Бухарест — восточноевропейский Париж или… (путевые заметки)

От Таллинна до Бухареста больше 2000 километров. В этих заметках предлагаем вам знакомство с этим, невзирая на большие размеры, обаятельным и уютным городом. Уделим внимание не столько топографии, сколько эмоциям, которые в нас пробудили некоторые красивые места и объекты.

Начнём, пожалуй, с исторической справки.

По поводу Бухареста, столицы Румынии, можно найти множество разных отзывов, но общий тон их неизменно позитивный. Шестая по величине в Европе столица страны, которая числится одной из беднейших и задворками Евросоюза. Как оказалось в этом городе, основанном ещё… Но об этом ходит много разных легенд, наиболее популярная гласит, что Бухарест был основан пастухом по имени Букур (Bucur). Другая, более правдоподобная версия утверждает, что город основал Мирча Старый в XIV веке после победы над турками. Bucurie переводится с румынского языка как «радость», поэтому Бухарест часто называют «Городом радости». Слово bucurie предположительно дакийского происхождения, оно родственно албанскому слову bukur, которое переводится как «красивый».

Следующая легенда гласит, что основание Бухареста, как и многих других древних румынских городов, приписывается полумифическому первому влашскому князю Раду Негру. Современные историки утверждают, что первоначально это была крепость, возведённая на месте дако-римских поселений и используемая для защиты подходов к Тырговиште, бывшей столицы Валахии. Достоверно известно, что Бухарест впервые упоминается под своим настоящим именем в 1459 году в качестве резиденции влашского князя Влада Цепеша. Да, да, того самого Влада III Басараба, известного как Влад Дракула, господаря Валахии в 1448, 1456—1462 и 1476 годах. Вскоре там разместился и княжеский двор. Особо в городе чтут память Михая Храброго (Михаила Воеводы), впервые объединившего все три дунайских княжества: Валахию, Трансильванию и Молдову.

Михаил Воевода. Фото Алеси Карелиной-Романовой

 

В 1595 году город был сожжён турками. После восстановления Бухарест быстро рос, и в 1698 году князь Константин Брынковяну вновь перенёс столицу сюда. В 1859 году Бухарест стал столицей объединённой Румынии. Во второй половине XIX века благодаря экстравагантной архитектуре и бурной культурной жизни города Бухарест того времени называли «Восточным Парижем» или «Маленьким Парижем». Проспект Победы сравнивали с Елисейскими полями. В ноябре 1918 года Бухарест становится столицей Румынского королевства, которое просуществовало до 30 декабря 1947 года. Во время правления Николае Чаушеску большая историческая часть города, включая старинные церкви, была разрушена. На её месте был возведён гигантский комплекс административных зданий, в том числе и самое большое в Европе здание парламента, строительство которого не закончено по сей день.

Свою роль в преображении города сыграло в 1977 году и печально известное землетрясение магнитудой 7,4 по шкале Рихтера, которое унесло 1500 человеческих жизней и разрушило множество старинных зданий. После 2000 года благодаря экономическому росту Румынии город был сильно модернизирован, многие исторические районы были восстановлены. О славной истории города и всей Румынии напоминают многочисленные памятники и скульптурные композиции, стоящие на площадях и важнейших перекрёстках.

Самое огромное здание парламента в Европе. Фото Алеси Карелиной-Романовой

 

Так какой он, Бухарест? Радостный или красивый? Мы и решили это прояснить. Так что предлагаем вашему вниманию наши путевые заметки по итогам путешествия в столицу Румынии.

На подъезде к Бухаресту мы увидели на поле с кабачками или чем-то подобным небольшие аккуратные рядки конопли, любовно окученные и очищенные от сорняков. Кто-то позаботился о своём будущем хорошем настроении. Никто их не охранял и не реагировал на нашу там короткую остановку. В целом поля ухожены, а на столбах вдоль дороги часто встречаются гнёзда аистов. С восточной стороны въезд в Бухарест плотно застроен: множество разновысоких домов, нагромождение магазинов, каких-то технических пунктов. Посреди улицы проложены за ограждением трамвайные рельсы. Интересно, что между трамваями по этой дорожке ездят и городские автобусы. И, что удивительно, не мешают друг другу. Пространство ограничено, всё плотно, заполнено людьми и машинами, все куда-то спешат. Авто припарковать просто невозможно. Но, невзирая на сумбурное внешне движение, всё происходит как-то спокойно. Вот это спокойствие встречает путешественника уже практически на самом въезде в город.

В центральной части города мало платных парковок. Зато большинство обочин, где нет ограждений, тротуаров, заполнено припаркованными автомобилями. Поначалу кажется, что найти место в этом автоулье немыслимо. Многие машины неделями не сдвигаются с места, и это никого не беспокоит. Но через пару десятков метров всё-таки удается найти лазейку.

Бюджетному туристу в Бухаресте комфортно: предложений достаточно много и среди отелей, и среди апартаментов. Так же и с питанием: точек общепита множество с разными ценами и разным ассортиментом. Качество вполне достойное, сама пища разнообразная.

В Бухаресте много музеев как государственных, так и частных. Поэтому мы решили, пройдясь по самым известным из них, составить впечатление о городе, его истории и современной жизни. Благо во время пеших прогулок можно ещё по сторонам посмотреть и много интересного увидеть. Планировка городских улиц и переулков в центре похожа на лабиринт, состоящий из множества закоулков и тупичков. Google вполне эффективен в первоначальной прокладке маршрута. Но, так как он это делает по принципу кратчайшего пути, оказывается, что ты всё время ходишь по каким-то маловпечатляющим второстепенным улицам, на которых и людей-то не видно. Затем, несколько освоившись, понимаешь, что к этому же месту можно пройти и по большим проспектам, только дистанция чуть длиннее.

Местные жители, как правило, внимательны и предупредительны. С ними эффективно общаться на английском. Даже если они им не слишком владеют, услышав название улицы, а лучше говорить, куда именно ты хочешь попасть, так как не все владеют топографией улиц, тебе подробно объяснят, что ты идёшь совсем не в ту сторону, и скажут, куда именно тебе нужно свернуть. Лучше через пару кварталов спросить у кого-то ещё. В итоге мы всегда попадали в нужное место и какие-то небольшие круги могли навернуть только по причине невнимательности.

Однако нужно помнить, что город велик по своим размерам. В нём много скверов и парков с фонтанами, что увеличивает протяжённость пешеходного маршрута. Сеть общественного транспорта состоит из автобусов, трамваев и троллейбусов. Разбираться в этом лабиринте мы не стали из-за запутанной и сложной системы оплаты проезда. Удобно пользоваться метро, в котором есть билеты на одну, две поездки, на целый день или неделю. Поезда ходят не слишком часто, но в сети из трёх линий разобраться не сложно.

Итак, о музеях. В первую очередь мы отправились в Национальный музей искусств. Расположен он напротив Университета имени Кароля Первого на площади Революции в здании бывшего королевского дворца. Основу экспозиции европейской живописи составляет королевская коллекция того же Кароля I. Это прекрасная подборка образцов европейской живописи начиная с ХVI и до начала ХХ веков. Одной-двумя работами представлены практически все лидеры европейского искусства: Тинторетто, Эль Греко, Рембрандт, Рубенс, Брейгель-старший и Брейгель-младший, Клод Моне, Сислей и другие. Ходишь по хорошо структурированным залам и просто наслаждаешься этим прекрасным обзором истории европейской живописи. В этом зале Италия, а здесь Франция, дальше Испания, потом Германия и т. д. Собрание русской живописи включает картины Репина, Серова, Айвазовского и т. д.

П. П. Рубенс, «Геракл побеждает льва», из коллекции Кароля I. Фото Алеси Карелиной-Романовой

 

В другой части здания расположилась Национальная галерея румынского искусства, в которой представлена вся история национального изобразительного искусства — начиная от икон и ранних живописных работ, в том числе боярских портретов, до искусства середины XX века. Интересна экспозиция скульптур. Для румынских скульпторов характерны жёсткость и угловатость в представлении тела человека и монументальность в памятниках и портретах. Особо отмечу коллекцию православных икон. Она огромная и невероятно подробная — есть просто уникальные и очень интересные символы православия начиная с ХVI века, не только иконы, но фрагменты фресок, алтари, одеяния и т. п. Следует помнить, на чём основан этот интерес: румыны религиозны, во время служб их церкви заполнены.

Иконостас, музейный экспонат. Фото Алеси Карелиной-Романовой

 

Залы, посвящённые румынским художникам первой половины ХХ века, невероятно интересны. Всё просто: в это время румыны обучались живописи в Париже и впитали в себя дух авангардного искусства. Это и нашло отражение в их работах: символизм, кубизм, сюрреализм, только осмысленные и исполненные румынами. Впечатления совершенно невероятные. Полный эффект шикарного европейского музея: пусть это ученики, пусть это участники мастерской кого-то из великих. Но это ярко и на достойном уровне исполнено. Весь этот музейный комплекс потребует даже для беглого осмотра практически целый день.

Румынская живопись начала ХХ века. Фото Алеси Карелиной-Романовой

 

Прервёмся на обед и расскажем, чем интересен общепит в Бухаресте. Для первого знакомства мы отправились в традиционный туристический центр — Липсканы — квартал Старого города. В принципе, в какой культурный объект ты бы ни шёл, чаще всего будешь или пересекать его, или обходить по касательной. Он всегда заполнен людьми: с утра и до позднего вечера. Кстати, в других частях города после 18-19 часов прохожих на улицах и даже проспектах почти не бывает. Местные, видимо, отдыхают, хотя и в окнах практически не горит свет, а гости города все тусуются в Липсканах или на соседних улицах. Днём тут просто ходят толпы, между которыми снуют девушки-зазывалы, рекламируя «специалите» своих заведений.

Проблем найти свободное место в ресторанчике прямо на тротуаре никаких. Этих заведений так много, что всегда и везде есть свободные места. А после 20 часов все центральные улочки района превращаются в огромный ночной клуб: окна заведений раскрываются, на подоконниках танцуют эротические танцы девушки в бикини. Оглушительно шумно. Легко можно найти и что-то «под красным фонарём» с вывеской «мужской клуб». Немного странно, но в этом престижном районе, чуть в стороне от центральных переулков, легко можно наткнуться на полуразрушенную заброшку, есть и давно закрытые заведения с облупленной штукатуркой.

Впервые пообедать мы рискнули буквально в первом же попавшемся на пути ресторанчике и продегустировали пару блюд традиционной кухни: голубцы и что-то вроде мититеев, а в качестве гарниров — мамалыгу и картошку фри. Всего было много. Хорошо приготовлено. Крафтовое румынское пиво не произвело особого впечатления — обычный лёгкий лагер. Румынские сухие вина поинтереснее.

Потом мы кушали в самых разных местах. Выбирали какие-то изыски традиционной кухни. Заходили в места, где днём подавали комплексные обеды — «меню дня» с очень приличной скидкой. Качество везде было высокое. Вся еда хорошо приготовлена и её много. Румынское первое — чорба — достаточно разнообразно: от вегетарианской до насыщенно мясной, так что уже никакое второе не нужно. Палитра европейских кухонь разнообразна: греческие таверны и фастфуд, турецкие кебабы, бургерные, суши-бары, индийские и непальские ресторанчики, китайский фаст-фуд и т. д. Всем этим кулинарным разнообразием город просто насыщен. Очень нам понравилась сеть пиццерий на вынос. В этих заведениях всегда есть три-четыре сорта пиццы (просто вкуснейших), что-то типа пирогов из слоёного теста с творожной начинкой и с разными добавками и традиционные румынские крендельки — такие большие переплетённые баранки. А если вы не озаботились ужином и идёте в место обитания, прихватив с собой бутылочку, то в этих пиццериях с 20 до 21 часа можно купить что-то вкусненькое с 50%-процентнойй скидкой! Кстати, настоящую палинку (румынский самогон, или ракию) приобрести достаточно хлопотно. В магазинах для туристов она дорогая, искать нужно в небольших местных продмагах.

В Липсканах нет государственных музеев, только частные, в которых, однако, тоже есть что посмотреть. Самый значительный из них занимает большой трёхэтажный дом, с подвалами, оснащённый лифтами, с двумя выходами на параллельные улицы. В нём несколько выставочных и концертных залов. Нам повезло — в этот раз там проходила выставка произведений Сальвадора Дали.

Знаменитые диван и торшер Дали. Фото Алеси Карелиной-Романовой

 

Выставка скульптур и графики великого сюрреалиста, а это множество всевозможных скульптур, целая экспозиция миниатюр из золота, даёт неожиданное представление о его творческом наследии. Я помню, как гордились в Музее мореплавания и флота в Лиссабоне тем, что у них есть один такой экспонат — телефонный аппарат, трубку для которого в виде омара изваял сам Дали! А тут — просто глаза разбегаются. Одна работа ярче и колоритнее другой! Всё пронизано духом великого творца. На стендах подробности его жизни и творчества. В аннотациях указано, что не все работы он ваял сам, но всё было сделано по его эскизам и под его авторским надзором. Подборка офортов и графических работ просто невероятна! При этом сама экспозиция хорошо продумана: ходишь из одного пространства в другое, спускаешься вниз, поднимаешься наверх… Есть ещё и зал виртуальной реальности с глубоким погружением в основные образы и любимые сюжеты великого творца. И это в динамике с впечатляющими динамическими эффектами. При этом всё время из уст автора звучат программные тезисы, излагающие его взгляд на сюрреализм.

Фотографии Дали на одноимённой выставке. Фото Алеси Карелиной-Романовой

 

Скульптуры Сальвадора Дали. Фото Алеси Карелиной-Романовой

 

Выйдя на улицу, даже не сразу понимаешь, что ты вернулся в реальность из мира растекающегося времени… А тут ещё перед тобой возникает памятник римской волчице, кормящей Ромула и Рэма! Вот как румыны чтят своё прошлое в составе Римской империи.

Та самая волчица. Фото Алеси Карелиной-Романовой

 

Для следующей прогулки надо запастись бутылочкой воды и какими-то снеками — топать придётся долго. Цель видна практически из любого места в центре города — это знаменитое здание парламента! В само здание можно попасть на экскурсию, но мы не стали этого делать. Нас больше интересовал расположенный в тыльной части Музей современного искусства. На примере парламента хорошо видно, что Бухарест, как, впрочем, и вся Румыния, находится в состоянии перманентной стройки, перестройки, наведения порядка, совершенствования или чего-то ещё аналогичного… Подходишь к центральному входу в заборе, окружающем парламент, и узнаёшь, что тебе нужно протопать ещё добрый километр вдоль этого забора — только там будет вход в музей. Благо местная жандармерия, охраняющая правительственные здания, уже привыкла к назойливым туристам и вежливо всё объясняет. Указатель на музей появляется только у самого входа. Зайдя за забор, попадаешь с одной стороны в ухоженный английский парк, а с другой стороны — очередная полулесная заброшка со стройкой огромного собора на заднем плане…

Тот самый вид на стройку с крыши здания парламента. Фото Алеси Карелиной-Романовой

 

В музее первый этаж не работает, нужно сразу на лифте подняться на второй… Экспозиция называется «Левиафан». Здесь собраны скульптуры разных времён и размеров, ростовые и бюсты, эскизы памятников и миниатюры. Всё размещено внешне хаотично. Что-то свалено в кучу, а что-то выделено… Вот эта многоголовость, присущая библейскому Левиафану, здесь и присутствует. Дерево, бронза, гипс — всё смешано. И всё это — произведения искусства, среди которых просто ходишь и разглядываешь, возле некоторых останавливаешься, к иным возвращаешься. Экспозиция уникальна своим внешним нагромождением, но спустя время понимаешь — в этом хаосе есть своя канва, свой маршрут, который позволяет тебе увидеть и насладиться именно тем, что тебе интересно.

Один из залов МСИ. Фото Алеси Карелиной-Романовой

 

В качестве занимательного бонуса складским образом сложены картины румынских художников в стиле соцреализма эпохи правления Чаушеску, посвящённые производственной тематике. Молодой Чаушеску общается с рабочими на строительстве парламента и т. п. Таковы прихоти истории — то, что раньше было на каждом шагу, теперь пылится на складе и в запасниках. Впрочем, беглый осмотр позволил сделать вывод, что при необходимости из этого склада легко извлечь прекрасную ретроэкспозицию живописи того периода. Отдельно стоит пара огромных фигур свиней: одна покрашена красной краской, будто изготовилась к забитию, а на второй обозначено место, куда следует опустить топор. И обе они плачут. Эти две огромные фигуры навевают грусть и размышления о бренности бытия. Эти мысли возникли и у нас, а что хотел сказать автор — кто знает?

Свинки — скульптуры МСИ. Фото Алеси Карелиной-Романовой

 

Следующие этажи — выставки из фондов музея. Сразу у входа композиция, в которой совмещены живопись и фрагменты тканого полотна. И дальше всё в стилистике европейских музеев современного искусства: инсталляции, фотографии, странные скульптуры, огромные живописные работы неожиданных ракурсов, что-то подвешено к потолку, а что-то демонстрирует наш мир с точки зрения инопланетян — некая фантасмагория, мистика… Образцы современного концептуального искусства, есть и сюрреалистические моменты. Национальная принадлежность и традиции ощущаются — работы разных авторов не спорят, а взаимодействуют и дополняют друг друга.

Что замечательно: кроме взрослых посетителей, эти залы заполнены группами школьников. Им что-то пытаются рассказать, а они шумят, балуют, но при этом обращают внимание на ту творческую энергию, которой это всё наполнено. У некоторых работ или арт-объектов останавливаются, разглядывают, что-то обсуждают. Просто прекрасно, что они с самого начала своего жизненного пути уже приобщены к современному искусству. Всё-таки не оставляет ощущение, особенно после галерей традиционного и классического искусства, что это совершенно другой мир. Творческая составляющая, безусловно, яркая, но это совершенно другая эстетика… Не хуже и не лучше, просто другая. Хотя все авторы явно прошли классическую школу живописи и скульптуры, получили основы.

Портреты лидеров европейской культуры 70-х. Фото Алеси Карелиной-Романовой

 

На самом верху, кроме выставочного зала, расположено ещё и кафе с террасой. И тут проявляется истинно румынское лукавство. Кофе и лимонад предлагают бесплатно, но говорят, что донаты приветствуются и их можно опустить в специальную стеклянную ёмкость. Естественно, что никто меньше пяти лей за чашку кофе не кладёт (это 1 евро), как-то несолидно. Но тут же рядом стоит автомат, в котором чашку кофе можно получить за 50 баней (0,5 лея). Всё это компенсирует прекрасный вид с террасы, которая расположена почти на самом верху здания парламента: перед тобой открывается панорама второй половины Бухареста, в которой туристу особо и делать нечего, так можно на неё хоть посмотреть…

Продолжение следует…

БухарестискусствомузеипутешествияРумыниятоп