Поляков: С друзьями — и яхта рай

Яхтенный сезон в Эстонии подошёл к концу. О том, какими бывают яхты, как море позволяет раскрыть человека по-новому и как яхта привела автора статьи к вере в Бога, пишет в своём материале Владимир ПОЛЯКОВ.
  • Повод есть выпить

За прошлые дни.

Море, штормА,

Многоликость судьбы.

Ласки любимой

Как в сказке и — сон,

Всё это в прошлом

Сезон завершён…

Капитан яхты Владимир Поляков собственной персоной. Фото из личного архива автора

 

Вступление — как прелюдия

Завершился очередной яхтенный сезон. 25 октября парусно-моторная яхта «ЛОРА» была поднята краном из воды и поставлена на берег в таллиннской Лётной гавани.

На берег, на берег! Фото автора

 

В нашем климате сезон длится шесть месяцев. Лодку можно, при желании, оставить и на воде — в последние годы Таллиннский залив не замерзал (есть опасность, что лёд раздавит пластиковые корпуса яхт). Однако лучше так — осенью и зимой на причалах отключают электричество и воду, бывают сильные ветра. Яхту волны могут разбить о причал. Для многих и цена стоянки имеет значение (зимой она существенно ниже). Но что ещё очень важно — в межсезонье осматривается корпус яхты и, при необходимости, делается его ремонт: корпус чистится, красится специальной краской, которая предотвращает налипание ракушек и водорослей.

Яхта — что это такое?

(пояснение темы разговора)

Яхтами называют судно, предназначенное для отдыха. В русском языке принято моторные яхты называть катерами. Но в международном определении катера также называются яхтами. Они бывают моторные, парусные и парусно-моторные. Отличаются по парусности — разное парусное вооружение; по материалу, из которого сделан корпус судна — пластик, дерево, металл, бетон. Различные размеры — от метров до сотен метров, с одним или несколькими корпусами. Соответственно и цена колеблется от сотен евро до миллионов. Яхтой можно назвать большое судно и маленькую лодочку с небольшим парусом. Но всех их будет объединять одно назначение — это суда для отдыха. Есть, разумеется, спортивные яхты. Но их количество весьма мало, они очень специфичны, поэтому о них промолчим. Будем иметь в виду крейсерские яхты, в которых всё подчинено прежде всего безопасности её обитателей.

Яхты в гавани Ноблесснер в Таллинне. Фото автора

 

Яхта… В ней есть что-то мифическое, таинственное, это с обтекаемыми, красивыми формами судно; где нет ничего лишнего, но при этом внутренний интерьер может быть достаточно комфортабельным. Качество отдыха во многом, ещё зависит от самого человека — насколько он предрасположен к морю, этой водной стихии; как он переносит качку; от окружения, спутников на борту, ну и, конечно же, от профессионализма капитана и команды. Сам же по себе отдых сопровождается достаточно стандартным набором развлечений: музыкой, напитками, вариациями разговоров, песен, купанием в хорошую погоду, недалёкими путешествиями к островам и яхтенными гаванями (маринами) Финского залива и Балтийского моря. Но это уже для более заинтересованных и адаптированных людей.

Товарищи травят байки. Фото автора

 

К самому же судну отношение в большинстве случаев достаточно безразличное — не более как к средству передвижения. Я же яхты не просто любил и люблю (сегодня у меня уже шестая) — я их очеловечиваю. Я любуюсь ими, я их чувствую, одухотворяю, порой обожествляю. И яхты мне платят тем же. За почти пятнадцатилетнюю практику со мной в море не было серьёзных происшествий. А вот мистически необъяснимые случаи не раз меня спасали от трагедии. И поэтому, благодаря морю, я стал абсолютно верующим человеком. И как следствие этого — ушёл страх. Полагаясь на что-то высшее, что мы называем Богом, я перестал бояться чего-либо. Но это уже отдельная тема для разговора.

Как-то, лет пять назад, я написал: «Ночевал на яхте. (Кстати, пару сезонов, я жил только на яхте. Это было счастливое время! Каждое утро я просыпался с ощущением счастья…) Утром встал. Привёл себя в порядок. Стал убирать яхту. Взял мягкую тряпочку и стал протирать ею перегородки, смахивая пыль. И вдруг чувствую, как стеночка прогибается, выгибается, напрягается и как бы шепчет мне — ещё хочу… Удивился…Но стало приятно… Появилась обратная связь, живая душа…Перехожу со стенок на стол. Смахнул крошки. В ответ слышу: нежнее, нежнее! Ну, а что происходило с половой уборкой-мойкой! Щётка не та, тряпка не та. Мою не так, там не домыл, там перетёр. Здесь грубо-грубо. А там: «Прошу тебя, ну понежнее!» В общем, капризничала моя яхта. Но домыл её, доубирал, дочистил. Выйду сейчас один в море, поставлю паруса-крылья и полетим мы с ней за моря-океаны. И будет моя красавица служить мне верой и правдой!»

О друзьях-товарищах

А теперь мне хотелось бы поговорить на более серьёзную тему. Об отношениях и человеческих качествах сквозь яхтенную призму. Я люблю ходить в одиночку на яхте. И, если бы представилась возможность, в одиночку сделал бы кругосветку.  Но жизнь диктует своё, и, как правило, в море выходишь с друзьями-товарищами.

Журналист Галина Сапожникова с мужем Виктором. Фото автора

 

Дело в том, что море и яхты — это экстремальная зона, где достаточно быстро определяются человеческие качества, которые в повседневной жизни на берегу просто скрыты. Они могут там быть просто невостребованными… в мирной жизни. Как положительные, так и отрицательные. Под положительными я подразумеваю те качества, которые позволяют в экстремальных ситуациях выжить. Нет, это не береговая вежливость или хорошие манеры… Ну, например — цветы подарить, спасибо сказать, место уступить… Надо понимать, что многие земные условности в море бессмысленны, а порой даже и вредны.

На время спустившийся с небес писатель Юлиус Гольштейн (слева) и художник Валери Де Калаверас. Фото автора

 

Море — это часть природы, в которой нет ничего искусственного. Здесь всё естественно, органично и честно. И когда человек попадает на продолжительное время в эту среду — он также должен вести себя соответственно. Многим это покажется странным. Поэтому я утверждаю, что слабые, с плохими человеческими качествами люди в море не задерживаются. Склонных к алкоголю, трусоватых, необязательных, не умеющих и не желающих подчиняться, работать на команду — от таких стараются избавляться. Но если ты готов к лишениям, довольствоваться малым, уважать окружение и окружающее, быть достаточно лояльным и неприхотливым в быту, быть оптимистом — милости просим!

Поэт Александр Александров. Фото автора

 

А главное — любить море! Тогда вас с удовольствием возьмут на любую яхту. Не умеете — научат, невелика премудрость! Поэтому я никогда не встречал плохих людей среди яхтсменов- парусников. Именно парусников. В них есть романтика. Романтизм. С обладателями катеров (или моторных яхт) всё обстоит несколько иначе. Но и это опять же другая тема.

Коллекционер Герман Тяхт с супругой. Фото автора

 

Хочу только сделать одно уточнение — упомянутые мною человеческие качества не обязательны для всех. Может быть, музыканту требуется что-то иное. Филологу — третье… Я говорю о море. Мы часто, к сожалению, ошибаемся, пытаясь всех равнять по себе, воспитывать качества, которые, может быть, им и не требуются. Каждому своё… Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку!

Писатель Велло Руст с автором. Фото из личного архива Владимира Полякова

 

Я часто выкладываю фотографии в «Фейсбуке» с вечеринок и праздников на яхте. И у многих, естественно, создается впечатление о беззаботности этой жизни. Но это не всегда и не совсем так. Многое остаётся за кадром. И в первую очередь — работа капитана. Так как ответственность за людей на- и за судно он несёт всегда и в любом состоянии. Капитан на судне — почти Бог. Это ощущение богоприсутственности необходимо капитану для большей уверенности в себе. И оно есть.

Дружеское застолье. Владимир Поляков, Элла Аграновская, Александр Данилевский (справа на заднем плане), Владимир Барсегян. Фото из личного архива автора

 

Манящая даль

Но вернёмся к морю. Так что же оно для нас? Почему море бывает так дорого нам, незабываемо романтично? Позволю себе отрывок из своей будущей книги о море. Действие происходит на яхте в море. Он и Она на островке любви в бескрайнем голубом просторе…

… «Элегия моря»

— Ты меня любишь? Почему ты говоришь о вечности, о счастье, о преданности, о красоте? Но я читаю в твоих глазах одиночество. Почему ты говоришь о любви, но я этого не чувствую? — девушка вопросительно посмотрела на меня. Красивое лицо с большими глазами, обрамлёнными чёрными тонкими бровями, повернулось ко мне, ожидая ответа. — Мы с тобой знакомы не первый день. Мне казалось, что кроме физической близости нас объединяет и духовная. Но почему-то интуиция мне подсказывает, что вот это ты любишь больше меня!

Она отвернулась и задумчиво посмотрела на море, на горизонт, за который закатывалось летнее солнце. Красновато-жёлтый цвет заката отражался в морской воде, которую резал форштевень яхты и рассыпался в расходящейся от него волне. Было тихо. Небольшой ветер наполнял паруса и нёс судно куда-то вдаль по морской глади. Был слышен только звук работающего автопилота и редкий плеск набегающих волн. Полные паруса почти не кренили яхту. Лёгкий йодистый запах моря, тёплый летний вечер как-то неосознанно настраивали на откровенность и искренность. Без ограничений. Как море — куда ни глянь — везде вода, вода и вода до самого горизонта. А за ним опять — вода и вода. Море чистоты и искренности.

Мы лежали на палубе на носу яхты и смотрели вверх — туда, где у топа мачты сходились углы парусов.  А за ними синело небо с редкими облаками. И если смотреть только на конец мачты, то может показаться, что яхта неподвижна, а покачивается синее небо с облаками. А с ними — и весь земной шар. Мы же — в центре мироздания!  …»

Автор с музой Ларисой. Фото из личного архива Владимира Полякова

 

Что произойдёт дальше — в новой книге. Она будет посвящена морю, яхтам. Всему, что с этим связано.

Итог

Таким, несколько длинноватым, получилось вступление. А теперь — основная часть — итог сезона. Он прост — сходили с Ларисой в Финляндию. Три дня и три незабываемых ночи.

Проверка друг друга в чём-то — притирка друг к другу. Хорошая погода с красивой природой сделали наше путешествие замечательным! Обошли не раз с друзьями ближайшие острова.

Марианна Турандот (слева) и её французская знакомая. Фото автора

 

Как-то в этом году плоховато было с рыбалкой. А в остальном — всё было замечательно и без неожиданностей.

О сезоне и сезонах много скажут разбросанные по тексту фотографии. Они бывают красноречивее рассказа. Фотографии избранных.

Писатель Пётр Алешковский. Фото автора

 

Я рад, что благодаря яхте жизнь меня сводила с интересными людьми. Хочу сразу сказать — ко всем героям на фотографиях я отношусь с уважением. Возможно, кого-то обидел, был недостаточно терпим и мудр. Что ж, капитан тоже человек, со своими положительными и отрицательными качествами. Что было — то было. Не обессудьте!

досугтопЭстония