Яак Мадисон, депутат Европейского парламента, ознакомился с идеей Европейской комиссии создать единый цифровой паспорт вакцинации под названием «Green passport» («Зелёный паспорт»)*. Мадисон утверждает на своей страничке в Facebook, что всё делается в спешке, так как скорее всего уже в четверг по теме будет проходить голосование в Европарламенте, а на следующей неделе тему поднимут и в Европейском совете, где соберутся главы правительств, «к сожалению, и Кая Каллас» (премьер-министр Эстонии, глава Партии реформ — Ред.). Но несмотря на то, что идея кажется вначале разумной — люди могли бы свободнее путешествовать внутри ЕС, быстро подтверждать с помощью смартфона, что они вакцинированы, переболели или же имеют негативный тест на коронавирус, «не всё то золото, что блестит», заявил европарламентарий.
Так, Яак Мадисон подчеркнул, что основная тревога в отношении нововведения связана для него с защитой личных данных и приватностью:
«Я бы не хотел, чтобы мои личные данные утекли сегодня в единый цифровой коронапаспорт. А если есть единый цифровой паспорт Евросоюза, существует и реальная возможность, что в неудачный день данный пары миллионов европейцев уйдут „гулять“«.
Вторая проблема, считает евродепутат, кроется в дискриминации. Так, задумываемый в ЕС цифровой паспорт предполагает наличие смартфона.
«То есть мы скажем многим людям постарше, которые спокойно живут со своими кнопочными телефонами, что, мол, сидите дома и о путешествиях не мечтайте, так как обладателями цифрового паспорта вы стать не можете? Или другим людям, которые в принципе используют кнопочный телефон?»
Мадисон: Решение уже готово
Третья проблема, продолжил Мадисон, перекликается с предыдущей и одновременно является решением:
«У нас есть стандартные паспорта вакцинации, они жёлтые, их акцептируют по всему миру. Даже моя инъекция вакциной AstraZeneca отмечена там. Что же мешает при желании использовать существующее решение, которое подходит молодым и старым, владельцам смартфонов и кнопочных телефонов? Еще один факт: цифровой паспорт будет применяться в первую очередь для путешествий по ЕС, а классический жёлтый паспорт вакцинации признаётся везде».
Европарламентарий от Эстонии уточнил, что многие могут возразить — как тогда человек сможет без проблем доказать своё выздоровление от коронавируса или предъявить негативный тест (ведь в жёлтый паспорт вакцинации это не внесено — Ред.):
«Должно быть понятно, что обязательной вакцинации не должно и не может быть, человек должен быть свободен в своём выборе. Но если вакцинацию можно подтвердить с помощью жёлтого паспорта вакцинации — на бумажном носителе, то негативные тест на COVID-19 уже почти год успешно подтверждают сертификаты, которые также акцептируются везде. Для людей, которые переболели и имеют иммунитет, нужна стандартная форма, которая бы это подтверждала. Не должно быть сложно договориться в ЕС, какой должна быть эта форма, в которую местный врач ставить печать и подтверждает, что пациент выздоровел после перенесённой коронавирусной инфекции».
Мадисон добавил, что такие же вопросы он намерен озвучить уже в среду в парламенте, где должна будет выступать глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
*Еврокомиссия выдвинула предложение о создании «цифрового зелёного сертификата» для обеспечения безопасного свободного передвижения граждан внутри ЕС во время пандемии COVID-19, о чём объявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Ожидается, что мера будет разработана к лету. Чтобы предотвратить дискриминацию в отношении лиц, которые не были вакцинированы, Еврокомиссия предлагает сертифицировать не только вакцинацию, но также тесты и факты выздоровления от коронавируса. Отмечается, что сертификаты будут включать ограниченный набор информации. В Еврокомиссии уточнили, что зелёный сертификат — это временная мера, которую приостановят, когда будет объявлено об окончании чрезвычайной ситуации в связи с пандемией COVID-19.
Читайте по теме:
Нужны ли «коронавирусные паспорта» для пересечения границ?
Собираетесь в Латвию? Не забудьте заполнить «ковидный паспорт»
Проверка факта: Готовы ли уже сейчас в Москве прививать жителей Эстонии от COVID-19?