Было время, когда мы далеко и подолгу путешествовали. Кто по России, кто за её пределами. Одни туристы путешествия планировали заранее, другие срывались с места спонтанно. Гораздо реже, но всё же встречались и те, кто, запланировав поездку, отменял выезд в последний момент. Одним из таких странных персонажей однажды оказалась и я. А что? Даже суперорганизованная личность однажды может перепутать даты и время и везде опоздать. Но главное — не впадать в панику, а, наоборот, постараться с честью выбраться из сложившейся ситуации, удовольствие получить и близких порадовать.
Запланировали мы со старинным другом поездку в Стокгольм. Город мы этот обожаем, поэтому к тому моменту посетили столицу Швеции десятки раз, исходили вдоль и поперёк. Мы поговорили, обсудили, решили, что едем. Выбрали дни поездки, приходящиеся на вторые майские праздники. И… Дальше этого никуда не продвинулись. А куда торопиться? Маршрут знакомый, способов добраться предостаточно ― от скоростного, но дорогого «Аллегро» до нескоростной, но бюджетной маршрутки. Не считая авиасообщения и столь любимых паромов. Тем не менее по мере приближения даты «Х» количество вариантов неумолимо сокращалось. Пока дня за три до путешествия не осталось три автобусных рейса. «Тормозила» процесс я: занятая работой и ремонтом квартиры, живя на два дома и мотаясь по городу, не могла выкроить пяти минут, чтобы положить в бездонную дамскую сумочку загранпаспорт и продиктовать другу срок действия визы.
Когда в воздухе запахло жареным, то есть количество рейсов, на которые оставались места, сократилось с трёх до одного, я резко ускорилась. Не глядя, уже вылетая из дома, схватила паспорт. Плюхнувшись в такси, начала фотографировать нужную страничку. Тут меня что-то заставило взглянуть на объект съёмки… В следующую минуту я уже набирала телефонный номер друга и, вместо «здрасьте», выпалила: «Никуда не едем, не летим и не плывём. У меня виза уже пять месяцев, как просрочена».
Пока дисциплинированный друг-аккуратист на том конце осмысливал новость, а шелест его мыслей я в буквальном смысле слышала в трубку, мой собственный мозг резко вышел из анабиоза и привычно включил режим антикризисного менеджера: «Это даже здорово, то мы не едем, ― затараторила я, ― сейчас в нашем распоряжении только два дня. А в июне целых три выходных. И два из них мы проведём в Стокгольме. А ещё в июне тепло. Значит, у нас день на посещение Skansen, водную прогулку и Gröna Lund». То ли мой энтузиазм оказался заразительным, то ли друг понимал бесполезность конфликта, но радостный спич прервал двумя короткими вопросами: «Осознаю ли я, что завтра я первым делом подаю документы на визу? Каковы наши новые планы на майские праздники?»
Сбить с толку несущийся на всех парах поток проштрафившегося женского сознания оказалось не так-то легко: «А давай изобразим из себя иностранных туристов», ― выпалила я. Надо ли уточнять, каким образом мы провели праздничные выходные?.. Удивительным образом, три или четыре раза наша парочка петербуржцев повела себя, как те самые туристы. В чём это проявилось ― читайте дальше.
Первым пунктом нашей программы мы выбрали кафе Дома Книги. Помимо того, что «Дом Зингера» ― до сих пор одно из атмосферных мест Петербурга, из кафе на втором этаже открывается вид на Казанский собор, Невский проспект с достопримечательностями и снующей взад-вперёд публикой. К сожалению, по неведомой причине столики с видом и на Невский, и на канал Грибоедова заменили на книжные стеллажи, но это случилось годом позже. А тогда новоиспечённым туристам в нашем исполнении удалось устроиться за столиком с видом на Казанский. Блаженно выдохнув, заказали шампанского и начали вживаться в роль. В тот день для усиления колорита от предстоящего приключения я надела такое количество изделий из королевского янтаря, что начала напоминать нарядную витрину магазинчика с одноимённым названием. Благодаря этому, у нас случилось одно премилое знакомство, но об этом чуть позже. Подкрепившись запрещёнными булочками с кремом и парой бокалов с игристым напитком, выдвинулись в путь.
Первые пару часов всё шло по накатанной программе. Прогулялись вдоль канала Грибоедова, попытались посчитать переброшенные через него мосты, постояли в очереди за билетами, заглянули с экскурсией в Спас-на-Крови, после чего решили полюбоваться залами Эрмитажа. Недоразумение первое: уже на подходе заподозрили неладное ― уж больно пустынно выглядела и набережная реки Мойки, и Миллионная, не говоря уже о Дворцовой площади. И тут незадачливые путешественники вспомнили, что сегодня понедельник. А в понедельник в Государственном Эрмитаже выходной. Обескураженные обоюдным склерозом, планы, тем не менее, пересматривать не стали: к искусству, значит, к искусству. Закрыт Эрмитаж, пойдём в Русский музей. Далеко уйти, правда, не успели. Хлынул дождь. Недоразумение второе: у нас в этот день не оказалось с собой зонтика.
Не желая промокнуть до нитки, недалеко от Певческого моста влетели в сувенирный магазинчик. И тут у меня случился культурный шок. А как ещё назвать ощущения, когда с четырёх сторон тебя окружают сотни цветных, расписных, блестящих, со стразами, балеринами, политиками, футболистами, пейзажами матрёшек? Взяв в руки без явных претензий поделку высотой 20 см, тут же чуть не выронила шедевр из рук, узрев цену ― 38 тысяч рублей.
Видимо, не желая получить посреди клиентского зала соляной столб, к нам подошла юная фея-продавец: «Это что… В магазине матрёшки и по 200 тысяч представлены», ― не дожидаясь, пока я переварю и прокомментирую услышанное, девушка предложила нам пройти в следующий зал и посмотреть изделия из янтаря. На это я отреагировала уже спокойнее и увереннее. Усмехнувшись, молча вытянула вперёд руки, унизанные янтарными браслетами и кольцами калининградского происхождения. «Поэтому я вас туда и приглашаю», ― последовал невозмутимый ответ. Мы пошли и чего только не насмотрелись. Янтарь малиновый, изумрудный, серо-буро-малиновый в крапинку… Дорогой. Очень дорогой. Кроме настоящего, непрессованного и некрашеного. Что ж, спрос рождает предложение. Преимущественно в тех местах, где автобусами принимали покупателей из Поднебесной. Думаю, что наведаюсь в выходные в чудо-магазинчик. Полюбопытствую, как ребята выживают без иностранных туристов.
За время внеплановой экскурсии ливень закончился столь же внезапно, как и начался. Мы поблагодарили внимательного продавца, прикупили на прощание семёновскую матрёшку за 1800 рублей и двинулись в сторону Русского музея. Недоразумение три: очередь вдоль ограды загибалась, как удав Каа из мультика про Маугли. По нашим подсчётам, стоять за билетами предстояло часа два. Плюнув на культурную программу, двинулись в сторону Невского.
И снова сюрприз: за время, пока мы ходили-бродили и рассматривали, на главном проспекте города прошёл парад. Люди не спешили расходиться, гуляли, бродили, смеялись, толклись и толкались. Я обожаю Невский, его красоту и графичность. Но страшно не люблю по нему гулять в разгар туристического наплыва. Желания вливаться в праздничную толпу мы не испытывали, поэтому сели на троллейбус и покинули массовое скопление людей, а через полчаса вынырнули в ином измерении, на Петроградке. Тут людей не было. Решив, что на сегодня приключений достаточно, пошли ужинать и делиться впечатлениями.
В тот день впервые за долгое время я поняла, как важно не только любить, но и досконально знать предмет своей любви. И это гораздо ответственнее да и сложнее, нежели отдыхать в чужих странах.
Надеюсь, за 2020 год нам удалось хотя бы частично восполнить накопившиеся пробелы. Как говорится, нет худа без добра. Пандемия заставила сидеть дома, так появились увлечения, о которых раньше и не помышляли.