С горой рецептов на медикаменты Елена оказалась в психологической ловушке. Таблетки внушали ужас, панические атаки участились, давление скакало вверх-вниз. Бессонница, бессилие и постоянный ужас погнали на поиски платного психолога. Последний визит к одному из них, найденному в сети, завершился картами таро, предложением вытянуть спину через пассы, предложением исцеляющей диеты вкупе с мантрами.
Собирая материал, я попросила людей поделиться историями об опыте взаимодействия с подобными специалистами. Из полученных историй выделила две.
История первая. После случая домашнего насилия девушка обратилась за поддержкой по одному из номеров по оказанию психологической помощи. Дозвонившись, услышала вопрос: «Суицидница?» Получив отрицательный ответ, на той стороне предложили звонить, когда она ею станет, а пока — не занимать чьё-то время.
История вторая. Женщина отправилась на консультацию к психологу, найденному в интернете, но в ответ на просьбу помочь разобраться в семейных отношениях психолог высказал предположение, что та (судя по запросу) внутри себя мечтает о запретном. Велев оплатить стоимость приёма, психолог, напомнив об оплате, отправил клиентку восвояси. После этого визита дама чуть было не вышла из окна своей квартиры. От рокового шага спасла неожиданно появившаяся подруга.
Истории не удивляют. Знаю несколько человек, которые были швеями, мотористами, домохозяйками, инженерами каких-то систем, но объявили себя психологами и начали оказывать услуги. Есть человек, имеющий в анамнезе диагноз «шизофрения», но это не мешает продавать себя как психолога-сексопатолога. Почему нет, человек знает в этом толк…
Не менее интересны «специалисты-психотерапевты», обещающие всего-то за 500 евро (!) и за один сеанс избавить от курения.
Кто-то спросит, разведя руками: нет, вы это серьёзно?.. Ага, очень серьёзно. Серьёзнее некуда!
Если же вы оказались на приёме у психолога, лечащего вас по книгам для чайников в психологии, есть шанс, что уйдёте хотя бы в том же состоянии, в котором к нему пришли.
Наша справка
Люди, нуждающиеся в помощи специалистов — психологов и психотерапевтов, попадают не только на деньги, но могут лишиться и здоровья, оказавшись в руках «самозванцев». А потому, если вы пришли не в госучреждение на приём к специалисту, хотя бы проверьте его компетентность. Для начала разберёмся с определениями.
Психолог — человек с высшим психологическим образованием, знающий, как работает психика, владеющий базовыми психологическими концепциями. Психолог не может консультировать сразу после получения образования, он должен пройти дополнительное долгосрочное обучение, на котором получает практические навыки: изучает методы психотерапии и консультирования, учится работать с клиентом, проходит практику, супервизию (консультации с более опытным коллегой) и личную терапию.
Психотерапевт — психолог, прошедший долгосрочное практическое обучение. Психотерапия — метод, который могут освоить как врачи, так и психологи.
Психиатр — специалист с высшим медобразованием. В отличие от психолога, психиатр — врач, который может консультировать и лечить как здоровых клиентов, так и клиентов с теми или иными психическими расстройствами: это тяжёлые психические заболевания — шизофрения, психозы, маниакальные расстройства, тревожные расстройства, панические атаки, депрессии. Психиатры занимаются людьми, совершившими суицидальные попытки, имеющими длительную бессонницу, посттравматические расстройства…
Итак, как проверить компетентность.
- В Эстонии психолог должен иметь магистерскую степень плюс должен пройти практику в магистратуре под руководством супервизора. Практика составляет от 1500 до 1700 часов. Это официально документируется. Информация есть в свободном доступе.
- В открытом доступе есть и информация о том, какие образование и практический опыт должны быть у: клинического психолога, школьного психолога или психолога-консультанта.
Почему происходит так, как происходит?
Очереди к настоящим специалистами длинные, это правда. Но есть проблема куда серьёзнее, прорыва в светлое будущее психического здоровья населения я пока не вижу. В Эстонии не берётся в расчёт, что около 40 процентов населения говорит на русском языке. Система заточена в основном под эстонский сегмент.
Недавно прошла информация о психологе из Нарвы, которая честно пыталась сдать экзамен на С1: на 20-й раз ей не хватило всего лишь двух баллов. Верю, что она пойдёт сдавать в 21-й раз, если хватит сил и нервов. Впрочем, она может записаться в очередь на приём к психологу для выравнивания своего психического состояния.
Всё это на фоне того, что эстонские психологи твердят о том, что психологическую помощь русскоязычным жителям Эстонии лучше получать на родном языке, потому что от разговора по душам на неродном языке напряжение и ощущение опасности не уходят. Терапия, о которой так много говорится, — так это о создании безопасной обстановки и доверия. Но у нас всё так, как у нас есть.
Что имеем на выходе? Бесконечное и безнаказанное количество цыганщины, красиво прикрывающейся психологией на фоне общей безграмотности и безнадёжности в среде именно русскоязычной общины.
К сведению несведущих: Больничная касса оплачивает до 10 визитов к психологу. Беда в том, что не все семейные врачи спешат давать направления. Но если проявить настойчивость, шанс всё появится.
Справка:
Больничной кассой предусмотрены услуги паллиативного психолога: онкологические заболевания, иные тяжёлые болезни, в том числе и инсульты. Эти услуги положены человеку по разным положениям и правилам. Программы есть в бывшем пенсионном SKA. Там на всех реабилитационных специалистов на два года выделяется до 2000 евро. Для получения следует подать ходатайство.
Больничная касса оказывает помощь людям с серьёзными психическими проблемами. Порой на реабилитацию выделяется до 6000 евро. Условия получения такие же, как в предыдущем случае.
Читайте по теме:
Депрессия атакует — страдает всё больше молодёжи, «выкачиваются» госденьги
Попадите на приём вовремя: видеоконсультации по здоровью становятся всё популярнее