— Не нужны Вам ЭТИ пельмени!
— Да, но мне хочется сегодня на ужин именно пельменей!
— Так я и предлагаю Вам зайти в соседний ликёро-водочный — там продаётся как раз то, что Вам нужно!
Клуб в лифте
Это вполне реальный диалог с соседом по подъезду, состоявшийся на днях в супермаркете рядом с домом. Я выскочила вечерком за кефирчиком и наткнулась на соседа Пал Василича, в задумчивости стоящего перед холодильником с замороженными полуфабрикатами
Пал Василич проживает на восьмом этаже и отвечает за пса дворянских пород Джерика. Как минимум четыре раза в день они совершают прогулки различной степени продолжительности. Я проживаю на двенадцатом, работаю из дома и пользуюсь любой возможностью выскочить подышать воздухом хотя бы на несколько минут. В среднем раз в три дня мы с Пал Василичем встречаемся в лифте. Иногда лишь раскланиваемся и обмениваемся наблюдениями о погоде, а иногда делимся разного рода нужной информацией, как то: повышение коммуналки, ход строительства новой дороги под окнами, качество уборки двора. Бывает, что обсуждаем и более важные вопросы: самочувствие старенького Джерика, скачки давления его хозяина и самое приятное — наши любимые напитки «в это время года» и рецепты их приготовления. Это от Пал Василича я узнала о гренадине с водкой, а он от меня — о замороженных в морозилке рюмках.
Хорошая водка — уже сама по себе шедевр. Недаром старинная русская пословица гласит, что первая рюмка водки ударяет колом, вторая — летит соколом, а от каждой последующей человек становится лёгким и радостным, как пташка. Добавлю: если водка — лишь напиток, то культура пития зависит от самого выпивающего, при правильном её применении существенно улучшая и насыщая жизнь.
Умение выпивать и закусывать выдаёт человека культурного, умеющего создавать момент, ценить момент, наслаждаться моментом. Это как трапезничать, пользуясь ножом и вилкой, сидя за сервированным столом, накрытым крахмальной скатертью, хотя можно обойтись просто ложкой, а есть прямо из кастрюли, стоящей на плите.
Для тех, кто не ездит с нами в одном лифте: рецепт для тех, кто предпочитает водку запивать: охлаждённую водку подавать с гренадином и свежими фруктами; рецепт для тех, кто считает, что водку нельзя ни с чем мешать и запивать, нужно лишь закусывать: минимум четыре хрустальных рюмки ополоснуть и положить в морозилку, последовательно доставать в момент употребления напитка.
Неоднократное обсуждение в лифте любимых способов приготовления и распития спиртного и не очень спиртного я посчитала достаточным основанием для вмешательства в соседский процесс выбора закуски. При следующей встрече Пал Василич благодарил: он последовал моему совету и не прогадал, благо пельмени в нашем ликёро-водочном действительно знатные — руколепные, собственного производства, из тонкого теста, с рубленым сочным мясом.
Вообще-то это очень разумно, когда продавец алкоголя развивает эту самую культуру пития, предлагая покупателю качественную, разнообразную и уместную для каждого напитка закуску. Ведь они не только пельмени продают — там столько разных баночек и пакетиков!
В общем, сосед Пал Василич — «наш» человек (ибо умеет правильно и красиво выпивать и закусывать!) был доволен и счастлив.
Не место красит выпивку
Друг Михаил предпочитает водку всему другому алкоголю. А так как каждая наша встреча — это без преувеличения праздник, то отмечаем мы привычным ему напитком. У Михаила есть старший брат в славном городе Красноярске, который водку… производит. По образованию брательник — биохимик, и в один прекрасный для нас момент он разработал новую технологию производства высококачественной элитной водки какого-то запредельно тонкого вкуса.
Если совсем упрощённо, то основа успеха — сырьё и жесточайшая дисциплина производства. А всё остальное хорошо знакомо каждому любителю «домашнего хлебного». Для производства водки новой берётся водка качественная магазинная. Путём многочисленных фильтраций, когда с добавлением ягодок и травок, а когда и без, получается нечто, что очень хочется назвать той самой амброзией, которой баловались обитатели звёздного Олимпа, но уж никак не банальной водкой. Разве что градус у этой новой амброзии — 58-60% об. Многовато даже для богов: Зевс, как известно, и на трезвую голову колобродил вовсю.
Каждый Мишин приезд из Красноярска отмечается очередью из друзей, жаждущих повидаться, а заодно отведать чудо-напиток. Я не исключение: на правах старинной подруги всегда тут же мчусь в гости. Моё первое знакомство с «красноярским чудом» состоялось, когда лепший друг проживал в самом что ни на есть историческом центре, в доме с деревянными перекрытиями. Конечно, жить в комнате с провисающим четырёхметровым потолком, пусть и с аутентичной хрустальной люстрой и изрядно ушатанной лепниной, — удовольствие сомнительное. Но так как Михаил, истинный мужчина, комнату держал практически пустой и чистой, то очарование века минувшего преобладало, захватывая тебя прямо с порога.
А какой из его комнаты открывался вид! В конце недлинного проспекта Чернышевского, если приглядеться, можно было лицезреть Неву, где сейчас установлен памятник кораблю «Полтава». Кстати, эта «Полтава» весьма сильно отличается от своего исторического оригинала: она изображает парусный корабль лет так на 100 помоложе.
И вот посреди всего этого деревянно-лепнинно-хрустального великолепия стоял топчан, на белой скатерушечке которого красовались три ничем не примечательные бутылки, запечатанные сургучом, и набор рюмок — по числу напитков. Нехитрую закуску — сыр, колбасу, огурчики — принесла я. Нехитрую — ибо вечер предусматривал смакование и дегустацию, но не посиделки. Ах, какое это получилось застолье! Миша не снимал сургуч и не разливал водку по рюмкам, он священнодействовал. Каждое его движение было торжественно-замедленным и сопровождалось повествованием о том, как создавался этот чудо-напиток. Чуть не забыла: для чистоты эксперимента Миша сообщил мне о крепости употребляемого лишь после третьей рюмки. Сама бы и не догадалась.
Так выглядят все наши посиделки, которых за 23 года много накопилось. К сожалению, неумолимое время вносит свои коррективы. Тем и ценнее наше общение, ведь «дружба — это отношения, которые передаются от брака к браку в качестве обязательного приданого» (цитата моя).
Ампир в коньяке
Мой самый запоминающийся неводочный момент имел место на Новосибирском железнодорожном вокзале, когда мы большой компанией отправились на Китой (река в Бурятии и Иркутской области, левый приток Ангары). К тому моменту мы были в дороге уже трое суток: жара, плацкартный вагон, верхняя полка, большое скопление людей. Ехать предстояло ещё два дня, а я уже безмерно устала. Словно почувствовав, как мне тяжко, подошёл друг Вовчик: «Коньяк на станции будешь?» — «Буду».
За 10 минут до остановки мы с Вовчиком уже стояли в тамбуре, готовые сорваться, как только поезд остановится. В буфет при вокзале мы влетели первыми. Эту картину помню до сих пор: огромный «сталинский ампир» с колоннами и хрустальной люстрой под высоченным потолком, буфетчица в белоснежном накрахмаленном чепчике и кружевом фартучке, словно сошедшая с экрана фильма 1950-х годов, и ни одного посетителя… «Беги садись к окну. Хеннесси?» — «Да, хеннеси».
Через пару минут Вовчик, держа пузатые вокалы с янтарной жидкостью, уже усаживался ко мне за столик. Мы успели молча чокнуться и вдохнуть аромат коньяка, как со стороны перрона начал нарастать гул толпы. Несколько секунд, и «сталинский ампир» заполнился людьми и гвалтом голосов. Чудесный момент закончился. Но мы успели ухватить очарование внезапной красоты, тишины, комфорта, стабильности, да много чего ещё: ведь не зря спустя 10 лет я помню произошедшее, как будто это случилось вчера.
А я ведь особо коньяк не люблю — тяжеловат он для меня. Но в тот раз уместен был именно качественный коньяк, и Вовчик очень хорошо уловил особенность момента.
Красное спокойное
Будучи любителем красных сухих вин, я давно перестала считать их употребление чем-то особенным и приурочивать к праздникам, датам и торжествам. В случае с винопитием я придерживаюсь принципа, что это и лучшее средство что-то отметить, и «лечение нервов», и действенная альтернатива лишнему ужину и перекусу.
Единственное, чего стараюсь не делать, — так это не использовать вино в момент душевного кризиса. Об этом, кстати, предупреждают и врачи: алкоголь сам по себе в больших дозах является депрессантом, то есть угнетает работу нервной системы и только усугубляет стресс. А вот в малых дозах спиртное может оказывать седативное — успокаивающее — воздействие. Однако если употребление алкоголя сделать системой, то восприимчивость к нему снизится, и для достижения желаемого эффекта придётся увеличивать потребляемый объём. А это, как говорится, не наш метод.
А вот самое душевное употребление вина… пожалуй, это было на мой день рождения в 2020 году. Я тогда всё бросила и улетела в Таиланд, где встретилась со старинными друзьями. В качестве подарка попросила поездку на острова. Этакое скромное приключение с белым песком, прозрачным синим океаном и пальмами.
В те дни я дико переживала: мы только прилетели, я не успела ни загореть, ни подкачать мышцы. Тем не менее именно 26 января, отсев на острове подальше от остальных отдыхающих, я налила себе любимого красного сухого — как символ, что всё у меня хорошо, я себя люблю и справлюсь со всеми невзгодами. Вполне возможно, что именно после вина я отважилась и заказала себе прямо на месте пляжную фотосессию. И это до сих пор лучший подарок мне от меня на день рождения. Лёжа тогда под зонтиком, я наконец-то осознала, что мечты — это реальность, если не трусить, а делать.
Запрет вина – закон, считающийся с тем,
Кем пьётся, и когда, и много ли, и с кем.
Когда соблюдены все эти оговорки,
Пить – признак мудрости, а не порок совсем.
А какие у вас открытия, связанные с алкогольными напитками?