Борис Тух: Если врага не видно, его надо придумать

Две дамы обнаружили «вражье гнездо» аж в центре Таллинна. Сначала политическая деятельница преклонных лет (г. р. 1943), бывший директор Национальной библиотеки, бывший мэр Таллинна и поныне активный член Партии реформ Иви Ээнмаа заявила: «Центр русской культуры не заслуживает того, чтоб его оставили в покое». А затем председательница таллиннского отделения Isamaa Рийна Сольман, та самая, что летом подняла шум по поводу т. н. Московского бульвара в парке Тондилоо, 283-метровой дорожки, вокруг которой нет ни одного здания, обнаружила, что ЦРК, оказывается, напоминает «головной офис «Русского мира».

С этими высказываниями можно ознакомиться на сайте ERR.EE, в рубрике мнений. Г-жа Ээнмаа, в частности, утверждает, что «Центр русской культуры никогда не был популярным местом для известных российских музыкантов или представителей визуального (наверно, правильнее, аудиовизуального?) искусства. Никогда — это значит никогда. Но ведь на этой сцене гастролировали Театр на Таганке, театр «Современник» и другие известнейшие коллективы.

Ну ладно, допустим, советское время для г-жи Ээнмаа не в счёт (а как же тогда её деятельность в Национальной библиотеке?). Но и в свободной Эстонии здесь выступал Константин Райкин, выступал Театр Романа Виктюка (перечень можно продолжать). И, вопреки утверждениям обеих дам, эстонские артисты тоже выступали и выступают на этой сцене. К примеру, 7 октября Komöödiateater сыграет здесь спектакль «Lumevangis» («В снежном плену» ) в постановке Эгона Нутера и с Пирет Кальда и Тыну Оя в ролях. Все трое — прекрасные эстонские артисты! 23 октября выступят Stand-up Tõnis ja Kait, 27 октября — «Клуб юмора: Sander Õigus: “Otse Kümnesse”». И т. д.

Так что г-же Сольман прежде, чем утверждать: «зачем эстонскому или зарубежному артисту выходить на сцену, над которой висит отвратительное изображение серпа и молота?», следовало бы заглянуть в афишу ЦРК.

Одна из целей, на которые обрушиваются обе дамы, (хотя, если вчитаться в их тексты, не главная), — архитектура. Здание ЦРК — образец т. н. «сталинского ампира», имперского стиля, расцветавшего где-то до конца 1950-х годов. Отсюда и лепнина на фасаде с серпом и молотом, и потолочная роспись, изображающая что-то военно-морское и по стилистике недалеко ушедшая от потолочной росписи в зале Национальной оперы «Эстония». Нравится такой стиль или нет (мне — нет, но это в данном случае неважно), однако здание уже стало историческим и архитектурным памятником. Ополчаться на этот факт — всё равно что вырезать из истории кусок в несколько десятилетий и грубыми стежками сшить концы ткани.

Кстати, Национальная библиотека, в которой директорствовала г-жа Ээнмаа, — тоже образец имперского стиля, только эпоха более поздняя, брежневский застой.

Но пафос обеих публикаций совсем в другом. В том, что «люди, которые не являются гражданами Эстонии, не изучили эстонский язык в течение более 30 лет и которые не должны иметь особых политических прав в организации жизни в Эстонии». И здесь-то собака зарыта! Осенью будущего года пройдут муниципальные выборы. И в Таллинне ситуация возникает очень любопытная.

Нынешняя коалиция, в которую входят и партия г-жи Ээнмаа, и партия г-жи Сольман, а также соцдемы, возглавляемые неподражаемым мэром г-ном Осиновским, и партия Eesti 200, которая успела за короткое время продемонстрировать свои непригодность и беспомощность. (Один наглядный пример — фарс с поисками старейшины для Ласнамяэ.) Сейчас делать выводы, конечно, рано, вдруг произойдёт чудо и на г-на Осиновского, г-на на три буквы П (Пяртель-Пеэтер Пере), г-на Яшина и других «отцов города» (таких отцов, что лучше бы стать сиротою!) волею Всевышнего снизойдёт если не мудрость, то хотя бы понимание того, какие элементарные действия нужны, чтобы обеспечить благополучие горожан. Некоторые шансы у нынешней коалиции возникают из-за того, что Центристская партия пребывает в состоянии раздрая, а флирт, затеянный г-ном Кылвартом с г-ном Мадисоном, чьи взгляды и прошлое вызывают явное отторжение, сулит очень неоднозначную реакцию.

Но с другой стороны, поддерживать нынешнюю четырёхглавую коалицию тоже очень многим претит. В общем, грядущие выборы – то ли лотерея, то ли игра в орлянку. Но какая бы это ни была игра, у неё есть определённые правила, а в высказываниях двух названных дам просматривается желание правила изменить. И обеспечить преимущество своим партиям и их попутчикам. По принципу: вы играете с неким ловким человеком в «очко». У вас на руках 21. И тут он заявляет: «Правила изменились, ваше 21 — перебор, денежки на стол!»

Иви Ээнмаа. Фото: reform.ee

 

Рийна Сольман. Фото Д. Пастухова

 

Дозволено ли шулерство в политике?

Предположим, что у серьёзных политиков на уме, то у этих дам на языке. Они выступают в качестве застрельщиц, а потом в Рийгикогу кто-нибудь предложит изменить Конституцию и лишить неграждан права голосовать на муниципальных выборах.

Прискорбно, что в обществе всё больше злобы, которую отдельные чрезмерно активные граждане и гражданки пытаются выплеснуть не на конкретных врагов, если таковые вообще есть. (Чтобы их обнаружить и разоблачить, требуются ум, способность анализировать и хладнокровия.) Куда проще кого-то объявить врагом, а затем готовить «пятиминутку ненависти», как у Оруэлла…

Возможно, у кого-то за этим стоят личные проблемы. Вот, к примеру, г-жу Ээнмаа в 2004 году собирались назначить культурным атташе посольства Эстонской Республики в РФ. Но российские власти отказали ей в визе, что, конечно, с их стороны очень невежливо. Но стоит ли через 20 лет после несостоявшейся карьеры культурного атташе посольства Эстонии в России так обрушиваться на Центр русской культуры в Эстонии? Тем более что, как сказано выше, эстонские артисты не обходят своими выступлениями этот зал. И потолочная роспись для нормальной публики, скорее, курьёзное свидетельство того, какая эстетика доминировала в сталинское время — и уж никак не агитация! Можно убрать серп и молот, можно замазать потолочную роспись, но это будет битва с призраками прошлого. А что сегодня?

Хуже всего то, что сегодня в обществе растёт критическая масса ненависти. И порою кажется, что стараются, чтобы она росла, те, кто заинтересован отвлечь внимание от насущных проблем, с которыми мы уже сталкиваемся и столкнёмся в самое ближайшее время. Зима обещает быть тяжёлой, она ударит прежде всего по наименее защищённым людям, у правительства и городских властей нет ни знания того, как с этим справиться, ни желания что-то сделать для народа. В таких условиях проще всего отвлечь внимание от собственной непригодности к управлению, стравливая людей. По национальному признаку, по наличию/отсутствию гражданства и пр.

А ЦРК для них только повод.

Пример учреждения культуры, которое раньше называлось Таллиннским русским музеем, а теперь — Музеем народов Таллинна говорит о том, что подобные вопросы можно решать уважительно и креативно. Ничего не руша, а только расширяя поле деятельности. Потомиу что здесь думали о культуре, а не о том, как бы стравливать людей.

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

Читайте по теме:

Таллиннский русский музей получил новое название

Таллинн: Переименование Московского бульвара на повестке не стоит

Борис Тух: Лорд Бертран Рассел и охота на ведьм

IsamaaИви ЭэнмааПартия реформполитикаРийна СольмантопЦентр русской культурыЭстония