«Васа» ― горе-корабль, или Успех одного позора

О том, как из национального недоразумения и крушения надежд целой империи сделали один из наиболее посещаемых и интереснейших музеев мира, пишет автор портала Tribuna.ee Татьяна ЛЮБИНА.

«Васа» (также «Ваза», швед. Vasa, Wasa) ― обожаемый мной музей единственного в мире сохранившегося парусного корабля начала XVII века. Задуманный как прославление шведского флота, исполнение амбиций шведского короля Густава II Адольфа, символ господства Швеции на Балтике, «Васа» не совершил ни одного плавания, затонув через пару тысяч метров после первого выхода из гавани. Пролежав на морском дне 333 года, стал наиболее посещаемым музеем Швеции через 29 лет после поднятия. Почувствуйте разницу: «Полтава» ― первый 54-пушечный парусный корабль русского императорского Балтийского флота, спущенный на воду в 1712 году царём Петром I, прослужил России верой и правдой более двадцати лет до полного износа, оставив после себя лишь гравюру 1713 года и эскиз мидель-шпангоута. Но чудеса случаются, и ныне «Полтава» гордо красуется в городе Святого Петра.

Полноразмерная копия легендарной «Полтавы». Фото Т. Любиной

 

Но об этом в другой раз, а сейчас мы возвращаемся в Швецию XVII века. История «Васы» началась в далёком 1628 году, когда в стокгольмской гавани в присутствии королевского двора и при стечении горожан королевский флагман был спущен на воду. Крупнейший боевой корабль, гордо названный в честь правящей в Швеции династии королей Ваза: 69 метров в длину, 52,5 метра в высоту, 64 орудия, 145 матросов и 300 солдат на борту, четыре палубы, включая две орудийные.

Здание музея можно узнать по корабельным матчам. Фото: facebook.com/Vasamuseet

 

Для сооружения мегакорабля было срублено 16 гектаров качественного дубового леса, под топор пошло более 1000 деревьев. Для киля корабля заданных параметров не удалось найти дуб нужной высоты. Поэтому киль срощен из двух фрагментов, что тоже несвойственно для кораблей тех лет. Внешне флагман больше напоминал райскую птичку, нежели боевой корабль ― раскрашенный ярчайшими красками, отделанный роскошными резными фигурами.

Фото: facebook.com/Vasamuseet

 

Строительство

«Васу» строили три года. В январе 1625 года Густав II Адольф издал указ о постройке нового боевого корабля по проекту голландского кораблестроителя Хенрика Хюбертссона. В конце 1627 года «Васа» сошёл со стапелей.

В процессе строительства кораблестроитель скончался. И хотя ему оперативно подобрали замену из местных судостроителей, король активно вмешивался в процесс строительства. Однажды ему привиделось, что оснащённость флагмана требует дополнительного количества пушек. В то время король жаждал владычества на Балтийском море и видел его в новых кораблях с усиленным вооружением. Поэтому, особо не раздумывая, его величество одним махом пририсовал к чертежу боевого судна ещё одну орудийную палубу. Тогдашний руководитель стройкой Блазиенхольмен Хайн Якобссон сказать ничего не смог или не посмел. Так корабль обрёл очертания того «Васы», который спустили на воду и который гордо парит в музее.

Фото: facebook.com/Vasamuseet

 

Катастрофа

Триумфальный спуск на воду был запланирован на 10 (20) августа 1628 года. Но, едва выйдя на большую воду, корабль словно вздрогнул от порыва ветра, накренился, черпанул воду через открытые пушечные порты, лёг на борт и камнем ушёл на дно вместе с поднятыми парусами и развевающимися флагами. Люди на берегу остолбенели от ужаса, но помочь ни экипажу, ни судну ничем не смогли. Моряки с других кораблей оперативно примчались на место катастрофы, и им удалось спасти кого-то из команды и гостей затонувшего судна. Погибло, по разным оценкам, от 50 до 400 человек. Понять количество утонувших сложно ― по случаю первого выхода в море «Васы» планировался масштабный праздник, и морякам позволили взять с собой на борт жён и детей. Уже после затопления некоторое время над поверхностью водной глади виднелись верхушки мачт неудавшегося флагмана, но при очередном порыве ветра балласт в трюме сместился, корабль завалился на левый борт, скрывшись под водой.

Гибель «Васы». Автор: Nils Stödberg, источник: facebook.com/Vasamuseet

 

Дознавание

Разбирательство в попытках выяснить причины катастрофы и поиск виновных успехом не увенчались. В числе версий выдвигались: пьянство команды, ненадёжное закрепление пушек, недостаток балласта, нарушение проекта. Но каждая из версий после рассмотрения опровергалась. В итоге высокое собрание в лице Шведского государственного совета вынесло вердикт: виноват Божий промысел. Что логично. Ведь в противном случае пришлось бы сделать виноватым его величество короля, собственноручно изменившего проект, а затем его и утвердившего. В условиях монархического строя сие, разумеется, было недопустимым.

Шведского монарха можно встретить в музее. Фото: facebook.com/Vasamuseet

 

Причина же грандиозного фиаско крылась в том, что «Васа» оказался неустойчивым. Или, если использовать корабельные термины, имел малую остойчивость. Корабль имел слишком высоко расположенный центр тяжести и для проектируемого количества палуб был слишком узок. Его подводная часть по отношению к нашпигованному людьми и пушками корпусу имела слишком малый объём. Всё в тех же терминах ― слишком малое водоизмещение.

Попытки подъёма

Почти по горячим следам, в 1664-1665 годах, шведы предприняли попытку поднять с увязшего в ил корабля дорогостоящие пушки. Несмотря на то, что в распоряжении водолазов был один водолазный колокол, им удалось поднять 53 пушки из 64. Ещё одну подняли двадцать лет спустя. После этого власти потеряли к кораблю интерес, постепенно место катастрофы забылось, а документы затерялись.

Набросок, показывающий, как мог выглядеть процесс «спасения» пушек с помощью водолазного колокола в XVII веке. Изображение: facebook.com/Vasamuseet

 

Поиски

Но в 1956 году «Васа» зажил новой жизнью. Это случилось, когда крупнейший шведский специалист по военно-морской истории по имени Андерс Франсен задался целью найти корабль и впоследствии обнаружил место его гибели. Случилось это не за один день и даже не за месяц, а за пять лет. Если я правильно помню, то Андерс Франсен условно разбил залив на квадраты и спускал на дно самодельный лот-пробоотборник для обнаружения останков корабля, выглядевший как полая металлическая трубка с острыми краями. Сотни раз он забрасывал эту самую трубку и каждый раз доставал лот-пробоотборник пустым. Пока однажды трубка не оказалась забита дубом, из которого, как мы знаем, и построен «Васа».

Фото: facebook.com/Vasamuseet

 

Подъём спустя 333 года и восстановление

Ещё пять лет ушло на обследования останков судна и подготовку подъёма. На первом этапе «Васу» протащили по дну туда, где глубина составляла 16 метров. Под кораблём, а также слева и справа от корпуса сделали несколько шурфов, куда провели канаты, крепящиеся к лебёдкам. В день икс, который состоялся 24 апреля 1961 года, начался долгожданный процесс подъёма судна, и мачты «Васы» показались на поверхности. Корабль, пролежавший под водой 333 года, сохранился настолько идеально, что в сухой док Густава V на острове Бекхольмен дошёл практически своим ходом, буксируемый несколькими катерами. Сохранности поспособствовали специфические условия Балтийского моря: из-за пониженной солёности в воде не водятся корабельные черви, в более солёных морях съедающие дерево. Док впоследствии стал музеем, а над «Васой», по мере того как продвигалась очистка и происходило удаление ила, начали колдовать археологи. Спасли и идентифицировали всё, что осталось на борту. Например, доподлинно известно, что единственный золотой предмет, который был на корабле, ― обручальное кольцо кого-то из членов экипажа.

Подъём «Васы», фрагмент из фильма. Фото: facebook.com/Vasamuseet

 

Работы по консервации находки заняли 17 лет. Сперва корабль поливали консервантом ― полиэтиленгликолем ― каждые двадцать минут, ближе к завершению работ интервал увеличили. И всё равно в доке-музее, где «Васа» стоит на вечном причале, поддерживаются определённые температурный режим и уровень влажности. За время воссоздания, несмотря на значимость и эксклюзивность находки, работы несколько раз находились под угрозой приостановки. В какой-то момент иссякло государственное финансирование. Дальнейшее восстановление происходило за счёт частных пожертвований и сбора средств от населения.

Копии пушек можно приобрести в качестве сувениров. Фото: facebook.com/Vasamuseet

 

Музей

Музей «Васа» открыли в 1990 году. Он поражает воображение не менее самого «Васы» — грамотностью конструктива, многообразием экспозиции и обилием информации. Музей построен вокруг корабля, что позволяет осматривать «Васу» со всех сторон на различных уровнях высоты. На корабль доступ закрыт, но музей создан таким образом, что после осмотра имеешь представление и о жизни средневекового города, и о работе судоверфи, не говоря уже о трагическом первом и последнем выходе «Васы» в море, шоке жителей, следствии, поисках спустя века.

В музее «Васа». Фото: Anneli Karlsson/Vasamuseet/SMTM, facebook.com/Vasamuseet

 

В музее оборудован кинотеатр, в котором на разных языках транслируется фильм о поисках затонувшего флагмана, его подъёме и воссоздании. Создана реконструкция жизни на борту. Если не хватает острых ощущений ― проходишь в сферическую камеру, где звуки, образы и эмоции переданы глазами моряка, оказавшегося в тот злополучный августовский день на борту и не сумевшего выбраться. Для понимания того, насколько великолепен на момент спуска был облик «машины войны», как нарекли «Васу», можно полюбоваться репликами фрагментов корпуса. Дух захватывает от взгляда на корабль с высоты птичьего полёта. А в самом низу экспозиции притаились скелеты горемык, которым выбраться не удалось. Тут же ― галерея лиц, воссозданных на основе анатомического анализа формы черепа по методу советского учёного-антрополога Михаила Герасимова.

Музей ориентирован и на русскоязычных посетителей. Фото: facebook.com/Vasamuseet

 

Вот такие впечатления от музея «Васа». Для меня ― это не просто памятник уникальному кораблю, сколько великолепная история его строительства, гибели, воссоздания и музеефикации. На примере «Васы» отлично видно, что при правильной подаче даже абсурдные идеи становятся притягательными и заслуживающими внимания. Наиболее заметным этот посыл становится, когда сравниваешь проекты успешно и с размахом реализованные, такие как «Васа», и несостоявшиеся, как те, о которых я писала некоторое время назад. Хочется верить, что здравомыслие возобладает и в родном отечестве появятся новые памятники, музеи и точки притяжения.

Читайте также:

Эстония и Россия реконструируют исторические замки сообща

Легендарный маяк в Балтийском море спасают от разрушения

Воскресный антидепрессант Любиной: Как Пушкин до Псковской области довёл

историятопШвеция