В традиционном патриархальном укладе жизни добычей провианта — от мамонта до гуся — занимались мужчины. Женщины же укрывались по пещерам, оберегая очаг с домочадцами от драконов, диких зверей и конкурентов. Отсюда: у мужчин природой заложен инстинкт догнать и схватить, а у женщин веками развивались периферическое зрение и идеальный слух. Но вот в какой-то эпохе всё перемешалось, и сейчас легко встретить чувствительного мужчину и азартную женщину. Я вот давно привыкла к мужским чертам в своём характере. Вот и сейчас — как ещё объяснить тот азарт, с которым я периодически «охочусь» то за знакомыми, пообещавшими что-то сделать, но не сделавшими, то за исчезнувшей гречкой.
История о том, как в условиях ажиотажа не остаться без продуктов и предметов первой необходимости, стара и традиционна. Но любопытно, что моё повествование об исчезнувшем сахаре большинство знакомых подвергло сомнению. Парочка приятельниц, прочитав «антидепрессант» о гречке и лаке, в тот же день даже помчалась в магазин для опровержения. Мол, есть сахар, в изобилии, да и ещё и по январским ценам. А вот рассказ о гречке единодушно был воспринят с пониманием. Каждый припомнил историю из своей жизни, когда пошёл купить и не нашёл; удивился, расстроился; и успокоился, лишь купив любимую крупу.
Но вдвойне удивительно, что почти всех собеседников поверг в ступор вопрос: «А почему гречка? Почему ажиотаж именно вокруг гречки?» С одной стороны, отсутствие этой крупы на прилавках неизменно становится поводом для беспокойства. С другой стороны, гречка — совсем не тот продукт, который потребляется ежедневно и помногу. Сколько раз на кухне раздавалось: «Опять гречка!», — а ведь в предыдущий раз хозяйка её готовила не вчера и не позавчера, а недели три назад!
Моя «гречневая история»— родом из детства. В те далёкие времена я отличалась плохим аппетитом, а некоторые продукты на дух не переносила. Больше всего я не любила молоко. Меня начинало подташнивать уже на этапе наливания молока в стакан. А при виде молочной пенки я сломя голову неслась в ванную. Но несмотря на категорическое неприятие молока, дедуля был уверен в его необходимости для растущего организма.
Каждый вечер в доме — жесточайшее противостояние. Начинался процесс вполне себе безобидно: дедушка приглашал меня на вечернюю кружку молока. Я же делала вид, что обращение относится не ко мне. Потом придумывала себе срочное неотложное дело. Но дедушка был кремень, и в итоге после некоторого сопротивления я всё равно оказывалась на кухне, где и рыдала в голос. Как правило, выпивать ненавистное молоко всё-таки приходилось, после чего я прыжками неслась в ванную.
Как ни странно, проблему запросто решила бабуля. Заметив, что внученька любит гречневую кашу, она как-то попробовала сдобрить её тёплым молочком, а в качестве отвлекающего манёвра положила на край тарелки внушительного вида кусочек сыра. К удивлению бабули и деда, ребёнок не только умял странное блюдо, но и запросил добавки. Так и уплетала я по несколько раз на неделе кашку с молочком и неизменным кусочком сыра.
Припомнив детскую историю, в попытках разобраться в странном всеобщем отношении к самой обычной крупе я начала задавать всем знакомым два вопроса: «Как вы относитесь к гречке? Какие блюда из неё предпочитаете?»
Дражайшая половина, припоминая армейские будни, мечтательно ответил: «Мы гречку всегда ждали. Вкусная каша, не вызывает аллергии, аппетитно, даже если есть просто варёную со сливочным маслом». Были и другие рецепты: пирожки с начинкой из гречки, гречишные драники, фаршированные гречей болгарские перцы, даже гречишное ризотто-«гречотто» и гречневая запеканка с печенью. Каждый из респондентов вспоминал что-то своё, не повторяясь.
В версиях о причинах любви наших людей к гречке также недостатка не было. Тут и длительные сроки хранения: считается, что греча в герметичной упаковке хранится до двух лет. Хотя сроки варьируются в зависимости от влажности воздуха и вида крупы. Так, на Дальнем Востоке, Северном Кавказе и в Нижнем Поволжье срок хранения гречки-ядрицы составляет 15 месяцев, в других регионах России — 20 месяцев. А продел (измельчённые ядра) хранится 14 и 18 месяцев соответственно. Тут и разнообразие приготавливаемых блюд — недаром мои знакомые вспомнили столько всего вкусного из гречки. И полезность: над гречей не проводятся эксперименты, связанные с генетической модификацией (пшеница, например, этим похвастаться не может). Порция гречневой каши примерно наполовину покрывает ежедневную потребность в клетчатке, содержит витамины группы В, микро- и макроэлементы: калий, магний, фосфор, марганец, медь, селен и цинк. А в сочетании со сливочным маслом получается полный набор незаменимых аминокислот (а вот вам и армейский рацион).
Но я больше верю версии «семейной памяти», которую высказала мама моей кумы. Моя бабушка считала гречку неотъемлемой частью любого меню. Как и моя мама, а следом и я. И такое отношение сложилось во многих семьях. Налицо потомственная память: гречка должна быть в доме всегда, особенно когда на дворе сложные времена. А ещё гречкой кормили диабетиков. Отсюда и народная молва о её крайне целебных свойствах и особенном биохимическом составе. Мы даже считаем гречку исконно национальным продуктом, хотя попала она к нам, вероятнее всего, уже после монголо-татарского ига.
Возможно, именно по этой причине мы — крупнейший производитель гречихи в мире: более миллиона тонн в год[ii]. Да и произрастает она в нашем климате без особых проблем. Что же, вполне логично: считаем своей, любим, едим и производим.
Моё же любимое блюдо из татарской крупы / чёрного риса / сарацинского зерна (это далеко не полный перечень того, как гречку по сей день называют в Европе) — гречишные котлеты. Ниже привожу рецепт.
Нам понадобится: один стакан гречки и два стакана воды; две-три отварных картофелины среднего размера; соль, специи (перец); панировочные сухари для обвалки; растительное масло для обжаривания. Отваренную гречку и картофель пропустить через мясорубку. Гречку желательно отварить накануне (структура котлет будет нежнее). К получившейся массе добавить соль и специи, обвалять в панировочных сухарях, жарить на растительном масле. Приятного аппетита!
А молоко, кстати, и по сей день не люблю.
А вы какие блюда из гречки любите?