Воскресный антидепрессант Любиной: Понаехали тут!

О том, как в родном городе можно стать «понаехавшей» для приехавших, размышляет журналист и автор портала Tribuna.ee Татьяна ЛЮБИНА.

Вообще-то в планах было написать что-то вроде «уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало». Но, чтобы наслаждаться природой, надо, чтобы люди не отвлекали. Так что получилось, что получилось. Была у меня когда-то подруга, говаривавшая буквально следующее: «Нет, это не мы понаехали, это вы понаоставались!» Сомневаться в компетенции барышни в этом вопросе не приходится: сама она приехала к нам из славного города Ярославля, побыла года три петербурженкой, решила, что всему уже нас научила и… вновь переехала. Теперь она — новоиспечённая москвичка. В случае же, о котором сегодняшний рассказ, то ли «понаехали», то ли «понаоставались»… мы, потомственные ленинградцы-петербуржцы.

В общем, рассказываю о людях, о моём к ним отношении, да и о мироощущении в целом на паре примеров.

Эпизод 1. Я и подруга, солнечный день

Тогда чудесным образом совпало многое: благодушное настроение; отсутствие необходимости куда-то нестись, сверкая шпильками, и пахать, засучив браслеты; приступ беспочвенной лени; солнечная погода и подруга, незанятая домашними проблемами.

Пока солнечный денёк не перешёл на уровень «буря мглою небо кроет», мы на скорую руку обсудили последние новости «из жизни женщины» и сломя голову помчались фотографироваться — как-никак золотая осень на пороге. Допозировались до временного отвращения к процессу, вплоть до неудовольствия от собственного изображения. Да ещё и любимые солнцезащитные очки на полянке забыли. Вовремя спохватились, сломя голову кинулись искать, таки нашли, хотя от усердия чуть не раздавили, — трава-то нынче зелёная, да густая, а место, где фотографировались, ещё вспомнить надо было. Осень же на дворе, а не «унылая пора, очей очарованье». Отнервничавшись, соотнесли себя с местом и временем, поняли, что оголодали и бодро потелепались на прокорм.

Фото из личного архива

 

Идём, беседуем по принципу «что вижу, о том и пою»: мозг на стоп-паузе, язык порхает с виртуозностью гимнаста-олимпийца, празднично накрашенная физиономия тянется в сторону лучиков заходящего солнышка, как домохозяйка в сторону скидок в строительном гипермаркете.

Так бы мы и дефилировали к радости окружающих через полгорода, но на наше счастье и на горе восхищающихся догнала нас очаровательная супружеская пара. Свершив манёвр, который автомобилисты называют «подрезала», девушка обратилась к нам со следующим (слова привожу почти дословно): «Добрый день, прошу прощения, мы не хотим показаться бестактными… Но, по-видимому, вы где-то присели, и это очень заметно…»

Учитывая, что внушительное количество фотографий было сделано как раз на газоне, мы обе радостно закивали в ответ.

Смущённо улыбнувшись, настойчивая добрая фея порылась в сумочке и продолжила: «Вот, возьмите, пожалуйста, влажные салфетки. Кажется, они вам очень пригодятся…» Феин муж в это время стоял чуть поодаль с весьма скромным видом и улыбался ещё более смущённо. Видимо, не хотел поставить в неловкое положение двух горе-фотографинь (не путать с фотографами).

Мы, правда, смущаться и расстраиваться и не вздумали, салфетки взяли, радостно поблагодарили обоих и помчались к ближайшему кусту — невозмутимо ликвидировать следы минувших газонных «посиделок». Маленькая, но пикантная деталь: обе «модели» в этот раз вырядились в чёрное (дамы меня поймут). А трапезничать после фотосессии на газоне нам, красивым, приспичило в самом что ни на есть историческом центре города. Так что если бы не фея, действительно мог бы случиться конфуз.

Такие вот родные петербургские гостеприимство и дружелюбие. Фотографии вышли феерические, кстати.

Эпизод 2. Я и родной-ненаглядный, солнечный день

Опять же чудесным образом совпали: совместные планы на ближайшие сутки; чистота в доме, не предусматривающая уборки; мои сборы без попытки ускорения; забитый мясом, сыром и овощами холодильник; предстоящий футбольный матч любимой команды. Случился тот самый редкий день, когда есть возможность подольше подремать, пробежаться в ярких шортиках не затемно, а уже после всех петухов, принарядиться не зачем-то, а просто так, а после неспешно прогуляться по центру города.

Фото из личного архива

 

Сделав за утро дела, в час дня мы уже выпили кофе с видом на Фонтанку, сходили на рынок за овощами и довольные поехали домой, где в 50 метрах от подъезда и уткнулись во встречный автомобиль. Всё бы ничего, да только вот движение у нас во дворе одностороннее. Узко у нас во дворе. Несколько лет мы промучились, когда, чертыхаясь, приходилось разъезжаться задним ходом. Детская сказка о двух козликах на одном мостике — это не сказка, а наша дворовая быль.

Но потом нам повезло: три года назад буквально в 800 метрах от нас проходили памятные мероприятия в честь 100-летия со дня рождения писателя Даниила Гранина, а у нас в микрорайоне под это дело установили в честь него памятник. И вот странное совпадение: именно в праздничные дни мы стали счастливыми обладателями «кирпича», обозначающего одностороннее движение при въезде во двор.

Кто в курсе правил вождения — ездить под «кирпич» удовольствие дорогое, так что во дворе настала долгожданная гармония. Однако оказалось, что из каждого правила есть исключения. И в одно такое исключение мы и вписались. Уткнувшись в авто, бодро проехавшее под «кирпич», мы остановились, ожидая, что водитель одумается и сдаст назад — чего не последовало. Мы удивились, вышли из машины, помахали руками (не все же с нашими отечественными номерами «по-нашему» понимают), рассказали про «кирпич», попросив сдать назад, ибо ездить под «кирпич» — это же неправильно.

Кирпич, который сложно не заметить. Фото из личного архива

 

По вечерам здесь можно протиснуться разве что бочком. Фото из личного архива

 

Думали, помогло. А не помогло. Наши разъяснения пару визави лишь раззадорили. За монологом, который запросто мог бы сорвать аплодисменты в фильме про лихие 90-е, последовал переход на «ты» и матерные частушки. Одно дело, когда малознакомые мужики, накушавшись «в дрова» в тесной компании, признают за своего всякого столь же накушавшегося. А тут я с удивлением обнаружила, что подобную манеру поведения продвигают ещё и дамы.

Для меня, вообще, в последние годы переход с «Вы» на «ты» — проблема похлеще гамлетовских терзаний. Поэтому вдвойне удивительно, с какой простотой порой «тыкают» люди, которых ты видишь первый раз в жизни.

Надо добавить, что на нашей машине номерные знаки — эстонские. Оба респондента, видимо, решили, что люди мы неместные и разницы особой между «ты» и «Вы» не осознаём. Нам в подробностях объяснили, что нам тут не рады, из-за чего нам надо срочно возвращаться туда, откуда мы приехали. На мой ехидный вопрос, а с чего это оппоненты в курсе наших перемещений, но не в курсе места нашей прописки, парочка синхронно ткнула пальцами в эстонские номера и пожелала нам дальней дороги. Для большей доходчивости и убеждения дорогого-любимого, что ездить под «кирпич» — это нормально, в дополнение к «тыканью» в ход пошли кулаки. Но, как говорится, десантник бывшим не бывает, что дорогой немедленно и подтвердил.

Пока мужички вели кулачный бой, у дам была своя словесная баталия с переходом на личности. Вот тут я обрадовалась — у меня появился повод вспомнить один из 150 жизненных уроков моего дедушки. Дедуля никогда и ни с кем не ругался, хотя характер имел жёсткий, сложный и даже иезуитский. В конфликтных ситуациях он принимал вид абсолютно безмятежный и начинал говорить настолько тихим голосом, что оппоненту приходилось включать локаторы вместо слуха. И чем громче с ним пытались вести диалог, тем тише шелестел дед.

Признаюсь: я от конфликтов бегаю, как нечистый от святой воды. Но если же прижимает, то вскипаю и становлюсь вылитой бабулей. А она всегда возмущалась шумно и бурно — с битьём посуды и ядрёными высказываниями. Но с возрастом до меня наконец-то дошло: одно дело — просто спустить пар, совсем другое — решить вопрос в свою пользу. Правда, дедов метод требует основательной практики и тренировок: говорить «тихо», «очень тихо» и «едва слышно» — это говорить совершенно по-разному.

Вот и сейчас, когда стало понятно, что униматься дама не планирует, я «едва слышно», растягивая слова и нежно улыбаясь, произнесла: «Мадам, зачем ВЫ мне тыкаете и на меня кричите? Вы же мне в бабушки годитесь, подумайте уж о вечном». И вот это сработало: дама исчезла в салоне авто и больше не проявлялась. Я же про себя подумала, что 150 дедушкиных уроков — это здорово, но если их соединить с бабушкиной житейской мудростью — то это просто прекрасно.

Понятное дело, мы победили! Как говорится, «в чужой монастырь со своим уставом не суйся», в чём «понаостававшиеся» «понаехавших» и убедили. А я — достойная внучка своих бабушки и дедушки.

происшествияСанкт-Петербургсоциумтоп