти люди той самой номофобией, а вот то, что без смартфона крайне неудобно, — факт проверенный.
Сотовый у меня с 1996 года. Тогда он только звонил и держал заряд батареи не меньше недели. За всё время без связи я оставалась пару-тройку раз. Может, чуть больше, но из радикального вспомнился один случай: «Тропа лесоруба». Если совсем кратко: как-то раз ноябрьским воскресным утром компания мужиков с жёнами и собаками отправилась на пикник в леса, а выбралась, да и то только по частям, к вечеру понедельника.
А вот свеженькая, пусть и не столь драматичная история, которая приключилась со мной буквально пару дней назад.
Выскочила я утречком из дома, не составив заранее маршрут. Стою на остановке, тычу в экранчик замерзающим пальчиком, а телефон в ответ не реагирует! Разве что язык не показывает. Впопыхах понимаю, что случилось давно обещанное: память агрегата окончательно переполнилась, и тот отказался работать. Делать нечего — интернет-то нужен. Вот и принялась я лихорадочно удалять файлы, фотографии, сообщения. Что успела, то удалила. Но не помогло.
На выходе из автобуса я попыталась установить навигатор, чтобы срезать маршрут, но аппарат на работу так и не настроился. Пришлось идти привычным путём — «вкругаля», из-за чего я потеряла 10 драгоценных минут. На горизонте сознания забрезжила мысль о многотысячном ремонте старенького аппарата. Честно говоря, уже особо и не помню, как мне пришла в голову мысль, что на самом деле причина неисправности в другом. Кажется, я попыталась кому-то позвонить. Вот тут-то и выяснилось, что вредный оператор просто-напросто отключил связь.
За последний год предсказать, в какой день тебя отключат, стало весьма проблематичным. Как правило, в такие дни я оказывалась дома, но вот в этот раз недоглядела. По дороге «на дело» я попыталась оплатить связь, заскочив в близлежащий банк. Не тут-то было: деньги примостились на виртуальной карте, которую банкомат просто-напросто не видел. Фыркнув и пожав плечами, я потрусила в нужном мне направлении дальше.
В пункте назначения мне предстояло часок посидеть в очереди, и вот тут я оказалась полностью неподготовленной. Нет, не к ожиданию. А к тому, что мне нечего было почитать или же пописать — всё в том же телефоне. А между тем за последние три года я привыкла, что часть дел делаю именно в телефоне, пока еду в транспорте или чего-то ожидаю: читаю новости и почту, пишу и размещаю посты в соцсетях, собираю материал для статей.
В общем, пришлось рисовать звёздочки и пенёчки, а в голове пораскручивать текст будущего «антидепрессанта» — большие тексты от руки я сейчас почти не пишу.
Я вполне могла бы обойтись и без телефона, но надо было лишь заранее подготовиться: продумать маршрут, да захватить из дома книжку, чтобы почитать в очереди. Просто я не подумала, что такое может случиться!
А вот у бабулечки-соседки по очереди проблема оказалась абсолютно иного плана: смартфон-то у неё был с собой — новенький, с большим экраном. Да вот какой прок от гаджета, если ты не умеешь им пользоваться?
Сперва я обратила внимание на реплики девушки-робота, которая настырно предлагала хозяйке сделать ей запрос. После пятого предложения я сфокусировала взгляд на самой бабушке. Похоже, она что-то искала, но не могла найти. К тому моменту я уже понимала, что тех самых 10 минут, потраченных в банке, мне не хватило, на приём я не попаду, поэтому уже никуда и не торопилась.
Боясь показаться бестактной, я наклонилась к пытливой бабушке: «Может, Вам чем-то помочь, пока Вы ожидаете своей очереди?» К моему облегчению, бабушка даже обрадовалась. На Новый год дочь подарила ей телефон, но как им пользоваться, рассказать то ли не успела, то ли не додумалась. Бабушка дочку спрашивать не стала: «Она постоянно занята: работает, а ещё она мать и жена. Я уж как-нибудь сама разберусь». А всего-то ей и надо: научиться пользоваться записной книжкой, совершать и принимать звонки.
Следующие 15 минут мы по очереди елозили по экрану («Обязательно подушечками пальцев! Не тычем!») и старались запомнить последовательность действий. Когда до времени приёма бабушки оставалось всего-ничего, решили всё записать. Удивительно: в сумке у бабули оказалась книга в толстом переплёте с крайне заумным названием. Разглядеть не успела — подошла бабушкина очередь.
Но если мои приключения без телефона длились каких-то полдня, то «лепший» друг умудрился забыть мобилу 30 декабря в Выборге, уехав к семье в Петербург на все праздники. И ничего: кому надо, нашёл его через жену и соцсети, кому не надо — никак не нашёл. Правда, по возвращении дружище два дня, не торопясь, провёл в разгребании сообщений, новостей, спама и поздравлений. Но это всё равно экономичнее, нежели регулярно тратить на зависание по три-четыре часа круглый год.
А вы как долго можете обходиться без мобильника?
Читайте по теме:
За рулём — рули: водителей Эстонии просят отложить смартфоны в сторону