Поляков: Салачья путина

Салака — рыбка известная. Но часто ли мы задумываемся над тем, как она оказывается на нашем столе?

Несколько лет назад пришлось мне строить здание под холодильник для хранения рыбы в посёлке Лиу, что находится на северном побережье Пярнуского залива километрах в сорока от Пярну. Жил среди рыбаков, близко общался с ними… И полюбил этот сдержанно-доброжелательный народ.

Так вот, в апреле месяце начинается салачья путина. А салака для рыбаков — основная промысловая рыба. Именно на её вылове они зарабатывают деньги на месяцы вперёд. И поэтому лов салаки — это как для хлебороба жатва.

В советское время ловля салаки велась промысловым, я бы сказал, варварским методом. Были рыболовецкие колхозы с большими судами-сейнерами, тралами, которые выбирали в море всю рыбу, нужную и ненужную. В результате количество рыбы уменьшалось. Позже колхозы распались, рыбы стало больше.

Теперь же лов ведётся артелями с относительно небольших 12-метровых лодок. Количество выловленной рыбы квотируется нормами Евросоюза. Кажется, это было 6 тонн на артель. Этот объём жизненно важен для рыбаков, поэтому споры по квотам ведутся постоянно.

Рыбаки вытягивают сети. Фото В. Полякова

 

Как-то напросился я выйти в море с рыбаками, чтобы собственными глазами увидеть, как это всё происходит.

Весь Пярнуский залив разделён на сектора — для каждой артели свой участок. С вечера в них расставляются сети, напоминающие загоны для скота. И вот с утра, неспешно собираясь, рыбаки выходят в море на двух-трёх лодках. Подходят к своим участкам. Встают с двух сторон и начинают с одной стороны выбирать сеть. Рыбаки с противоположной стороны принимают рыбу. По мере выбора сетки рыба перетекает в лодку. Говорят, что подобный метод лова позаимствован у японцев.

Полная лодка рыбы — три тонны. При мне был удачный результат — лодка пришла полной. Первая рыба — самая крупная. Или — возрастная. Рыбаки её не любят есть. Много в Балтике стало отравы — рыба её набирает. Следующие выловы с более мелкой рыбой. Вот это как-раз — то что надо! Ну и под конец квоты идёт мелочь. Квота выбирается за три-четыре удачных выхода в море. А для того, чтобы рыбу сохранить, нужен холодильник. Рыба морозится, чтобы позже разойтись по рынкам и прилавкам магазинов Эстонии и за её пределами.

Так за пару недель путины рыбаки обеспечивают себя материально почти на год. В остальные же месяцы ловится обычная рыба — окунь, камбала… Летом хорошо идёт судак. Много пресноводной рыбы в Пярнуском заливе, ведь вода в Балтийском море почти пресная.

Судак ловится троллингом с лодки на блесну. Сын с пойманным очередным судаком. Фото из архива В. Полякова

 

Дневной улов судака. Фото из архива В. Полякова

 

А какая там зимняя рыбалка! Как только станет на заливе лёд достаточной толщины, выходят на него любители зимней рыбалки. Сверлят лунки и на специальную снасть, называемую секухой, ловят окуня. Если улов большой, сдают его рыбаки в специальных пунктах приёма. При мне за килограмм рыбы давали, кажется, полтора или два евро. За светлый день при хорошем клёве некоторые умудрялись вылавливать по 50 кило. Так что был резон проводить время на льду. Скажу сразу — я не сдавал. Была иная работа, но за девять месяцев стройки я превратился в заядлого рыболова!

Читайте по теме:

Плата за право на любительскую рыбалку повышается

Маленькая большая рыбацкая страна — как много рыбы ловит Эстония

Новые требования рыбные запасы Эстонии сберегут

рыбарыбалкасалакатопЭстония