Многие, с кем общались, сходились в одном — выбирать не из чего. Даже принцип «наименьшего зла» больше не работает. Оно, это «меньшее», уже столько раз обделалось, что надежды на то, что дальше будет иначе, уже нет. Всё, издохла Надя. Поэтому те, кто думают, а не просто упороты некой фобией, в этот раз шли голосовать за конкретного человека, а не за партию. После всевозможных коалиций всех со всеми и бесконечных перебежек из партии в партию стало окончательно понятно, что Эстония де-факто вернулась к однопартийной системе, при всём кажущемся богатстве выбора — на самом деле его нет. Ни внешняя, ни внутренняя политика не меняется от перемены мест слагаемых во власти.
Тогда зачем этот цирк? Для имитации демократии? Дань традиции и народная забава ради того, чтобы придать легитимности присутствию у кормушки «избранных»?
На самом деле мы много чего имитируем. В первую очередь — мнимую инновативность Эстонии.
Мы маленькое государство и могли бы быть не только военным полигоном, но и местом обкатки новых технологий и подходов. От простых до сложных. Например, если мы так топим за «зелёную повестку» и печёмся о выбросах СО2, то почему наши чиновники до сих пор катаются на престижных марках с ДВС? Почему бы им не пересесть на электромобили дешёвых марок? И так далее — до электронных выборов включительно.
На этот раз уже каждый второй проголосовал электронно. И в очередной раз звучат сомнения в чистоте данного процесса. Вроде даже собираются оспорить их результаты. Но почему мы ничего не меняем в корне? Опять лишь потому, что тех, кто ездят в престижных авто, устраивает status quo?
Хм, любую технологию можно использовать как во благо, так и наоборот. Если уж ввели электронное голосование, то реализовывать его следовало бы на блокчейн с использованием smart contract. Это же очевидно для посвящённых, но невыгодно для тех, кто пытается мухлевать. Потому что блокчейн не позволит что-то изменить задним числом или поменять данные, не оставив следа.
Кроме того, почему в течение недели можно менять свой выбор, а в последующие четыре года нельзя? Зачем этот дорогостоящий праздник песни и пляски, с декорациями и раздачей непокрытых обещаний вкупе с ненужными сувенирами, которые мы потом всем миром по факту оплачиваем? Ведь это же понятно, что никто не будет доплачивать за то, чтобы стать слугой народа. Скорее это разовая (точнее — от раза к разу) инвестиция, которую предполагается окупить в последующие годы во власти.
Почему мы не хотим признавать очевидное и продолжаем скакать на граблях, точно зная, что нас опять обманут, но те, кто это сделал, уже будут как бы «в домике» и недосягаемы вплоть до следующих выборов? И так по кругу. Почему мы не можем отозвать свой голос и поменять свой выбор в течение этого срока? Ведь этой безнаказанностью мы же сами развращаем и провоцируем т. н. «избранных», которые по факту становятся не слугами, а повелителями.
Наивно полагать, что кто-то, попав наверх в рамках и по правилам существующей системы, добровольно согласится их менять. Единственный путь — это референдум, но мы видели, что происходит с их объявлением, не говоря уже о проведении, если это не в жилу власти.
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Читайте по теме:
Выборы в Рийгикогу завершены — сколько мандатов получили партии
Вячеслав Иванов: Это сладкое слово «выборы»…
Президентские выборы — народу Эстонии, а не партиям: что требовали пикетчики у стен Рийгикогу