Поучительная история Мярта Сультса о перенесённом инфаркте, лечении и выздоровлении с комментариями профессора Вийгимаа была рассказана в передаче «Полчаса здоровья»*.
— Мярт Сультс, при каких обстоятельствах произошёл инфаркт? Как вы поняли, что что-то не так?
Мярт Сультс: После очередного заседания Рийгикогу я по графику направился в Таллиннскую художественную гимназию, чтобы дать детям урок игры на гитаре. Рабочему дню предшествовала бессонная ночь. Исполняя простую мелодию, я заметил, что моя правая рука неправильно отбивает ритм, что меня тут же встревожило, поскольку ничего подобного раньше не происходило. К счастью, в здании находилась школьная медсестра, которую я попросил измерить мне кровяное давление. Верхнее давление было 210, что для меня является пугающим показателем. Я попросил дочь поехать со мной в машине скорой помощи. Электрокардиограмма (ЭКГ) ничего не показала, взяли анализ крови, буквально через полчаса — ещё один анализ, после чего всё пошло, словно в кино. На реанимобиле меня доставили в Региональную больницу. Оказалось, что в анализе крови все маркеры инфаркта были максимальными, выходящими за все пределы. Я понял, что нахожусь буквально в нескольких шагах от смерти. Если бы не школьная медсестра, оказавшаяся в здании в тот день, я, вероятно, спокойно поехал бы домой, потому что не чувствовал никаких классических симптомов, таких как головокружение или боль в груди.
— Д-р Вийгимаа, насколько типичны такие симптомы?
Проф. Вийгимаа: Мы имеем дело не с типичным случаем. Обычно возникают сильная боль за грудиной, ощущение давления, которое может распространяться на живот, за лопатку или даже на шею, аритмия, одышка или высокое кровяное давление. С другой стороны, инфаркт проявляется по-разному, и иногда нет сильной боли. Хорошо, что в данном случае были предприняты быстрые действия. Скорую помощь, конечно, следовало бы вызывать раньше, чтобы не приходилось самому садиться за руль. Поскольку часто скорую помощь вызывают необоснованно, то, как правило, люди излишне осторожничают, когда дело доходит до серьёзных проблем в первый раз.
— Поскольку в данной ситуации типичных симптомов не было, господин Сультс мог спокойно вернуться домой. Когда всё-таки следует вызывать скорую помощь? Как понять, что ситуация критическая?
Проф. Вийгимаа: В общем, об этом свидетельствуют очень плохое самочувствие, постоянные боль и чувство сдавленности. Если эти симптомы наблюдаются более пяти минут, следует обязательно вызвать скорую помощь. Кстати, у женщин чаще, чем у мужчин, наблюдаются нетипичные симптомы.
Что касается случая с господином Сультсом, то инфаркт часто проявляется в напряжённой ситуации, потому что произошли изменения в сердечных артериях; кажущаяся компенсация хоть и сохраняется, но в какой-то момент организм выходит из равновесия. Этому часто предшествуют ухудшение самочувствия, снижение работоспособности, приступы удушья и чувство стеснения в груди при физических или умственных нагрузках.
Мярт Сультс: Мой случай действительно немного особенный, потому что я все время выкладываюсь на полную катушку. Достижение успеха, как правило, ужасно болезненно и связано и как с физическими, так и с умственными нагрузками. Я сразу заметил, что рука работает как-то необычно, а вот на боль в лопатке или груди я не обратил бы особого внимания, потому что мне как бывшему гандболисту к ним не привыкать. Встревожило меня именно нарушение нормального движения.
— А как насчёт образа жизни? Несмотря на стрессы, вы находитесь в спортивной форме.
Мярт Сультс: Я питаюсь ужасно нерегулярно. Единственным регулярным занятием является утренняя гимнастика, которая заставляет работать суставы и голову. Утром я обычно ем, но обедаю когда придётся, в зависимости от графика. Я нахожусь на грани самоуничтожения.
— Д-р Вийгимаа, как вы прокомментируете такой образ жизни?
Проф. Вийгимаа: Немного экстремальный, но у мужчин такое бывает. Я считаю, что курение является большим фактором риска, важность которого часто недооценивается. Курение оказывает большую нагрузку на кровеносные сосуды, и обызвествление сосудов происходит значительно быстрее, чем без курения.
— Возвратимся к истории господина Сультса. Вы попали в отделение интенсивной терапии Региональной больницы. Что было дальше?
Мярт Сультс: В реанимобиле я впервые испытал страх смерти. В Региональной больнице мне был обеспечен профессиональный уход. Я сам быстро соображаю и делаю, но персонал больницы превзошёл даже меня! Были сделаны необходимые инъекции, проведены зондирование, очистка, стентирование. Пару раз я как будто терял ощущение реальности, в результате чего наблюдал за собой сверху, будто находясь над кроватью. После пребывания в отделении интенсивной терапии я стал смотреть на жизнь по-другому, воспринимая каждый день как подарок и ничего не разбазаривая попусту. Однако в силу своего характера я не могу смириться с тем, что был на грани смерти, что, в свою очередь, мешает мне снизить темп своей жизни. Последнее я никому не рекомендую. Должным образом пройдите последующее лечение! В рамках моего последующего лечения я боролся с ночным страхом смерти, который продолжал существовать где-то в подсознании и влиял на остальную мою деятельность.
— Д-р Вийгимаа, как вы прокомментируете лечение господина Сультса?
Проф. Вийгимаа: Все процедуры в нашей больнице проводятся быстро, и мы имеем большой опыт в лечении острых инфарктов. Мы готовы круглосуточно открывать кровеносные сосуды для кровообращения и устанавливать современные стенты. Если посмотреть на показатели смертности по больнице, то можно сказать, что мы больница, соответствующая очень высоким стандартам медицинской помощи. Самое главное — вовремя доставить пациента в больницу, ведь на счету буквально каждая минута.
— А как насчёт восстановления? Поправится ли пациент настолько, что впоследствии не будет заметно никаких признаков перенесённого инфаркта?
Проф. Вийгимаа: При современном лечении можно добиться великолепных результатов. Есть пациенты, которые чувствуют себя после инфаркта даже лучше, чем раньше. Они становятся более спортивными, улучшается физическая выносливость, и если повреждение сердца небольшое, то не исключено, что другие клетки сердечной мышцы берут на себя функцию, и впоследствии на кардиограмме или УЗИ не будет заметно никаких следов инфаркта.
У многих, конечно, дела обстоят гораздо хуже, и функция сердца может уменьшиться вдвое. Если работа сердца снизилась с 60% всего лишь до 20%, то это критическая ситуация, когда каждая минута на счету.
Хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что современные методы лечения позволяют вылечить инфаркт и продолжать спокойно жить дальше, но это требует изменения образа жизни. В отличие от активного лечения, уровень восстановительного лечения в Эстонии оставляет желать лучшего. Последующее лечение проходят только 10—15% пациентов, которые часто попадают туда слишком поздно, например, через месяц после инфаркта. Задача кардиологов — способствовать развитию последующего лечения, чтобы результаты всего процесса лечения стали ещё лучше.
— Мярт Сультс, что представляло собой ваше последующее лечение?
Мярт Сультс: Бывший топ-спортсмен навсегда останется спортсменом. У него сохраняются сила воли, хребет, устойчивость и приспособляемость. Я прошёл интенсивный нагрузочный тест под руководством доктора Пентти Пыдера, в результате которого чуть не упал в обморок. Так я получил представление о своей болезни, мы установили планку и оптимальную скорость восстановления. В рамках восстановительного лечения я постоянно посещал семейного врача, который не реже одного раза в месяц снимал ЭКГ.
Ешьте здоровую пищу, не перенапрягайтесь и старайтесь выводить стрессовые яды из своего организма с помощью чего-либо другого, кроме алкоголя. Я сознательно в течение 29 лет не выпивал ни грамма алкоголя, и я считаю, что каждый момент жизни можно прожить гораздо насыщеннее на трезвую голову.
— В какой физической форме вы находитесь после болезни?
В ответ на этот вопрос Мярт Сультс начинает отжиматься прямо в студии.
Проф. Вийгимаа: Нагрузки крайне необходимы. Благодаря нагрузочному тесту мы можем сказать, при какой частоте пульса можно заниматься оздоровительными тренировками.
Идея реабилитации заключается в наблюдении за пациентом под дозированной нагрузкой непосредственно после инфаркта и предоставлении психологической консультации, поскольку часто возникает депрессия. В результате восстановительного лечения человек возвращается к работе как умственно, так и физически реабилитированным. Конечно, вместо кардиолога можно пойти и к семейному врачу. Как правило, рецепты выдаются на первое полугодие, но принимаемые лекарства приходится корректировать, и это часто не делается. В программе реабилитации мы можем оценить потребности пациента, которые могут быстро меняться после инфаркта, поэтому препараты необходимо постоянно регулировать.
— Легче ли переносят инфаркт бывшие топ-спортсмены или люди, которые иным образом активно занимаются спортом?
Проф. Вийгимаа: Пациент, который находится в лучшей физической форме, в любом случае будет быстрее восстанавливаться, но важную роль здесь, безусловно, играет и сила воли человека. Даже если до сих пор человек жил, не особо заботясь о своем здоровье, инфаркт может мотивировать перейти к более здоровому образу жизни. В этом смысле Мярт Сультс является хорошим примером.
— Мярт Сультс упомянул о страхе смерти.
Мярт Сультс: Страх смерти напоминает нам о том, насколько хрупка жизнь. Когда вы переходите определённую черту, у вас неизбежно возникает страх за своё здоровье.
Проф. Вийгимаа: Думаю, что каждый человек когда-то переживал такой момент истины. Инфаркт является потенциально смертельной болезнью. Практически для половины людей, перенёсших инфаркт, он становится фатальным, повторный инфаркт является ещё более опасным заболеванием. Необходимо делать всё, чтобы не допускать новых осложнений. Последние могут возникнуть в результате инсульта головного мозга или иного инфаркта. Если мы обнаружили атеросклеротические поражения в сердце, то наверняка они имеются и в другом месте. К счастью, многое можно сделать благодаря правильному образу жизни и современным препаратам. Если правильно принимать препараты, то прогноз, особенно при снижении холестерина, в разы лучше. Существуют различные теории относительно снижения уровня холестерина. Однако все исследования подтверждают, что уровень плохого холестерина у здорового человека (3 ммоль/л) слишком высок для пациента, перенёсшего инфаркт, и, согласно международным рекомендациям, оптимальный уровень составляет 1,4 ммоль/л. Этому способствует правильная терапия статинами и биопрепаратами, которые дополнительно снижают уровень холестерина на 50—60%. Побочных эффектов практически не наблюдается. Борьба с холестерином и обызвествлением стала сильным и безопасным оружием.
— Мярт Сультс, насколько аккуратно вы принимаете лекарства?
Мярт Сультс: Как школьный учитель и директор я требую от учеников дисциплины, а это означает, что я и сам должен быть дисциплинированным. Я соблюдаю предписания врача. В течение последних 4,5 лет план лечения предусматривает препараты для разжижения крови, стабилизации артериального давления и снижения уровня холестерина. Вечером я готовлю таблетки, а так как распорядок моего дня непостоянный, ношу вечерние лекарства с собой в кармане.
— Часто, чувствуя себя лучше, человек забывает принимать лекарства. Д-р Вийгимаа, насколько серьёзна, по вашему мнению, эта проблема?
Проф. Вийгимаа: Мне отрадно, что данный пациент скрупулёзно следует предписаниям врача по приёму лекарств.
В действительности заметное улучшение самочувствия обычно происходит через год после инфаркта. Первыми отпадают снижающие уровень холестерина препараты, потому что их эффект наименее ощутим. Отказ от лекарства для кровяного давления приводит к повышению давления и соответствующим симптомам. Пациент, перенёсший инфаркт, гораздо аккуратнее принимает лекарства, чем, например, пациент с первичной профилактикой, который должен тщательно следить за своими показателями.
— Наконец, несколько слов о новостях и инновациях в лечении инфаркта. Что интересного и прорывного предложила нам наука в последние годы?
Проф. Вийгимаа: Активное лечение достигло великолепного уровня. Изменения происходят шаг за шагом, например, появились лучшие стенты, которые позволяют дольше поддерживать кровеносные сосуды открытыми. Даже после стентирования атеросклероз может усугубляться или соединительные мышцы могут сужать просветы кровеносных сосудов.
Самым большим новшеством являются биологические препараты для поддержания нормального уровня холестерина, упомянутые выше. Новые препараты появились и среди разжижителей крови и антиагрегантов — они несколько эффективнее, чем препараты старшего поколения. С другой стороны, в лекарствах от кровяного давления большого прорыва не наблюдается. Именно комбинированное лечение тремя различными препаратами позволяет нашим пациентам поправляться. На мой взгляд, слишком большое внимание уделялось различным побочным эффектам, которые затмевают эффективность этих препаратов. Исследования лекарств подтверждают, что при использовании после инфаркта определённых групп лекарств вероятность развития нового инфаркта или инсульта головного мозга значительно ниже.
— Как на лечение инфаркта повлияла пандемия коронавируса?
Проф. Вийгимаа: Действительно, во многих странах количество больных инфарктом миокарда значительно снизилось. Но не в Эстонии. Люди просто не решаются пойти на приём к врачу. В этом контексте Европейское общество кардиологов провело большую кампанию («Сердце нельзя остановить»), поддержанную также Эстонским обществом кардиологов. Если посмотреть на статистику, то даже на фоне коронавирусной пандемии половина смертей была вызвана сердечно-сосудистыми заболеваниями. К счастью, медицинская помощь в Эстонии находится на таком хорошем уровне, а вера пациентов в больницы и возможности лечения достаточно велика, чтобы мы могли лечить пациентов с инфарктом и во время коронавируса. В качестве небольшого исключения укажу на последующее лечение, где есть некоторые препятствия. День сердца 2021 года подчеркнул низкую мобильность и социальность людей, которые являются благоприятной почвой для развития заболевания.
— Мярт Сультс, чему может научить ваша история других людей?
Мярт Сультс: Прислушивайтесь к своему организму! Организм всегда даёт точные сигналы. Как поклонник чёрного юмора я хотел бы добавить пару добрых слов об отделении интенсивного лечения, которое выходило меня в трудную минуту и подтвердило, что я нахожусь в своём окружении. «Господин Сультс, добро пожаловать в наше отделение, смертность в котором составляет 60 %», — поприветствовал меня неизвестный мне врач. Эта фраза вызвала у меня четырёхведёрный прилив адреналина, и я был готов всеми своими 84 килограммами бороться с инфарктом.
— Профессор Вийгимаа, что бы вы сказали людям, у которых ещё не было причин посещать больницу, но которые могут неожиданно оказаться в ситуации господина Сультса?
Проф. Вийгимаа: Здоровье сердца находится в руках самих людей. При здоровом образе жизни болезни сердца можно отодвинуть в далёкое будущее или даже избежать их вообще. И если сердечные заболевания возникают в результате генетических либо других факторов, то современное лечение стало настолько эффективным, что при быстром выявлении симптомов и своевременном обращении в больницу мы можем гарантировать эффективную помощь пациентам.
*Послушать аудиоверсию передачи (на эстонском языке) можно по этой ссылке.
Читайте по теме:
Исследование: Здоровье мужчин в Эстонии крайне шаткое
Какое влияние лишний вес оказывает на половую жизнь мужчин
Как «безопасно» пить — в Эстонии изменили алкогольные границы