«Я в детстве больше других сказок любил «Хоботок по прозвищу Слоняйка» и «Муфта, Полботинка и Моховая Борода», — неожиданно выдал родной-дорогой, хотя перед этим мы говорили о совсем иных вещах. Я невольно хихикнула: любимый учился в Силламяэ, потом долгое время работал в Эстонии, так что это его «откровение» прозвучало немного «по-эстонски». И тут же вспомнила, что я ведь сама, работая, регулярно включаю на беззвучный режим канал, по которому нон-стопом транслируются мультфильмы о приключениях богатырей, царя-батюшки, говорящего коня Юлия и Серого Волка.
Всерьёз о сказочном
Этот забавный эпизод стал поводом задуматься: что, собственно, заставляет нас, уже взрослых людей, далеко не в юном возрасте пересматривать и перечитывать детские сказки?
Сходу нашла несколько разумных объяснений. «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» — сказки могут оказаться хорошим подспорьем в разрешении сложных жизненных ситуаций.
Сюжеты многих сказок буквально пропитаны добротой, хорошим настроением и оптимизмом — теми самыми, которые нам так необходимы в повседневной жизни.
Сказки — отражение моральных норм, правил поведения, они аккумулируют в себе духовные и моральные ценности, напоминание о которых лишним точно не бывает.
Сказки пробуждают забытые ощущения и переживания детства, напоминают о том, как в детстве мы верили в чудеса и умели мечтать. Сказки делают нашу жизнь ярче, честнее, эмоциональнее и добрее.
А ещё сказки — это мостик к своему внутреннему ребёнку, который хочет, чтобы его любили и оберегали. Поэтому сказки, особенно сказки для взрослых, — способ с самим собой договориться, помочь что-то прояснить и что-то простить.
Сказки полны героев, а значит, они повествуют о том, как те общаются, дружат, враждуют — говоря языком взрослых, выстраивают эффективные коммуникации или же, наоборот, демонстрируют, как не надо общаться и делать дела.
Психотерапевт смог бы с лёгкостью продлить этот список, но даже мне, человеку далёкому от сей науки, ясно, что, в общем, иногда мы, взрослые, нуждаемся в сказках даже больше, нежели дети.
Конечно, всё вышеперечисленное относится к сказкам добрым, а не к тем «ужастикам», которыми пугали детей братья Гримм или Эрнст Теодор Амадей Гофман. К счастью, с тем же Щелкунчиком мы знакомились в версии фантазёра и оптимиста Александр Дюма — его «Щелкунчик», как и «Буратино» в версии Алексея Толстого, были действительно детскими сказками, полными доброго юмора и весёлых приключений.
К сказкам добрым относятся и вышеупомянутые сказки эстонских авторов Ико Марана (1915–1999) и Эно Рауда (1928–1996).
Лучший друг Слоняйка (Ико Маран)
«… Сийм испугался: вдруг Хоботок оттого, что ему никого не позволяют поучать, решит, что его обижают, и уйдёт. А этого Сийм не хотел, потому что Хоботок нравился ему всё больше. Он сказал:
— Если тебе так уж хочется, то можешь меня изредка поучать. Но только тогда, когда папы и мамы нет дома. Они не разрешают, чтобы кто-нибудь другой поучал их маленького любимого сыночка.
Насчёт того, что не разрешают, Сийм просто выдумал. Уж очень ему будет стыдно, если его игрушечный слоник при других людях покажется умнее его.
Чтобы отогнать эту неприятную мысль, Сийм крикнул:
— Знаешь, что мы теперь будем делать?
— Знаю! — закричал Хоботок. — Теперь будем шалить!
— Нет! Мы будем чистить зубы, потому что мы их сегодня вообще ещё не чистили. Давай побежим наперегонки в ванную комнату — кто раньше добежит, тот выиграл.
Сийм соскочил с постели, схватил со стула свой новый наряд — рубашку с вышитыми рукавами, синие штанишки и синюю жилетку с блестящими пуговицами — и с визгом побежал в ванную. Хоботок, трубя, помчался вслед за ним».
Сийм — это маленький мальчик, который на день рождения получает в подарок слоника Хоботка. Но Слоняйка — не просто игрушка. Он умеет говорить, думать и размышлять. Очень скоро Хоботок стал Сийму настоящим другом. Теперь они всё делают вместе: играют в кубики и снежки, читают книжки, ездят к бабушке, наперегонки едят сливы. А ещё помогают родителям: чистят пуговицы зубной пастой, спасают торт и берут с собой в дорогу чемодан муравьёв.
Я читала истории Сийма и Хоботка не отрываясь. Это добрая, остроумная книжка о счастливом, полном открытий детстве с его безмятежными шалостями. Она о том, как ребёнок познаёт мир, познаёт себя, учится дружить и беречь старых друзей даже тогда, когда взрослеет и обзаводится новыми.
И, как это ни грустно, «Хоботок по прозвищу Слоняйка» — о том, что родители не всегда могут наладить контакт со своим ребёнком. Они любят его, заботятся, но общаться им с ним не очень интересно. Воспитывая, они поучают своего сынишку, а тот, в свою очередь, вовсю поучает своего «маленького сыночка» Хоботка — пример старших заразителен. Только Сийм — не настоящий взрослый, его детские поучения звучат смешно и на Хоботка не действуют.
Слоняйка — чудесный персонаж, а общение мальчика с ним мне чем-то напомнило советский мультик «Варежка» — про то, как девочка придумала себе маленького друга из обычной варежки. Приключения Малыша и Карлсона, дружба дяди Фёдора с котом Матроскиным и псом Шариком тоже об этом.
«Всё же Сийм немножко странный. Сам он говорит, что Хоботок его любимый сыночек, а когда у любимого сыночка немного срывается хорошее дело, то Сийм сразу ругает его. Будь у Хоботка такой же сыночек, маленький, хорошенький и толстенький, как Хоботок, он бы не сказал ему ни единого плохого слова… Мама тоже немножко странная. Вместо того, чтобы похвалить Хоботка за то, что он помчался спасать Сийма, она его бранит. И гусеница немножко странная. То она торчит под корой, а то её нет. И именно тогда нет, когда её нужно показать Сийму. Да и оса ничуть не лучше других. Но самая непонятная вещь — так это липучка. Висит себе, висит и вдруг ни с того ни с сего наматывается на хобот. Вообще все кругом со странностями, кроме самого Хоботка … И разве это не странно, что именно он, Хоботок, единственный без странностей в этом странном мире».
Накситралли (Эно Рауд)
Муфта, Полботинка и Моховая Борода — маленькие человечки, похожие на гномов. Их рост около 0,5 метра. Из-за маленького роста накситраллей другие персонажи книги, названной в честь троицы друзей, иногда принимают их за гномов.
В отличие от традиционных гномов, Муфта и Полботинка не имеют бороды и усов, а борода Моховой Бороды — из природного мха. В его бороде растут ягоды брусники и полезные травы. Моховая Борода почти всегда спит под открытым небом. Он убеждённый сторонник защиты природы и бережного к ней отношения; часто рассуждает на серьёзные темы (охрана окружающей среды, здравоохранение, общественные отношения и пр.).
Полботинка носит ботинки с обрезанными носами — в них удобнее шевелить пальцами ног. Очень дорожит деревянной игрушкой в виде мышки на колёсиках, которую всегда носит с собой.
Муфта — автокочевник. Владелец автофургона красного цвета, он всегда одет в толстую муфту, которая застёгивается на молнию и закрывает его с головы до ног, так что видны только его макушка и пятки. Хозяин собаки по кличке Воротник.
Накситралли — добрые человечки. В отличие от обычных гномов, они живут среди людей. Едят обычную еду, пользуются автотранспортом, ходят по магазинам, кафе, выезжают на пикники в лес, проходят курсы лечения в больницах и пр.
Все трое отличные ребята, которые прекрасно дополняют друг друга. До знакомства они были одиноки и скитались по белу свету. Именно от одиночества Муфта писал себе письма «до востребования» в другие города, а потом ехал туда их получать. Полботинку друга заменила игрушечная мышка, а Моховая Борода находил утешение в общении с природой. Дружба наполнила их жизнь новым смыслом, а скитания превратила в путешествия, полные невероятных приключений.
Накситраллям не чуждо ничто человеческое. Поэтому как-то раз они не смогли пройти (а вернее, проехать на Муфтином автомобиле) мимо беды, с которой столкнулись жители одного из городов, где кишмя кишели кошки. Местные жители остались без молока и рыбы — ежедневно эти продукты цистернами отправлялись к старушке, которая кормила полчища котов. Возмутился даже Моховая Борода: «Я тоже люблю животных. И даже очень. Но, по-моему, даже самая горячая любовь должна иметь предел».
Оказалось, что старушка любит только своего кота Альберта. А других кормила, чтобы они не съели его порцию. Окрестные коты повадились ходить к хозяйке Альберта и есть с ним за компанию. «Что поделаешь, если они собираются здесь», — вздохнула старушка.
Полботинка сразу придумал выход. «У меня есть мышь, — сказал он. – Мы верёвочкой привяжем её к машине, и, если Муфта поедет достаточно быстро, ни одна кошка не отличит мою мышку от настоящей». По его мнению, коты набросятся на игрушку, потому что настоящие мыши давно убежали из города кошек. Уловка сработала — хвостатых удалось увести из города. Накситраллям пришлось пережить немало трудностей, прежде чем им удалось заманить кошачью стаю на необитаемый остров и благополучно уехать от разъяренной своры.
И всё бы хорошо, но, как говорил Моховая Борода, «в природе должно царить равновесие». Братишки сразу почувствовали неладное — нельзя же назвать хорошим делом изгнание кошек на необитаемый остров. И сами животные страдали в замкнутом пространстве, и птицам житья не стало. А людей сразу атаковали крысы. Накситралли тоже попали под раздачу. Серые твари загнали человечков в западню, вырваться из которой удалось только чудом. Храбрым накситраллям пришлось восстанавливать равновесие в природе. Они вернули кошек в город, избавив их от заключения на острове, и крысиный террор прекратился. (Удивляет только то, что после возвращения в город и изгнания крыс кошки перестали объедать его жителей и кота Альберта. Но это, видимо, слишком «взрослый» вопрос.)
Возможно, этот «антидепрессант» позволил кому-то вспомнить когда-то обожаемых героев, а кто-то впервые услышал о приключениях Хоботка, Моховой Бороды, Полуботинка и Муфты. Но главное, чтобы все без исключения улыбнулись и вспомнили беззаботные минуты детства…
Читайте по теме:
Книгоиздатель: «Литературная улица» в Кадриорге привлекает всё больше русскоязычных читателей