На фоне роста глобального интереса к освоению Арктики, международное внимание к вопросам истории, культуры и быта коренных малочисленных народов увеличивается. Народы Севера России не являются исключением. Исторически являясь хозяевами части арктических территорий России, они не только обеспечивают связь времён и поколений и обогащают национальную культуру самобытными традициями, но и способствуют ответственному освоению Арктики.
Сохранение ненецкой народности как самой многочисленной из малых народов Севера имеет глубокие исторические корни и приоритетное значение в России. В настоящее время общая численность ненцев в Российской Федерации находится в пределах 46 тысяч человек. Этнос, по имеющимся оценкам, с X-XI веков представлен на территории Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Долгано-Ненецкого автономного округов с разделением на тундровых и лесных ненцев. При этом в 2017-2019 годы наблюдалось увеличение на 2000 человек численности ненцев в Ямало-Ненецком автономном округе. В переводе с ненецкого, «ненец» — настоящий человек.
Откуда взялись «настоящие люди»?
Одна из версий происхождения северных малочисленных народов принадлежит профессору Чернякову*, согласно которой охотники за оленями, населявшие в период верхнего палеолита огромные пространства Европы — от Пиренеев до Урала — вдоль южной границы ледника, в Х-ХI веках потянулись за оленями, которые, в свою очередь, с потеплением климата потянулись на север. Альтернативная версия территории происхождения ненцев, к которой склоняется автор — Юго-Восточная Азия. В защиту этой версии выступает монголоидная внешность ненцев.
Несомненен для всех историков, этнографов и полярников тот факт, что ключевую роль сыграло смешивание рода ненцев с аборигенным родом сихиртя, людьми невысокого роста, живших в землянках, основными видами промысла которых были рыбалка и охота на морского и сухопутного зверя. Происходило расщепление первоначальных родов: самодийского зауральского рода Харючи и восходящего к аборигенам рода Вануйто. Существует ряд исторических оценок о том, что совместные браки самодийцев с аборигенами (от слова «Самееднам», один из переводов — Северные люди), к которым относятся ненцы, завершаются только в конце XIX века. Происходило дробление больших родов на малые семьи и фамилии. В настоящее время в ненецкой тундре можно встретить потомков рода Харючи и Вануйто, объединившихся в семейно-родовые общины Хатанзейских, Вылко, Сэротетто, Лаптандер, Явтысых, Ледковых, Талеевых и другие.
Ненцы чужаков не впускали, но стали частью России
На протяжении многих столетий ненцы сопротивлялись вторжению Московского государства, а затем и Российской империи в их кочевую жизнь. «Мандалада» (в переводе с ненецкого — военное сообщество) являлась значительной вехой в истории зауральских ненцев в защите традиций и устоев в XVII-XVIII веках. Несмотря на это, в ХVI веке ненцы окончательно вошли в состав Российского государства. Этому способствовало развитие торговых отношений, влияние российской культуры и эффективные дипломатические усилия.
Ранее, в 1499 году, Иван III издал указ, согласно которому был основан первый русский город и крепость в Арктике — Пустозерск. Сбор дани (ясака), как и по всей Руси, сталкивался с трудностями. В случае с ненцами это выразилось в отказе определённой части ненцев системно вносить её в государственную казну. Расположенный в 40 километрах от современного города Нарьян-Мара Ненецкого автономного округа, Пустозерск оказал стратегическое влияние в истории. Пушная торговля на Севере шла именно через Пустозерск, и доходы от неё составляли треть доходов казны.
Сейчас Пустозерск — памятник федерального значения и одна из самых привлекательных туристических достопримечательностей. Согласно Государевой грамоте от 1652 года, было «повелено Карачейскую самоядь», или ненцев с ласковостью склонять к даче ясака пушниной, рыбой и олениной через аманатов (заложников) из лучших людей для удержания от воровства и обложения ясаком». Это пример успешной дипломатичной формы диалога с ненцами на примере непростого вопроса сбора дани.
Война и мир
Ненцы участвовали в краткосрочных междоусобных военных конфликтах за территории влияния на востоке с энцами в низовьях Енисея — ещё одной малочисленной самодийской народностью. При этом на западе — с поморами — происходило развитие торговых контактов, развивались деловые отношения с иностранными купцами и новгородцами. Постепенно и методично совершенствовались навыки рыболовства, охоты и оленеводства. В 30-е годы ХХ века у ненцев появилась собственная письменность.
В качестве примера мирного сосуществования ненцев в Российском государстве и в советский период стоит привести доброе отношение к исследователям Арктики: экспедициям Георгия Ушакова, норвежскому полярнику Фритьофу Нансену во время его санных и морских переходов, первому художнику Арктики, экономисту и общественному деятелю Александру Борисову. Последний совершил переход от Мезени до Новой Земли в 1898 году. Ненцы, как и другие коренные народы, оказывали тёплый приём первопроходцам Арктики не только гостеприимством, но помогали открыть её природные, культурные и исторические секреты. Известны факты, когда ненцы помогали русским и иностранным мореплавателям, потерпевшим кораблекрушения в Баренцевом и Карском морях, в спасении их жизней и возвращении на «большую землю».
Преодоление индустриализации, лагерей и совхозов, несомненно, имели свои критические моменты, которые в первую очередь проявились в переведении ненцев на оседлый образ жизни в национальные посёлки. При этом были и положительные моменты. По решению Президиума ВЦИК в 1929 году был создан первый национальный округ коренных малочисленных народов Севера — Ненецкий округ, который в 1930 году был переименован в Ненецкий национальный округ, а 23 сентября 1937 года — в Архангельскую область и Ненецкий автономный округ.
Критически сами ненцы и ряд историков оценивают алкоголизацию этноса геологами при освоении территорий. Важной заслугой советского периода истории является, однако, сохранение хозяйствования по принципу «частного в коллективном» в оленеводстве, рыболовстве в колхозах (до 1929 года) и совхозах (до 1992 года). В оленеводческих бригадах, схожих с артелями, учитывался вклад того или иного оленевода по итогам работы в конце года. Были созданы социальная (школы, больницы и т. п.) и транспортная инфраструктуры (региональная авиация, снегоходная техника), увеличена добавленная стоимость местной продукции за счёт глубокой переработки оленины и рыбы.
Оленная армия
Отдельной яркой страницей выделяются подвиги ненцев в советско-финской и Великой Отечественной войнах в рядах бойцов оленно-транспортных эшелонов и батальонов. Так, по приказу Сталина под ружьё была поставлена целая армада, невиданная до этого оленная армия для Карельского фронта в 10 тысяч ездовых оленей, 6 тысяч каюров, 2 тысячи нарт. Вся эта масса оленеводов с ездовыми упряжками должна была организационно влиться в 12 лыжно-оленьих батальонов — ударную силу для разгрома врага в Заполярье в надвигавшемся 1942 году. Ненцы — не только превосходные наездники и гиды в Арктике, но и, как подтвердили военные конфликты с Финляндией и III Рейхом, — бесстрашные войны, отличные разведчики и стрелки. Ненцы, саамы и чукчи очень ценились на фронте.
В составе оленно-лыжных бригад с линии Карельского фронта было вывезено более 10 тысяч раненых, совершались внезапные рейды в тыл противника, захватывались опорные пункты гитлеровцев и «языков», уничтожались базы противника. Примером героизма ненцев может служить храбрость 27-летнего Якова Хатанзейского, уничтожившего из пулемета до 30 гитлеровцев, отмеченного медалью «За боевые заслуги». И таких подвигов было множество. Оленно-транспортные батальоны сыграли знаковую роль в 1944 году в масштабной операции по освобождению Карелии и Мурманской области. Ряд российских историков и полярников убеждены, что во многом благодаря оленно-транспортным батальонам, идеально приспособленным к сражениям в суровых условиях Заполярья, линия Карельского фронта оставалась практически неизменной на протяжении всей войны. Сформированная из батальонов 31-я оленно-лыжная бригада через Польшу дошла до Праги. В 1947 году она была направлена на Чукотку. Именно там бойцы бригады закончили свой боевой путь и смогли вернуться домой.
Из далёкого прошлого — в современность
Начиная с 1990-х годов, в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах активно развивается нефтегазовая промышленность. Жёсткий контроль соблюдения экологических стандартов производства, оплаты соответствующих налогов и сборов, социальная ответственность российских государственных и частных нефтяных и газовых корпораций в партнёрстве с компаниями из Франции, Вьетнама, Китая создали благоприятные условия для традиционных промыслов ненцев — оленеводства, охоты и рыбалки.
В последние годы вырос и интерес российских и иностранных туристов к Арктике, исконным традициям и истокам, а, значит, и к ненцам. В Ненецком автономном округе (НАО) реализуются принципы устойчивого развития экономики, в том числе в части поддержки коренного населения. По оценкам Ассоциации туроператоров России и НКО «Фонд экономических программ», это один из немногих субъектов Российской Федерации, где базовый туристический продукт сформирован как для российских, так и для иностранных туристов.
В 2015-2016 годах была успешно реализована межрегиональная и международная программа по вовлечению коренных малочисленных народов НАО, в том числе и ненцев, в сферу туризма. Это соответствовало задачам Государственной комиссии по вопросам развития Арктики в РФ. Возможность знакомства с ненецкими семейными обычаями, национальной кухней, оленеводством и природой арктической тундры, посещения ненецких святилищ, участия в ритуалах единственного на Крайнем Севере ненецкого шамана, посещения этнических фестивалей и представлений привлекают всё больше и больше ценителей экологического и этнографического туризма.
С 2018 года «Фонд экономических программ» в плотном взаимодействии с «Ассоциацией ненецкого народа «Ясавэей» и «Союзом оленеводов Ямало-Ненецкого округа» реализует межрегиональный проект по сохранению уникальной аборигенной породы ненецкой лайки. Эту уникальную арктическую собаку, начиная с ХIХ века, ненцы стали использовать не только в охоте, но и в северном оленеводстве, что стало его неотъемлемой частью.
В планах властей Ненецкого автономного округа, деловых кругов, общественных организаций во взаимодействии с соответствующими федеральными органами власти — развитие священного для ненцев острова Вайгач как духовно-культурного центра для коренных малочисленных народов Севера.
Мощная историко-культурная цивилизационная платформа будет способствовать социально-экономическому благополучию территории. Развитие северного оленеводства в направлениях экспорта, экологической сертификации, туризма — подтверждённые международными и российскими экспертами перспективные экономические направления. Этнические туристические маршруты, программы арктической охоты, рыбалки, фестивали традиционной культуры с международным участием в сочетании с современным искусством, гастрономической составляющей, совместные международные и национальные проекты с другими коренными народами успешно реализуются в Ненецком автономном округе. Возрождены занятия по изучению ненецкого языка, организуются этнографические экспедиции, растёт спрос на выступления фольклорных коллективов мирового уровня — Народного ненецкого ансамбля песни и танца «Хаяр» и Ненецкого театра «Илебц». Сохраняется ненецкий этнос, подчёркивают богатство культурного наследия на Русском Севере, решается вопрос создания новых рабочих мест, увеличения численности коренного населения, привлекают внимание молодёжи к истории освоения Арктики и Севера в России.
Активизация программ и проектов международного и межрегионального сотрудничества для ненецкого народа будет способствовать тому, что молодые специалисты останутся на родине, а, значит, будет продолжаться развитие Русской Арктики её исконными жителями.
* Захарий Ефимович Черняков (1900 — 1997) — лингвист, педагог, исследователь саамской культуры, создатель первого саамского букваря.
Читайте следующий материал:
Путешественник Аберт: В России нахожу только хорошее и «шокирую» соотечественников