Борис Тух: Здравствуй, …., Новый год!

Заметки, родившиеся в ночь с 31.12.2025 на 1.01.2026.

«Недурно начинается неделя, как сказал человек, которого в понедельник вели на виселицу».

Ярослав Гашек. «Счастливый очаг».

«Как Новый год встретишь, так его и проведёшь».

Народная мудрость.

Десятки тысяч таллиннцев встретили Новый год «всухую». Нет, шампанское и прочие напитки на столах присутствовали, а вот из кранов ничего не журчало. И сбивчивым объяснениям, почему это произошло, мало кто верил. Призыв Tallinna Vesi снизить потребление воды и не засорять слив остатками пищи, салфетками и прочим прозвучал уже тогда, когда в Ласнамяэ до верхних этажей вода не доходила и их обитатели мчались в магазины за пятилитровыми канистрами питьевой воды, а на нижних этажах царило разделение труда: одни члены семей присоединялись к верхним товарищам по несчастью, а другие подставляли под ещё текущие из кранов тонкие струйки имеющиеся в квартирах ёмкости, с ужасом ожидая, когда напор иссякнет окончательно и вместо живительной влаги из крана послышится недовольное бурчание — и затем оно утихнет.

Чтобы поверить в уникально сложившиеся на наше несчастье природные условия, особенности замерзания воды в озере Юлемисте и т. д., необходимы определённые научно-технические познания; для большинства людей — это тёмный лес. Контраргументы пострадавших были однозначны: минус 5-7 градусов — это не лютый мороз, случались и более жестокие холода, но почему-то на напоре воды это не сказывалось. А попытки перевести стрелки на самих жильцов: дескать, потребляют слишком много воды и спускают в унитазы всякую дрянь, забивая трубы, воспринимались не просто как неубедительные, но и как оскорбительные. Мол, сами напортачили, а сваливаете на нас! Прочтите комментарии, появившиеся в новогоднюю ночь в СМИ, хоть по-эстонски, хоть по-русски, и увидите, что большинство комментаторов, возмущаясь испорченным праздником, обвиняли не только Tallinna Vesi, но и городские власти. И было за что. Работники Tallinna Vesi не покладая рук пытались исправить ситуацию. И не их вина, а их беда, что восстановить водоснабжение удалось только чуть раньше трёх часов ночи. Следовательно, кризисная ситуация, от первых своих признаков до ликвидации неисправностей, длилась примерно десять часов. А что делали городские власти? Вице-мэр Тийт Терик (Центристская партия), прежде занимавший самые разные должности, он и министром культуры недолго был, и председателем горсобрания, и старейшиной Пирита и Нымме, провёл совещание с участием членов городского правительства и представителей Tallinna Vesi, но информация об этом ничего конкретного не несла. Вице-мэр заявил, что город готов к различным сценариям. Но чем подкреплялись его слова? Зато он подчеркнул, что «то нынешняя ситуация стала хорошим напоминанием о необходимости быть готовыми к кризисам».

Вот именно!

Но увидели ли мы готовность властей оперативно действовать в условиях кризиса?

Здравый смысл подсказывает, что концерты, которые шли по двум каналам государственного ТВ, следовало бы как минимум прервать сообщениями о том, что творится с водоканалом и долго ли это будет продолжаться. С обращениями к таллиннцам следовало бы выступить и мэру города Пеэтеру Раудсеппу, и председатель горсобрания Михаилу Кылварту (уж ему точно, ведь больше всего пострадавших было в Ласнамяэ, доверчивые жители которого своими голосами внесли Кылварта на высокий пост), и свежеиспечённым старейшинам районов. И не на новогоднем застолье им следовало находиться, а там, где идут работы. Понятно, что никакой реальной помощи они оказать не смогли бы, но хоть чай бы заваривали для тех, кто в мороз опускался к решётке водозабора. Это многим бы внушило уверенность, что «отцы города» заботятся о тех, кто с такой готовностью отдавал им на выборах самое дорогое — свои голоса. Т. е. доверие.

Теперь изрядная часть этого доверия утекла вместе с не притёкшей в квартиры водой.

«Несмотря на непреоборимую твёрдость, они (жители города, название которого опустим) — народ изнеженный и до крайности набалованный. Они любят, чтоб у начальника на лице играла приветливая улыбка, чтобы из уст его, по временам, исходили любезные прибаутки. Начальник может совершать всякие мероприятия, он может даже никаких мероприятий не совершать, но ежели он не будет при этом калякать, то имя его никогда не сделается популярным».

М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города».

Когда никаких мероприятий совершать не надо, начальство действует так, как подсказывает великий русский сатирик. А вот когда надо? Т. е. в кризисные ситуации? Или они будут действовать по принципу, изложенному двумя другими сатириками: «Дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих»

Если верить пересмешнику Ярославу Гашеку и народу, которому в своей изречённой мудрости совсем не до смеха, так нелепо начавшийся год ещё принесёт нам сюрпризы. (Тут уж Воланд вспомнился. Правда он, успокаивая Мастера и Маргариту, добавил: «Нет, нет, это не грустно, ничего страшного уже не будет». Хочется верить. Но можно ли верить тому, кто пришёл из инфернального мира? Вдруг к нам уже подкрадывается… скажем так: белый полярный лис?)

Не хочется думать об этом в первый день Нового года. Хочется оптимизма и веры в то, что 2026-й хоть чуточку будет лучше 2025-го. Так что с Новым годом вас. И — если удастся — с новым счастьем.

Рубрика «Трибуле» носит сатирический характер, и выраженные в ней мнения могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

Tallinna VesiЛаснамяэТаллиннТийт Териктоп