«Литературная газета», рупор прогрессивно мыслящей советской интеллигенции поколения так называемых шестидесятников,одно время вела на своей 16-й (и последней) странице юмористическую рубрику «Рваные фразы». Идея была проста, как всё гениальное. Брали известный афоризм или пословицу/поговорку и обрывали в неожиданном месте. Получалось забавно. Например: «Я мыслю, следователь…». Или вот: «Всё течёт, всё из меня…». Но шедевром, по-моему, было наставление: «Не рой другому яму сам…».
Лидеры наших социал-демократов, с большой долей вероятности, не читали «Литературку» тех времён, а рассказать им о ней тоже было некому. Иначе они (лидеры) ещё подумали бы, сливая своих партнёров по коалиции в столичном горсобрании — центристов. А может, и не подумали бы… И даже скорее всего, не подумали бы. Потому что это же так приятно: стоя за спиной знаменосца, вовремя что-нибудь вогнать ему в эту спину, чтобы затем выпадающее из его рук знамя подхватить. Вместе со всеми бонусами в виде городского бюджета и прочих преференций…
Таллинн — город прифронтовой
Особое предложение: в рассматриваемом случае слова «рыть яму» следует понимать одновременно как в фигуральном (по пословице), так и в буквальном смысле. Причём не просто буквальном, а чисто конкретно: имея в виду ямы, траншеи и котлованы, коими сегодня изрыты едва не все улицы столицы, превращая городской пейзаж в иллюстрацию к репортажу о бомбардировке или артобстреле (тьфу-тьфу-тьфу!) жилых и деловых кварталов. В стиле недавней шоковой пиар-акции с апокалиптическими баннерами, изображающими руины таллиннских спальных районов после такого (слава Богу, гипотетического) нападения.
На днях вот закрылись (судя по всему, надолго) ещё несколько улиц, включая и без того не ахти какую просторную, но очень важную для трафика через центр магистраль Суур-Амеэрика и улицу Ластекоду, к которой привязано движение в окрестностях Центрального рынка. Таким образом, езда по кварталам вблизи Тартуского шоссе, с учётом нескольких начатых ранее дорожных ремонтно-строительных раскопок (например, на улице Юхкентали), окончательно перешла в разряд увлекательных аттракционов и экстремальных автошоу с элементами оперативного спортивного ориентирования на местности.
И это всё — в дополнение к уже становящимся привычными пробкам на всём пути следования будущего трамвайного маршрута из аэропорта к А-терминалу; плюс закрывшийся автобусный терминал в торговом центре «Виру»; плюс разбросанные там и сям точечные удары экскаваторными батальонами и бульдозерными ротами по всему городу…
У малосведущего читателя может возникнуть неверное впечатление, что во всём виноваты предыдущие городские власти, которые затеяли всю эту бодягу с магистральным долгостроем; а новым, которые пришли в мэрию по итогам чрезвычайно длинной и запутанной, но сугубо демократичной (sic!) многоходовой комбинации, теперь приходится за своих предтеч отдуваться. Но, дескать, они сознательно пошли на такой героический шаг, чтобы пресечь воцарившийся на таллиннских транспортных артериях административно-хозяйственный беспредел.
Бюджет пилят — опилки летят
Собственно, и без специальных знаний понятно, что строительство дорог — дело сугубо затратное. Уже вся подготовка к укладке нового дорожного полотна или ремонту старого — занятие суетливое и требующее очень больших усилий. Выемка грунта (выкапывание ям, если проще), его складирование, заполнение образовавшихся траншей/котлованов новым — в соответствии с потребностями (песок, щебень такой фракции, гравий другой фракции, то, сё)… Затем прокладка коммуникаций, буде таковые присутствовали или обязаны присутствовать по проекту. Затем снова засыпные работы, установка, если требуется, бетонных или железобетонных конструкций — коробов, панелей, блоков. При необходимости их изготовление на месте. А ещё металлическая сетка, укладываемая в основание дорожной подушки или по её верху. А ещё, а ещё, а ещё…
Если строго следовать действующим стандартам, то, скажем, на каждый погонный метр шоссе положено уложить (извините за аллитерацию) N кубометров щебня, Y таких же кубов песка, Х — гравия, далее по списку, вплоть до битума и собственно асфальта. И, по мере надобности, — бордюрный камень гранитный, бетонный или ещё какой; плюс дорожная или там тротуарная плитка…
В общем, хлопотная работёнка. И ключевые слова — «если строго следовать». А если не очень строго, то… Вот вы опять не поверите, но у такого ремесла есть тьма искусников. А самое главное: проверить, уложено ли в упомянутый погонный метр необходимых, условно, два кубометра щебня или только полтора, невозможно.
То есть теоретически можно, но на практике это дороже, чем проложить такой метр. Учитывая, что его надо же будет потом и восстановить, эта дорога станет золотой.
Так что строительство/ремонт магистралей в ловких и натруженных руках — это настоящий Клондайк. Или Эльдорадо, если вам так больше нравится…
Куда деваются сэкономленные таким незамысловатым способом полкубометра щебня — это не ваше дело. Найдутся умные головы, и вас не спросят. А учитывая, что этих самых, погонных, несколько десятков тысяч, то овчинка выделки очень даже стóит. Причём, что характерно: если то же самое проделать, скажем, при возведении зданий или иных N-этажных сооружений, то рано или поздно, но точно в обозримом промежутке времени, обнаружатся либо трещины и щели, либо крен всей конструкции. А в худшем, для всех, случае она вообще рухнет.
С дорогой такого произойти не может по определению.
Не всё, что прошло, так уж мрачно
Если у читателя сложилось впечатление, что автор в корне против ремонта старых и строительства новых дорог, то спешу разочаровать: вовсе даже и не против. То есть настолько не против, что совершенно точно — за! Но как-то хорошо бы с умом…
Что автомобильный трафик в Таллинне давно и настоятельно требует профессионально грамотного вмешательства и кардинального решения — это даже к бабке не ходи. И простой замены покрытия или даже всей дорожной «подушки», с красивой последующей разметкой по полосам «для пешеходов, для автобусов, для велосипедов» и так далее, недостаточно. А что следует считать достаточным?
Да это тоже не бином Ньютона. Настоятельно требуется непосредственно в центре построить двухуровневую (как минимум) развязку. Последний масштабный объект такого рода был сдан, если мне память не изменяет, в конце семидесятых годов прошлого (!) века — виадук на Пярнуском шоссе. Позднее был пущен в эксплуатацию сравнительно неплохой, но сегодня уже требующий усовершенствования транспортный узел в районе пересечения Тартуского шоссе и магистрали Ярвевана, но это уже не центр города.
Строго говоря, и Пярнуский виадук — не совсем центр, но выход на Ярвевана теэ — это вообще выезд за черту города. В указанной локации ничего подобного уже давно не было, хотя и так же давно просится. Спасибо мрачному наследию прошлого, скоростной магистрали Лаагна теэ, с доброжелательной фамильярностью именуемой в народе «канавой», без которой Таллинн уже задохнулся бы в транспортном коллапсе. Что мы, кстати, чуть и не получили, когда в «канаве» бесчинствовал Голливуд со своим блокбастером Tenet. И всего-то на несколько недель…
А заодно уж — составить и соблюдать (!) рациональный график таких работ, чтобы не парализовать одновременно несколько наиболее значимых транспортных потоков в черте города.
…В общем, знамёна — знамёнами, а ямы надо рыть с умом. Иначе… ну, вы же сами понимаете…
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Читайте по теме: