Вячеслав Иванов: Почему мы такие дураки? Хотя не все, конечно…

То, что сегодня достигает глаз и ушей аудитории при посредничестве СМИ, назвать журналистикой можно с большой натяжкой. На девяносто процентов (плюс-минус туда-сюда пара-тройка цифр) это пропаганда. Слишком много в большинстве публикаций оценочно-субъективного мнения, слишком дотошно разбираются по косточкам личностные качества действующих в публичном пространстве персон, слишком усердствуют авторы, раздавая плюшки и плюхи своим героям и антигероям.

Вопреки вероятным ожиданиям, употреблённая в заголовке грубая характеристика не имеет отношения к нашим, вашим, «ихним» и т. д. политическим симпатиям или антипатиям. Она вообще не имеет отношения к политике в любом виде, поэтому предыдущий абзац следует воспринимать как попытку откреститься от этой темы вообще. Ей-Богу, надоело всё видеть только сквозь призму соблюдения/ущемления чьих-то прав, свобод и интересов, обмана (он же предательство) доверчивых избирателей, а также с учётом иных мало-высоко-симпатичных критериев активной социальной деятельности. Проще надо быть, и к тебе кто/что-нибудь потянется…

Памяти себя, любимого, посвящается

Приложенное в качестве иллюстрации к данному посту фото — это натюрморт, который, не претендуя на художественную ценность, украшает одну из моих книжных полок. Он был создан мною девять лет назад и с тех пор многократно подвергался варьированию в поисках наиболее удачной композиции — при неизменном наличии именно этих составляющих, ничего не прибавляя и не убирая. Потому что важны как раз они, а их локация вторична.

На самом деле главная смысловая деталь скрыта. Это содержимое портсигара: пять штук сигарет — ровно столько, сколько их было на момент возникновения самóй идеи. Однако если выставить их на всеобщее обозрение или хотя бы назвать марку, это будет расценено (и совершенно справедливо!) как реклама табачных изделий. Таковых намерений у меня не было, нет и уже точно не будет.

Написать на эту тему меня подвигло одно соображение.

Давайте начистоту: мы все бываем рьяны, выискивая виноватых. В чём? Да в чём угодно. В маленькой зарплате. В дороговизне продуктов и недвижимости. В плохой работе коммунальных служб и в коррумпированности чиновников. Да что там перечислять — вы и сами всё знаете. И я, безусловно, обеими руками и вообще всем, чем угодно, готов подписаться под каждым из этих пунктов и под многими другими.

Но мы-то сами? Я не о высоком — за кого голосовали, кого избирали, кому доверяли… Я об элементарном, проще некуда: что лично мы делаем для себя.

Следующий абзац прошу не показывать несовершеннолетним.

Я начал курить в четырнадцать лет. Более-менее регулярно — в шестнадцать. Зачем? А то вы сами не знаете. Чтобы стать взрослым. Чтобы выглядеть серьёзным мужиком. Ну, где-то вот так…

Далее — как у Марка Твена: «Нет ничего проще, чем бросить курить — я сам делал это сотни раз». И опять-таки: а зачем бросать?! Мне же нравится.

Я знаю: брошюры о вреде алкоголя пишутся для трезвенников, а курения — для староверов. Но иногда сказка про жареного петуха и про мужика с громом становится былью…

Не стану вдаваться в подробности, но когда девять лет назад врачи поставили мне диагноз, я вышел из себя. Не в смысле «разозлился», а практически буквально. Знаете, есть такое выражение — прийти в себя. А я вышел. По улицам ходил мой муляж. Такой зомби.

Понимаете: я не бросил курить. Я просто забыл про это. А потом обнаружил в кармане портсигар и зажигалку. Не помню точно, которую из них, поэтому в композицию натюрморта включил обе имевшихся на тот момент в наличии.

Как известно, дословный перевод слова «натюрморт»: мёртвая природа. Что-то вроде памятника себе самому, который мог бы быть воздвигнут, если бы…

Кстати, я совсем не помню точную дату, когда именно выкурил последнюю сигарету. Это к тому, что существует поверье, будто если заядлый курильщик бросает, то он уже до конца жизни не забывает тот день и час… А я курил, худо-бедно, полвека.

Кто не курит и не пьёт…

Борони Бог, никому не пожелаю именно такой способ отказа от курения. И вообще это не моё дело.

Зуб даю, куда легче, проще и приятнее поносить каких-нибудь центристов, соцдемов или ekre-шников, пририсовывая им рога, копыта и хвосты. На худой конец валить вину за всемирные катаклизмы, скажем, на Израиль, Зеленского или Трампа. Тем более что изрядная доля истины в этом будет присутствовать. Да я и сам не прочь иной раз пририсовать или свалить (вину). Издержки профессии, что поделаешь…

Но иногда всё-таки полезно отвлечься от изысканных мудрствований. Эмпиреи — эмпиреями, а ходим-то по земле. Ещё раз: проще надо быть. И я напрочь отказываюсь понять человека, которому говорят: если будешь курить (пить), тебе оттяпают ногу (ну, ампутируют, если так приятнее), а он продолжает. Назло кондуктору!..

Есть такая залихватская шутка: кто не курит и не пьёт, то здоровеньким помрёт. Правда, смешно. А если прочесть в обратном порядке? Смешно, но правда. Пока не заглянешь за черту — не поймёшь, насколько это важно: помереть здоровеньким. Не охота заглядывать, согласен. Но всё равно придётся. Так что, оптимистично выражаясь, все там будем, важно — как.

…Наверное, было бы вежливее озаглавить этот текст как-нибудь более тактично. Типа «Портсигар на книжной полке». Или, скажем, «О вреде курения», особенно присовокупив «в общественных местах». Но, согласитесь, вряд ли вы тогда стали бы это читать. А так, глядишь, слегка развлеклись…

Читайте по теме:

20 лет борьбы с курением в ЕС: возможно ли будущее без табака?

Доклад ВОЗ — назван главный «убийца» в Европейском регионе

Курение в общественных местах в Эстонии всё ещё обыденно — опрос

курениетоп