Баринов: Каперы его евроатлантического величества.

Недавние события в Балтийском море, связанные с попыткой перехвата российского танкера эстонскими военно-морскими силами при поддержке союзников, вызвали широкий общественный резонанс. История заставляет вспомнить о похожих инцидентах прошлого и вызывает вопросы о возможных последствиях подобных операций в нынешней международной обстановке.

Думаю, почти все уже посмотрели вторую серию “Корсаров Прибалтийских морей”.

Те же, кто не в курсе, речь про крупнейшую операцию ВМС Эстонии при поддержке сил союзников, в ходе которой, видимо, вдохновившись первым успешным опытом, была попытка перехвата шедшего в порт Приморска нефтеналивного танкера Jaguar. Попытка почти увенчалась успехом, но, к сожалению, проявивший несознательность экипаж танкера отказался выполнять требования и, ловко маневрируя 244-метровым судном, не позволил высадить на свой борт десант, а находящуюся в стратегическом резерве ВМС Эстонии новую резиновую лодку не успели вовремя надуть.

Но мало кто сейчас помнит, что в далёком 2009 году был тизер-трейлер текущих событий, когда интернациональной командой пиратов был захвачен российский лесовоз Arctic Sea. Судно было освобождено российскими военными, пираты, шестеро из которых постоянно проживали в Эстонии, арестованы и осуждены. Российское следствие вышло на одного из организаторов — Эрика Кросса, работавшего координационным директором эстонских спецслужб (в том числе координация со спецслужбами других государств). У него вообще очень интересная биография, особенно её заграничная часть, но об этом как-нибудь в другой раз. Разумеется, эстонская сторона отрицала все обвинения, называя это российской дезинформацией. Россияне Кросса объявили в розыск, пираты получили свои сроки — на этом история тогда закончилась.

Была также статья в «Постимеес», в которой пираты, взятые в кавычки, рассказывают о себе как просто о случайных мужиках, случайно собранных в группу неизвестными, случайно оказавшихся на сухогрузе, хотя изучали чертежи нефтеналивных танкеров, случайно нашедших оружие в своих авоськах, случайно выведших оборудование для связи, случайно применивших силу к вздумавшему сопротивляться экипажу и затем случайно державших экипаж судна в неволе. Эта статья очень похожа на инфоприкрытие, в которой “так называемые пираты” оказались “жертвами чудовищной провокации российских спецслужб”. Зачем? Вопрос так и повис в воздухе. Знаете, читая эту статью, я рыдал — из сострадания к тем, кто в эту откровенную залипуху поверил.

Ну ладно, это всё дела мутные и старые, какие-то игры рыцарей плаща и кинжала. Вернёмся к вчерашним событиям. Мотивация произошедшего понятна: это переход от слов про закрытие судоходства для России на Балтике — к делу, оправдываемое необходимостью остановить так называемый теневой флот России, посредством которого финансируется “агрессивная война с Украиной”. Какие тут могут быть варианты развития будущих событий?

После вчерашней неудачи будет прекращение попыток новых задержаний? Маловероятно. Прочитал в комментариях к новости вопрос: “Кто отдал приказ на эту операцию?” Отвечаю: по всей известной информации и по логике происходящего — это межгосударственная операция, в которой основным исполнителем выступила Эстония.

Когда-то, во времена морских торговых войн, была практика каперства — это выдача великими державами разрешительного патента всяким сомнительным личностям, дававшего им законное право грабить торговые суда конкурентов или связанных с конкурентами нейтралов, выступая от лица конкретного государства. Фактически, это была практика узаконенного пиратства как способа подрыва экономической и военной мощи соперника. Не хотелось бы верить, что эту практику великие державы хотят всерьёз возродить повсеместно, выдавая “разрешительные патенты” своим “младшим партнёрам” по опасному бизнесу. Не надо быть пророком, чтобы понять, чем это нам чревато. Власти надеются, что пятая статья устава НАТО послужит нам условной Тортугой? Пиратской столицей, в тихой гавани которой мы спрячемся? Я бы на это не рассчитывал, особенно прочитав эту самую пятую статью, в которой написано, что каждое государство само определяет меру своего участия в коллективной обороне, так как посчитает для себя уместным. Проще говоря, могут просто выразить свою полную соболезнований солидарность с нами — и всё.

Чем Россия может ответить в случае продолжения подобной практики и более активного вовлечения в неё других “каперов”?

Наиболее вероятно — это сопровождение торговых судов своими военными кораблями. В таком случае государство, под флагом которого идут военные корабли эскорта, берёт на себя обязательство, что всё происходит в рамках закона. Попытки другого государства вмешаться приведут к неминуемому столкновению. К примеру, практика морских навалов была опробована ещё во времена холодной войны, см. “Столкновение кораблей ВМС США и СССР в Чёрном море в 1988 году”. Учитывая разницу весовых категорий России и Эстонии, это будет как наезд самосвала на велосипед. Можно, конечно, использовать купленные у Израиля противокорабельные ракеты, но это уже будет беспредел полных отморозков со всеми вытекающими. Так что маловероятно.

Зеркальные действия против судов, прямо или косвенно связанных с Эстонией — для этого могут быть использованы как собственные ВМС, так и возможности союзников, тех же хуситов, или организовать операцию спецслужб. И тогда желающих ходить под эстонским флагом (о малом количестве которых намедни писали газеты) может вообще не остаться, как и тех, кто захочет вести с нами морскую торговлю.

Есть ещё варианты, но это если совсем по-жёсткому — я их пока не рассматриваю. Возможности ответить у России есть. Надеюсь, это в полной мере осознают наверху. Надеюсь, они также хоть изредка смотрят на политическую карту мира и понимают, что тыкать палкой в медведя, к тому же сидя с ним в одной клетке — это в целом неумное и небезопасное занятие.

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

ВМС Эстониитоп