По просьбе читателей пробегусь по ключевым обязательствам торгового соглашения США-ЕС.
Установление единого тарифного потолка в размере 15% для всех товаров ЕС. Начиная с 1 августа, США будут применять этот максимальный тариф на подавляющее большинство экспорта ЕС.
Что это значит? Перенос производства в США для фирм, ориентированных на их рынок, становится предпочтительным, те же, кто останется, теряют в конкурентной борьбе с производителями, не облагаемыми тарифами. В первую очередь это касается автопроизводителей, а так как они являются вершиной технологической цепочки, то удар будет нанесён по всем задействованным в процессе производителям, связанным с автогигантами Европы. Однако до этой сделки тариф на машины и запчасти к ним был ещё выше — 25% плюс 2.5% (тариф для так называемых наций наибольшего благоприятствования, типа скидки для друзей США). Вроде как Европа формально выторговала снижение, однако сама при этом снизила до нуля ответные тарифы. Лекарства и полупроводники в будущем так же будут облагаться 15% тарифом, но там ситуация сложнее, вопрос касается торгового акта 1962 года, вопрос ещё будут обсуждать.
Исключение для товаров стратегического значения. На них новые тарифы не распространяются. Всю борьбу тарифов откатили назад. Самолёты, запчасти к ним, критически важные ископаемые ресурсы, некоторые лекарства и химикаты. Как и в других подобных ситуациях, США не ведут себя глупо, перекрывая самим себе то, что для них действительно важно, и что они пока не могут заменить. В этом списке наиболее интересно включение в него самолётов, при том, что американские и европейские авиапроизводители — это жесточайшие конкуренты на мировом рынке. Так что это хорошо, с одной стороны, а с другой, в этой конкурентной борьбе США привыкли пользоваться не заградительными тарифами, а несколько иными способами давления, чтобы покупатель принял «правильное» решение, и как правило оно принимается в пользу США, ничего личного, просто бизнес.
Тарифы на сталь, медь, алюминий. США и ЕС договорились вернуться к тем тарифам, которые были до этого. Причина проста, и США, и Европу на мировых рынках душат производители из других регионов планеты, в первую очередь Китай, в таких условиях враждовать ещё и друг с другом — это не иметь никаких шансов на выживание, это касается обеих сторон. Кроме того, это очень энергоёмкое производство, особенно алюминий, а поскольку с доступом к российским энергоресурсам у Европы сложности, которые она сама себе создала, то эти потребности будет удовлетворять США. У самих США таких объёмов нет, так что будет торговать российскими, выступая как посредник.
Полная ликвидация тарифов Европы на промышленные товары США.
Открытие рынков ЕС для рыболовов США, удар по рыболовам Европы, хотя для конечного потребителя хорошо, снизится цена на конечную продукцию.
Открытие рынка ЕС для фермеров США, но сама сумма незначительна и касается только товаров, которые традиционно в Европе не производят массово, например соевое масло или какао, для потребителей тоже хорошо, цена снизится, хотя есть вопросы по качеству. В США законодательство намного либеральнее к сельхозпроизводителям.
А теперь самое вкусное, но не для нас. Европа берёт на себя обязательство потратить на американские энергоносители в течение следующих трёх лет 700 миллиардов евро, плюс сорок миллиардов на микрочипы. Тут всё понятно, США осуществили свою давнюю мечту, заменили Россию собой. О том, как это в реале будет, я написал выше. С микрочипами тоже понятно, США обеспечивают себе долю на рынке, которая выпадает у них в Азии, где набирают силу китайские производители.
Поощрение инвестированию европейских компаний в США, чтобы привлечь в их экономику к 2029 году дополнительные 550 миллиардов евро. Теперь капитал вывозят не из России в Европу, а из Европы в США, создавая там новые рабочие места.
К этому соглашению стоит добавить грядущие многомиллиардные контракты с производителями оружия в США. Общеевропейскую корову следующие три года янки будут активно доить, как минимум на триллион евро, косвенные же потери, например в виде упущенной выгоды, могут стать даже больше триллиона евро. Это ещё не критично, но процессу брожения в европейских умах добавит. В полной же мере оценить негативные последствия для нас можно будет с течением времени. Эту сделку назвать для Евросоюза хорошей может или тот, кто в доле, или совсем уж недалёкий человек. Но как я написал ранее, в плохом есть своё хорошее, если вы евроскептик.
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.