Павел Иванов: А в основном у нас «балалайка»

В дни прошедших выборов в Госдуму РФ видел телесюжет из Нарвы, где своё мнение о выборах высказал в том числе один молодой парень, который сказал, что его не устраивает современная внешняя политика России, огородившейся от остального мира «врагов». В связи с этим я почему-то вспомнил лето этого года.

Прошедшая в середине июня страновая конференция российских соотечественников, проживающих в Эстонии, стала в том числе и трибуной для критики молодёжной политики движения российских соотечественников в Эстонии.

Один из активных соотечественников Сергей Чаулин сказал, что сейчас движение соотечественников напоминает ему собрание людей, которым за 60. “Нужная новая кровь, нужна молодёжь, а её надо воспитывать, но мы этим, к сожалению, не занимаемся”, — сказал Чаулин. Об этом же на конференции говорил и тартуский соотечественник Геннадий Сухов, заявивший, что главная проблема российского соотечественного движения состоит в отсутствии смены поколений и финансового стимулирования.

Ну насчёт финансирования я ничего сказать не могу. Что же касается молодёжи, то порассуждать можно, немного.

На сайте посольства РФ в Таллинне в рубрике «Соотечественники и военно-мемориальная работа» написано: «Особое внимание уделяется вопросам привлечения к соотечественному движению молодёжи. При финансовой поддержке посольства организуются детские культурно-массовые мероприятия. В прошлом году прошли оздоровительно-образовательные лагеря «Фабрика мысли»  и «Лукоморье», а также III Форум молодёжной организации «Baltic Youth Alliance — молодые соотечественники Балтии».

Разговаривая с некоторыми находящимися «в теме» людьми, я понял, что не все соотечественники знают об этих мероприятиях. Если и слышали, то ничего не знают о результатах.

Вовлечение молодёжи в деятельность российских соотечественников в Эстонии проблематично. Одноразовые акции по помощи ветеранам или возложения цветов к Бронзовому солдату не являются элементами мировоззрения. Это дань личной исторической памяти, но не проявление принадлежности к статусу гражданства. Как и возможность поступить в российский вуз, что делается по причине удобного языка обучения и широкого выбора специализаций. Это не является системной и скоординированной работой в этом направлении.

Главный вопрос — есть ли ментальная необходимость у русскоязычной молодёжи быть российскими соотечественниками?

Сами соотечественники говорят, что, в связи с отсутствием координации деятельности соотечественников вообще, нет молодежной работы в частности.

Понятно, что молодёжь вообще не особо интересуется политикой и тонкостями понятия русской общины. Молодёжь здесь если и следит за какими-то потоками информации из России, то это прежде всего шоу-бизнес и визуальная развлекуха. В частности — «Инстаграм» и «ТикТок». Кстати, именно каналы соцсетей стали распространителями «Синего кита», обливания молоком в общественных местах и скручивания колпачков с колёс автомобилей. Нет фолловеров «Юнармии», Селигера и прочего. То есть соотечественники должны для начала дать самим себе ответ на вопрос «Что даёт статус российского соотечественника русскоязычной молодёжи в Эстонии?».

Русская молодёжь в Эстонии отличается от российской. Об этом говорят сами молодые — интересы, знание языков, информационное поле, социализация, общественная активность и даже сам русский язык отличаются.

Среди соотечественников есть мнение, что молодёжь не активна по причине воздействия на них или организаторов каких-либо акций и мероприятий со стороны силовых ведомств. А среди молодёжи есть мнение, что они не понимают смысл и содержание понятия «российский соотечественник».

Чтобы понять этот смысл, надо про это что-то знать, прочесть в местных русскоязычных СМИ. Один из коллег-журналистов сказал мне, что, когда пишешь про деятельность соотечественников, в 99% случаях нет новостного повода. Единственное, что представляло интерес, это была ситуация в Кейла с закрытием отдельного русскоязычного обучения. И то этот интерес был продиктован активностью родителей, а не деятельностью общественных деятелей, связанных с российскими соотечественниками.

Кого из движения соотечественников можно назвать медийной персоной, исключая сводки соответствующих органов?

Весной этого года ежегодник КаПо сообщил, что русскоязычную молодёжь Эстонии не сильно интересует российская политика. «Свою роль играет и то, что руководители подобных движений не заинтересованы в передаче власти, поскольку приход молодых активистов поставит под удар их доходы, положение в обществе и отношения с посольством РФ. По этой причине во главе ”нового поколения” стоят дети представителей ”старого поколения”», — писалось в брошюре. Странно, но и сами соотечественники в приватных разговорах косвенно соглашались с данным мнением. Говорили они про потерянное время для работы с молодёжью.

О том, что российская система движения соотечественников намерена обратить пристальное внимание на привлечение к деятельности молодёжи, в последнее время говорилось не раз. Заместитель министра иностранных дел России Андрей Руденко на форуме в Минске заявил о необходимости активизировать работу с молодёжью. “Надо заниматься формированием молодёжных координационных советов и других юношеских структур диаспоры”, — сказал замминистра.

Летом публицист Михаил Петров заметил, что Координационные советы — это последнее место, где бы он стал искать молодых соотечественников. И добавил: «А представьте: вдруг невесть откуда явилась соотечественная молодёжь и всех старых пердунов на пинках вынесла из координационного совета и проводила в ж…?»

Интересно, как будут отстаивать интересы российских соотечественников в Эстонии (в том числе и молодых потенциальных) те, кто выбраны гражданами РФ нашей страны от Ставрополья и Ростовской области, Краснодарского края и Волгоградской области товарищи Гончаров, Кушнарев, Бурлаков, Тимофеева, Волоцков, Езубов, Затулин, Дерябкин, Демченко?

Один молодой русский человек, которого по своим корням заподозрить в русофобии невозможно, сказал так: «Не надо нами заниматься, господа российские соотечественники!»

Может, именно по причине отсутствия скоординированной работы соотечественников РФ нет новостного повода говорить о делах, нет общественного интереса, нет молодёжи. Как сказал ещё один активист соотечественников, в основном у нас сплошная «балалайка».

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

РоссиясоотечественникисоциумтопЭстония