Алиса Айт: Гиперинфляция сиюминутна, но проблемы долговременны

Стремительная инфляция будет иметь для всего эстонского общества долгосрочные последствия, особенно если не принять срочные меры для борьбы с ней, утверждает член совета уполномоченных Социал-демократической партии Алиса АЙТ.

На прошедшем на прошлой неделе инфочасе в Рийгикогу премьер-министр Эстонии Кая Каллас заявила, что, по оценке экспертов, стремительный рост цен носит краткосрочный характер. «В какой-то момент цены на электроэнергию, влияющие на все другие услуги и продукты питания, перестанут расти», — сказала Каллас и отметила, что такой спад можно ожидать уже в ближайшее время.

Возможно, раньше или позже рост цен действительно остановится или замедлится, но проблемы, вызванные нынешней гиперинфляцией, имеют долгосрочный характер.

Так, по данным Департамента статистики, за последний год наша жизнь значительно подорожала — цены на товары увеличились в среднем на 9%, услуги подорожали на 16%, продукты — на 11%, транспортные расходы — на 17%, расходы на жильё повысились на 31,5% (!). О безумной инфляции власти говорят уже не один месяц, но при этом ничего не делают, чтобы исправить ситуацию. Да, кое-какие меры были приняты для решения проблем с электричеством, но даже тут не обошлось без страшной бюрократии и волокиты.

Рост зарплат росту цен не соответствует

Зарплаты, однако, так быстро не растут. Снова открываем сайт Департамента статистики и смотрим данные о зарплатах жителей Эстонии за последний год. К примеру, в третьем квартале брутто-зарплата за год выросла всего на 7,8%, что в общем контексте, конечно, мизерный показатель. Не стоит забывать и о простой математике: например, если зарплата таллиннца вырастает на 30%, а жителя Кохтла-Ярве — всего на 10%, то в среднем изменение составляет 20%. Средний по стране показатель формируется на основании зарплат как обеспеченных, так и малообеспеченных людей по всем городам, уездам и небольшим населённым пунктам. Необходимо помнить, что в последних живут люди, по которым стремительный рост цен бьёт особенно сильно.

Как в такой ситуации сможет справиться, к примеру, молодая семья? Если речь идёт о живущих в столице взрослых, у которых есть своя квартира, — уже проще, но ведь и они должны что-то есть, во что-то одеваться, обеспечить детям качественное образование и возможность посещать кружки или спортивные секции. Даже в Таллинне ситуация нелёгкая. Но ведь Эстония не ограничивается столицей. В регионах положение ещё более трудное.

Что же можно сделать?

Что же можно сделать? Давайте посмотрим на другие страны. Например, в Финляндии для решения проблемы роста цен крупные торговые сети заключают с поставщиками долгосрочные договоры, благодаря чему рост цен на продукты там ниже среднего показателя по Евросоюзу.

Правительство Норвегии решило до марта компенсировать всем семьям половину их счетов за электричество, если цена будет выше, чем 70 евро за мегаватт-час.

В Латвии правительство смогло оперативно отреагировать на ситуацию, решив ввести дополнительный антикризисный пакет в размере 250 миллионов евро.

Загнанные в угол люди, которым не помогает государство, вынуждены искать помощь в другом месте: финансовые предприятия с радостью выдают кредиты под огромные проценты, и к тому моменту, как правительство представит парламенту какой-нибудь план, люди будут уже второй или третий месяц оплачивать январский счёт за отопление или электричество. У нас нет времени ждать, пока цены перестанут расти. Нужно действовать немедленно.

Читайте по теме:

Дешёвое электричество ждите весной — инфляция пока не останавливается

Похлак: А насколько вырос твой счёт за электричество?

Пришла пора — в Таллинне можно ходатайствовать о получении энергетической субсидии

инфляциясоциумтопэкономикаЭстония