Голосуй — не голосуй…

…всё равно получишь не то, что хотелось.

Свара в городских властных структурах предупреждает задолго до муниципальных выборов: отдавая голоса за любую из партий, получишь на свою шею некомпетентную и склочную горуправу и горсобрание, многие из членов которого при удобном случае готовы будут перебежать на другую сторону.

Попытка отменить плату за детские сады была популистской уравниловкой и попыткой предложивших её реформистов как-то поднять репутацию своей партии, вконец подмоченную как на общегосударственном уровне (рост цен, новые налоги, полное презрение к материальному положению людей), так и на городском (одни художества вице-мэра Пяртеля-Пеэтера Пере чего стоят). А из каких средств содержать детские сады? Убедить родителей детей дошкольного возраста, что в одном их кармане чуть прибавилось денег — и залезть в другой карман, чтобы путём очередных косвенных поборов извлечь оттуда недостающее?

Детсады развалили коалицию?

Если по справедливости, то плата за детский сад должна быть дифференцированной. В зависимости от доходов семьи. С кого-то вообще не брать денег, а с кого-то брать в два, три и более раз больше, чем нынешняя плата. Но на такое, разумеется, ни одна партия не решится: какой оркестр осмелится играть совсем не ту музыку, которую заказал клиент?

Но отчего именно на такой «детской» проблеме распался четырёхглавый монстр правящей в Таллинне коалиции? Потому, что коалицию объединяло только одно: стремление оттеснить от кормушки Кылварта и Ко и самим дербанить городскую казну. Никакого идейного единства не наблюдалось. Общего представления, как управлять городом, как сделать жизнь таллиннцев лучше и удобнее, тем более не было.

Инкубатор для бройлеров

Несчастье нынешнего поколения политиков… простите, несчастье не их, а тех, кто отдаёт им голоса, усаживает на тёплые местечки, а потом хватается за голову: того ли мы хотели, — состоит в том, что идейность, чувство ответственности перед народом, креативность и прочие достойные качества — это из прошлого. Поколение, боровшееся за независимость и добившееся восстановления Эстонской государственности, ушло. Нынче в моде выражение «политбройлеры», оно очень уж избито, но, в общем, метко: это деятели, выращенные в партийных инкубаторах и с самого начала думавшие только о карьере. При отборе «юной смены» ведущие политики — сознательно или инстинктивно — старались выдвигать тех, кто уж точно не сумеет их затмить. «Умеренность и аккуратность» считались важнее способностей и интеллекта. Молодой человек, носящий портфель за партийным лидером и бегающий для него за сигаретами, мог рассчитывать на неплохую карьеру. Качество постепенно снижалось — и упало до того уровня, с которым нам, «электорату», приходится иметь дело. Глянешь на нынешних политиков — ярких личностей там нет, пятьдесят оттенков серого. Хотя некоторые на безрыбье ухитряются посверкать плавниками.

Власть стала самоцелью. Перейти из партии, которая, пуская пузыри, идёт ко дну, в другую, вроде бы непотопляемую — легче, чем спортсмену, скажем, футболисту или хоккеисту, перейти из клуба в клуб.

Причём в спорте переходят те, кто в данный момент оказался очень нужен клубу. Талантом, упорством, готовностью биться до конца.

В НХЛ существует драфт отказов. Клубы выставляют на него ненужных им игроков. Возможно, кому-то они понадобятся: на те, убоже, что нам негоже. Но если игрока никто не заберёт, клубу придётся держать его до тех пор, пока не истечёт срок контракта.

Интересно, как бы выглядел наш политический пейзаж, если ввести в него драфт отказов.

Наверно, неутешительно для политиков.

Наблюдать за их склоками было бы потешно, если забыть о том, что они, в конце концов, сидят у нас на шее.

Зачем нам восемь вице-мэров?

Зачем Таллинну 8 вице-мэров? Зачем это было партиям — понятно, каждому партнёру — по два вице-мэрских места. Неважно, есть ли у партии люди, способные исполнять эту должность. Зато жалование-то какое!

Пока что под огнём критики за свои вице-мэрзости оказался в первую очередь человек на три буквы П. Последней каплей стал скандал с тендерами на поставку скамеек и аренду уличным туалетов. Образно говоря, скамья под П-П. Пере подломилась, он рухнул в выгребную яму и теперь старается выкарабкаться из неё. И, не успев вытереть руку, протягивает её центристам: «По словам Пере, он призвал к сотрудничеству с Центристской партией, потому что социал-демократы не хотят, чтобы Урмас Сыырумаа заменил на посту мэра Евгения Осиновского». Сыырумаа, как известно, по зрелому размышлению отказался быть мэром, так что игры в песочнице вышли на новый виток.

Шесть старейшин частей города — члены Социал-демократической партии, Isamaa и Eesti 200, сообразив, что Реформу гонят из городской власти и человека на три буквы теперь без опасений можно клевать, выступили с совместным заявлением, которое начинается с того, что, несмотря на различные мировоззрения (открытие: у них есть мировоззрения!), им удавалось поддерживать друг друга и вместе находить решения проблем. Ну а дальше идёт какая-то расплывчатая критика и перечень того, что не сделано в частях города по линии коммунального хозяйства. (Во всех прочих отношениях, судя по тону заявления, «всё хорошо и жизнь легка. Ни одного печального сюрприза, за исключением пустяка».)

Критика-то справедлива, но что сами эти старейшины делали? Особенно ласнамяэская г-жа Юрченко, которая в прошлом году стремительно бросилась от Кылварта к Осиновскому, чтобы сохранить за собой пост. И сохранила-таки, несмотря на то, что общественность в лице совета Ласнамяэ была почти единодушно против.

Лет примерно тыщи две назад один очень добрый и справедливый общественный и религиозный деятель, глядя, как народ побивает камнями блудницу, остановил расправу словами: «Кто без греха, пусть кинет в неё камень». Увы, и сегодня это остается словами вопиющего в пустыне. Это относится не столько к тому, кого за блудодейство на посту побивают условными камнями, сколько к тем, кто эти камешки швыряет. Кстати, из шести подписавших — пять дам. Нет, я ни на что не намекаю!

Сегодняшнее положение дел в Таллинне — это непрофесисонализм управления и полная импотенция городского «парламента», который не в состоянии принять никакого вразумительного решения. Что ж, это нам урок: «А вы, о Боже мой, кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли!» — сказал бы, глядя на это, Чацкий.

Однако самоуверенности у вице-мэров, которых Осиновский оставил в должностях, хватает. Вице-мэр Алексей Яшин заявил, что в свете последних событий его партия готова взять на себя ответственность и продолжить работу в горуправе. Яшин представляет собой партию Eesti 200, рейтинг который различим только с помощью микроскопа. Сам он на местных выборах в 2021 году получил 174 голоса. В горуправе он отвечает за образование и считает, что главное в его деятельности — обеспечить переход на эстоноязычное образование, он полагает, что переход проходит успешно (!). За сравнительно краткий срок сменил множество мест работы, самое близкое к его нынешнему занятию — два года учителем языкового погружения в Синимяэской школе. Думается, на таком посту должен быть человек с большим опытом преподавательской работы, разбираться в методике преподавания (которая у нас до сих пор разработана слабо) и не зацикливаться на одной задаче. Пусть даже она даёт возможность изображать бурную деятельность и рапортовать об успехах. Хотя что вы от него хотите. Нынешний (пока ещё) мэр Осиновский был министром образования, ни года не проработав в школе, и министром здоровья и труда, не имея никакого отношения к медицине. И всюду с тем же успехом, что на посту столичного градоначальника.

Кстати, о здравоохранении. Это зона ответственности Карла Сандера Казе (Isamaa). Образование — гуманитарное, хотя если человек хочет занимать такую должность, он предварительно должен на своей шкуре испытать, каково быть медиком — хотя бы месяц проработать санитаром. Лучшим вице-мэром по здравоохранению за последние 30 лет была Мерике Мартинсон, прекрасный врач и прекрасный человек, всю свою жизнь посвятившая врачеванию людей, особенно — детей. Нынче люди с такими качествами ответственных должностей не занимают. Г-ну Казе ещё в мае пытались вынести вотум недоверия с такой мотивировкой: «Игнорирование проблем нуждающихся людей, отсутствие руководства, пренебрежение к персоналу и социальной системе, отсутствие сочувствия и стратегического видения, разрушение социальной сплочённости и неравное и политически мотивированное отношение к персоналу». Но тогда коалиция была ещё сплочённой и отстояла его.

Вице-мэр по культуре Каарел Оя перешёл к коалиции по наследству от кылвартовского правления: тогда центристы слепили коалицию с соцдемами, отдав тем пост председателя горсобрания и ряд менее важных постов. Обязанности вице-мэра по образованию, спорту и культуре разделили на двое, Оя досталась культура, при удобном случае СД «нанесла удар свой ножом из-за угла»; Оя и раньше подвизался в области культуры, но его проект отдать под управление «Котла культуры» центр, с недавних пор именуемый «Мере», и другой, «Сальме» — гигантомания совершенно бессмысленная.

Есть ли альтернатива?

Если 8 июля горсобрание не изберёт нового мэра, его обязанности возложат на кого-то из вице-мэров (уж не на Пере ли?), а потом два месяца будут выбирать нового. Если же не выберут, то весь состав горсобрания уходит, а со скамейки запасных поднимаются замещающие члены. Цирк, да и только!

Если позволено высказать своё мнение, то я считаю, что руководить городским хозяйством должны не политики (чья компетентность сомнительна!), а профессионалы, отвечающие перед горсобранием, но не связанные ни с одной партией. Хотя вряд ли это осуществимо, когда власть и все связанные с ней блага все партии буквально рвут из рук друг друга, и в октябре, при существующем положении дел, придётся выбирать между плохим и очень плохим. И искать различия в 50 оттенках серого.

Это в Таллинне. Но в других городах уже складывается альтернатива имеющимся партийным спискам. В Нарве — «Список Стальнухина». В Кохтла-Ярве, правда, сложилось нечто странное под названием «Kohtla-Järve — Me Oleme Koos» – слово «Koos» внушает сомнения, а во главе списка — бывшие чиновники, замешанные в каких-то сомнительных делах, если верить тому, что опубликовано на портале ERR.ee. А вот в Тарту возник «Plaan B», и его программное заявление выглядит очень привлекательно:

«Это народное движение для тех, кто чувствует, что сегодняшняя политика утратила человечность, понимание и простую житейскую логику. Мы верим, что Эстония может быть справедливым, домашним и мудрым государством — таким, где человека оценивают не по его отдельным недостаткам, а по его труду и поступкам

Нельзя отменять человека за то, что он думает иначе политически, говорит на другом языке дома или осмеливается выражать иное мнение. Свободное общество начинается с мужества слушать, принимать и понимать услышанное.

Мы не стремимся, как сверхдержавы, менять мировые расклады, а используем свою малость разумно — в интересах своего народа, чтобы сохранять устойчивость и развиваться в международной среде — в экономике, дипломатии и общественной жизни.

Гибкость, скорость и сплочённость — преимущества Эстонии по сравнению с большими и неповоротливыми системами. Мы действуем с прямой спиной и эстонским упрямством, оценивая все возможности в интересах своего народа, а не чужих сил.

Эстония должна быть военно нейтральным государством, и гарантией этого нейтралитета должно быть то, что независимая Эстония будет необходима всем великим державам, а не чьим-либо военным слугой.

Нельзя молчать из страха, если государство ошибается, лжёт или ведёт чужие войны от нашего имени».

Кажется, это единственный из фигурантов будущих выборов, который ориентируется не на расслоение общества, не на конфронтацию по национальному и прочим признакам, а на сплочение, которое в это трудное и опасное время так необходимо.

Но это, к сожалению, в Тарту, а не у нас.

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

Читайте по теме:

Осиновский утверждает: Выбор Партии реформ — коалиция с центристами

Реформисты в Таллинне: С нынешним мэром больше продолжать нельзя

Кандидатом на пост мэра Таллинна от реформистов стал Урмас Сыырумаа

Алексей ЯшинЕвгений ОсиновскийКарл Сандер КазеМерике Мартинсонместные выборы — 2025политикаПяртель-Пеэтер ПереТаллиннтопУрмас Сыырумаа