Прообразы Винни-Пуха: мишки Тедди — куклы, которые дороги и взрослым

Культура игрушек в стиле Тедди вошла в обиход в 1902 году, когда Морис Мичтом в США и Маргарет Штайф в Германии, не сговариваясь и не подозревая о существовании друг друга, выпустили в свет первых плюшевых мишек. Эти игрушки больше походили на кукол, только с ними уже можно было играть и мальчикам. Термин «Тедди» возник от имени Теодора Рузвельта, который, по легенде, отказался стрелять в медвежонка, которого на охоте подставили ему егеря.

Кстати, знаменитый Винни-Пух имеет своим прообразом именно плюшевого мишку. Во второй половине ХХ века традицию мишек Тедди возродил английский актёр Питер Булл, издав книгу «Медведь со мной», позже названную «The Teddy Bear Book», и описав в ней своё увлечение мишками Тедди. Вскоре Тедди стал не только детской игрушкой, но и объектом коллекционирования. Теперь уже набрало обороты и новое направление в искусстве кукольников — искусство создания плюшевых мишек ручной работы. Обычно эти игрушки шьются из плюша, мохера или вискозы, набиваются древесными опилками. В них могут добавлять утяжелитель. Глазки — стеклянные.

Поводом к этой статье послужила выставка коллекции из почти 200 таких мишек, представленная в Одесском музее западного и восточного искусства одесситами Еленой и Сергеем Филипповыми. Самому «взрослому» Тедди — 110 лет и шесть месяцев!

Елена и Сергей Филипповы. Фото из семейного архива

 

Но прежде, чем познакомить вас с одесскими «теддиведами», позвольте вам представить Ларису Кох, автора Тедди-игрушек из Таллинна. Мишками она начала профессионально заниматься с 2010 года и стала, по сути, одной из родоначальниц культуры Тедди в Эстонии. Её мастер-классы послужили стартапом для многих ставших впоследствии известными и очень профессиональными мастеров по созданию мишек в Эстонии. Что интересно, обе наши собеседницы (а от одесской семейной пары говорить будет Елена) практически одновременно увлеклись коллекционированием и изготовлением мишек в 2010 году!

Лариса Кох со своими Тедди. Фото из архива Ларисы Кох

 

— Итак, с чего всё началось?

Лариса: Сначала у меня появились интерес и увлечённость. Чуть позже пришла любовь, и вскоре я стала причастной к этой субкультуре. Я умела шить, с детства увлекалась всем, что связано с шитьём. В этот момент у меня уже было трое несовершеннолетних детей. Мне подумалось, что неплохо было бы совместить детство, любимое занятие в виде шитья и деньги. Исследование привело меня к мишуткам. Когда я открыла для себя мир Тедди, я была очарована, пребывала в каком-то восторженном состоянии. Я просто поглощала сотни и сотни картинок с мишками Тедди и их друзьями, параллельно узнавала имена авторов, изготавливающих такое чудо, и пока что виртуально начала вливаться в этот мир.

Желание делать таких же захватило меня целиком и полностью. И через какое-то время я решительно отправила себя к самому известному мастеру — для того, чтобы меня научили.

Тедди от Ларисы Кох. Фото из архива Ларисы Кох

 

Елена: По профессии я врач и преподаватель, с детства очень люблю музыку, живопись. Родители развивали мои способности и поощряли мои начинания, водили меня по музеям, в музыкальную школу. Я любила в детстве «лечить» сломанные и неопрятные игрушки, приходя в гости к друзьям. Помню, что довольны были все: и «пациенты», и их хозяева. А Сергей — моряк, с детства увлекался авиамоделированием, электроникой, механикой и починкой всего того, что ломалось, что в настоящее время помогает во многих сферах жизни. Кроме того, если к нам попадают «раненые» игрушки, даже из фарфора, мы сами можем их реставрировать.

Коллекция мишек понемногу собиралась вместе с нашей коллекцией авторских и производственных кукол с 2010 года. Если в самом начале это была просто наша семейная коллекция, то примерно с 2013 года, когда мы вдвоём стали активно посещать выставки авторских кукол и игрушек, а также музеи игрушек в Украине и за рубежом, пришло понимание, что игрушка — идеальный помощник в воспитании и обучении детей.

Мы вдвоём и со своими детьми за эти 10 лет посетили около 30 музеев игрушек, каждый из которых стал не просто их собранием, а местом, где можно узнать об истории их производства, а также историю страны, свидетелями становления которой стала та или иная игрушка.

Основная часть мишек за эти годы была привезена нами с разных выставок и фестивалей, включая наших партнёров Teddybar Total, из Германии, — там это любимейшая игрушка начиная с 1902 года, когда его впервые пошила Маргарет Штайф, основательница одноимённой фирмы с уже 120-летней истории. Это немецкие, голландские, английские мишки, есть из США, а один — от автора из Новой Зеландии. Есть мишки, принадлежавшие моей маме, ещё с 1950 годов, найденные нами в очень неприглядном состоянии и реанимированные. Также есть игрушки, подаренные нам благодарными посетителями наших выставок.

Деревянный мишка из коллекции Филипповых. Фото Алеси Карелиной-Романовой

 

— Елена, вы больше известны как коллекционер и организатор выставок мишек Тедди. А сами хоть одного мишку сделали своими руками?

— В жизни надо разделять, что ты делаешь лучше всего: Тедди и кукол я пробовала делать на мастер-классах, но пока что продюсировать выставочные проекты мне удаётся лучше, тем более что это востребовано и просто необходимо в наше военное время. Хотя считаю, что надо попробовать себя и в роли мастера — для большего понимания процесса, объяснения посетителям выставок. Всё возможно, к тому же первую скульптурную куклу я уже делала в прошлом году для выставки в Германии. Это был интересный опыт, когда в начале войны ты, несмотря ни на что, берёшь с собой в убежище материалы и лепишь, шьёшь, мастеришь латы из кожи.

— Самое интересное впечатление из вашего мира Тедди?

Лариса: Мир Тедди полон сюрпризов и впечатлений. Многие мастера открывают и используют какие-то новые подходы, современные или просто креативные. Сейчас мишки, хоть многие и выполнены в классическом стиле, являются в основном отражением мира своего автора. А автор сегодня — это современный человек, и он привносит в свою жизнь что-то новое, как и в свои творения. Это очень интересно и всегда неожиданно, а порой даже удивительно: тут и уже ставшие новой классикой Тедди-долл — мишки-куклы, медведи с кукольными головами, тут и мишки из различных неклассических материалов или с добавлением разных необычных механизмов — а-ля техно-Тедди, и многое другое.

Но, конечно, моё самое яркое впечатление — это выставки Art Тeddy Planet в 2012 и 2013 годах. Я сама их организовала, для жителей Эстонии. В 2012 году было 110-летие мишки Тедди, его день рождения. В Таллинне собрались 200 мастеров из более чем 10 стран. Это были большие красивые праздники, радость и для авторов, и для зрителей, и для покупателей.

Лариса Кох со своими мишками. Фото из архива Ларисы Кох

 

Елена: У меня есть мишка родом из Германии, ещё из детства моей мамы. Когда я была маленькой, то он мне казался таким большим, ярким, волшебным. И просто золотым — из-за цвета материала. Он и сейчас со мной. Но, пожалуй, самым важным для меня признанием того, что игрушечный мишка способен творить чудеса, стал рассказ 92-летнего посетителя выставки о том, что самым лучшим и единственным его другом во время очень тяжёлой эвакуации из Одессы во времена Второй мировой войны стал плюшевый мишка, который разделил с ним все тяготы и невзгоды.

Выставка мишек Филипповых. Фото Алеси Карелиной-Романовой

 

В чём сегодня миссия детской игрушки?

Елена: Обучение, воспитание вкуса, аккуратности, милосердия, исторический документ, генетическая память, инструмент психологической помощи детям, наличие верного друга и помощника, которому можно довериться. Наконец, просто милая игра для развития ребёнка. Много ролей, и все они, бесспорно, важны, особенно в настоящее время. Игрушку мы берём с собой в укрытие для ребёнка во время воздушной тревоги, чтобы хоть как-то его успокоить и дать ему чувство уюта. А ещё важна роль воспоминаний: я не сталкивалась с негативными воспоминаниями об игрушках у людей. Наоборот, тепло и доброта, любимые люди, которых уже нет, чувство защищённости и умиротворения. Всё это только добавляет нам уверенности в себе и жизненной стойкости в это нелёгкое время. Многие могут шутить, мол, музей и мишки, к чему это? Видели бы они, как светятся глаза людей, посетивших нашу выставку. В музей снова пришли люди разных возрастов, звучит детский радостный смех.

Лариса: Миссия мишки Тедди и всех игрушек в том, чтобы быть другом и защитой для ребёнка в нынешнем непростом мире, учить любви, доброте и состраданию. Оставаться в памяти уже выросших детей как островок счастья, безмятежности и безопасности. Это даёт надежду взрослым людям, каждый из которых был ребёнком.

Сладкая парочка из коллекции Филипповых. Фото Алеси Карелиной-Романовой

 

***

Вот такие они, взрослые матери семейств, продолжающие своё детство и детство своих детей и дарящие радостные ощущения не только детям, но и взрослым. Всё остальное они сказали своими мишками Тедди!

Читайте по теме:

Современная арт-кукла — друг человека и способ заработать миллион

Винни-ПухЕлена ФилипповаигрушкиЛариса КохМаргарет Штайфмедведимишки ТеддиОдессаСергей ФилипповТаллиннтопУкраинаЭстония