Вячеслав Иванов: Плюс американизация всего и вся!

Только давайте сразу договоримся: если вы надеетесь, что я сейчас начну вштыривать по самое не могу этим америкосам, а заодно пиндосам и их подпиндосникам, то это не ко мне. Как говорится, не мой формат.

К Соединённым Штатам Америки я всегда относился, отношусь и, скорее всего, буду относиться с глубоким уважением (как, впрочем, и ко всем прочим странам и народам), что, однако, нисколько не мешает мне видеть их отрицательные, а то и вовсе отвратительные черты и особенности. Но сейчас речь не об этом…

Держись, корова из штата Айова!

Кому посчастливилось изучать основы научного коммунизма или хотя бы историю КПСС, тот с лёгкостью уличит меня в неточности цитирования вождя мирового пролетариата, который подарил человечеству гениальную формулу: «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны».

С целью успокоить этих приверед и педантов, заверяю: я эту бессмертную фразу, высеченную в скрижалях «учения всесильного, потому что верного», выучил настолько, что она у меня от зубов отскакивает. Как и её дополнение, сформулированное полвека спустя беспокойным продолжателем дела Ильича, обещавшим показать этим буржуям Кузькину мать (кстати, так и не сдержавшим слова): «Плюс химизация народного хозяйства».

А поскольку сейчас уже неясно, про какую всю страну речь, а также чьё народное хозяйство следует подвергнуть химизации ради счастья всего человечества, то я и предлагаю наиболее короткий и при этом максимально универсальный вариант: «всего и вся». А коммунизм? Да ну его!

Теперь по существу вопроса. И электрификация, и химизация подразумевают необходимость предпринимать некоторые, и очень даже неслабые, усилия для их воплощения в жизнь. Тогда как американизация, вопреки довольно распространённому заблуждению, каких-то особых, специальных усилий не требует.

Это не значит, что для её реализации не нужны совсем никакие затраты. Просто затраты эти носят, я бы сказал, скорее сопутствующий характер, и величина их прямо пропорциональна пожеланиям «клиента»: хотите получить лучший результат — вкладывайтесь (или выкладывайтесь, в данном случае эти понятия идентичны) по полной. Хотите попроще и подешевле — соответственны и затраты. Можете вообще не американизироваться — никто не неволит. В том-то и заключается главная фишка этого увлекательного процесса.

В нашем соцлагере представления о лучшем, о самом передовом и наиболее эффективном всегда сводились к сравнительно-соревновательной лексике: обгоним и перегоним Америку (она была символом Запада вообще) по производству всего — чугуна, хлопка, стали (про свинец не помню — видимо, с этим металлом в СССР проблем не было), пшеницы, яиц и молока… Так и стоит перед глазами картинка с обложки журнала «Крокодил»: бравый колхозник со звездой Героя соцтруда на груди нахлёстывает вожжами родную Бурёнку с налитым выменем и довольной мордой, обгоняя весьма субтильную коровёнку, которой правит ихний растерянный ковбой в клетчатой рубахе и характерной широкополой шляпе. И наш задорно выкрикивает: «Держись, корова из штата Айова!»…

Что американцу хорошо, то русскому… как?

Видите — меня постоянно выносит на идейно-политическую составляющую. Что поделаешь, так мы воспитаны, так нас приучили думать и чувствовать. Надо во всём догонять и перегонять их! А раз надо именно так, значит у них всё лучше и качественней. Это формируется уже на подсознательном уровне.

Хотя понятно же, что если «у нас» что-то плохо, то «у них» то же самое вовсе не обязательно хорошо. И не надо далеко ходить за примерами: один ихний Трамп сегодня двух Путиных стоит… Подчёркиваю, впрочем: только на сиюминутном этапе и только в вопросе военной помощи Украине.

Вообще политический матч «США — Россия» приобретает со стороны последней всё более явственные шизофренические черты америкофобии/америкофилии. Вот отчего это, скажите на милость, деловой супер-квартал в центре российской столицы назван Moscow-City, а не как-нибудь иначе, скажем, «Слово и Дело»? В смысле, мол, наше слово крепче железа, сказано — сделано…

Ведь даже архитектурно этот City мало чем отличается от всех иных, заморских. Ну, некоторая конструктивная оригинальность присутствует, но этим сегодня никого уже не удивишь: небоскрёбы они и есть небоскрёбы. А ведь даже бывший Калининский проспект, ныне Новый Арбат, увенчанный «развёрнутой книгой» здания бывшего Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), хоть и был острословами сразу окрещён «вставной челюстью Москвы», но всё-таки отличался определённой оригинальностью, сохраняя её и по сей день.

Вот только не надо мне заливать насчёт Ülemiste City. Во-первых, эстонские — что политики, что рядовые обыватели, что бизнесмены — никогда не скрывали своих откровенных симпатий к заокеанской державе и даже в самые суровые советские времена особым рвением в антиамериканизме не отличались.

А во-вторых, чего уж там, мы реально последние тридцать лет ориентируемся на Вашингтонский обком. А вот где тот особый путь, про который неустанно твердят в Кремле и его окрестностях? Даже про «третий Рим» уже никто не вспоминает, зато «второй Уолл-стрит» — пожалуйста! Не ровен час, вот-вот превратится Москва из «второго» в «первый». Предлагал же Остап Бендер переименовать первопрестольную в Нью-Васюки…

По той же, видимо, причине старые добрые расстегаи, кулебяки и гурьевские каши безропотно пасуют перед гамбургерами, стейками и хот-догами, не говоря уже про попкорн, а наливки, сбитни и квасы просто сливаются — в прямом и переносном смысле — рядом с пепси- и кока-колами…

Должен признаться, мне самому страшно жаль прежних уютных таллиннских заведений с такими милыми «жанровыми» названиями «kohvik» и «maiustused», которые вытеснены интернационально-универсально-безликими пабами, барами и фаст-фудами. Американским стал вообще образ жизни. Абсолютно несвойственные европейскому вообще и русскому в частности национальному характеру безграничные офисные пространства совсем без стен или, как снисходительно-компромиссная уступка, с перегородками, — либо чуть выше пояса, либо в рост человека, но категорически прозрачными. А эти кухни-гостиные, где, конечно, удобно подавать на стол блюда буквально с пылу с жару, но всем ли гостям приятно обонять все эти кухонные запахи?.. Но самое смешное — всё это перенимается совершенно добровольно. Я никогда не слышал, чтобы агенты ФБР/ЦРУ или подразделения морской пехоты США забрасывались в ту или иную страну специально, чтобы внедрить там гамбургеры и пепси-колу. Да ладно ещё, если бы речь шла о местах, где американцы обосновались всерьёз и надолго: там они и ведут себя, как привыкли дома, а аборигенам не остаётся ничего иного, как вежливо подражать гостям. Но в России-то, где америкосов, мягко выражаясь, так не любят…

Нет, нет, не постигаю, хоть режьте меня! Это просто мистика какая-то…

Читайте по теме:

Хуссар в США: Украина нуждается в поддержке Запада до победы

Комиссия Рийгикогу: Спасибо США за военное присутствие в Эстонии

Эстонская налоговая система — самая конкурентоспособная, считают аналитики из США

политикаСШАтоп