Гайчонок: Ирландская оговорка

"Ирландская оговорка" - особый механизм, встроенный в санкции ЕС против РФ, позволяющий компаниям ЕС свободно работать и нарушать санкционные ограничения. Разбираемся...

Я очень удивился, что огромное количество сделок между европейскими и российскими компаниями продолжают иметь место быть. «Не может такого быть!» (подумал наивный я), чтобы забюрократизированное европейское законодательство позволило бы таким грубым нарушениям безнаказанно существовать… годами!!!

Но я сильно ошибался! Оказывается, как и многое из того, что кажется нам «неожиданным», это только для нас «неожиданное» явление, а на самом деле — запланированный и вполне ожидаемый результат!

«Ирландской» оговорку назвали потому, что именно Ирландия очень активно продвигала эту «оговорку», которая существует сегодня в каждом пакете санкций ЕС.

Критики считают эту оговорку лазейкой, которая делает европейские санкции «беззубыми». А сторонники утверждают, что без неё компании ЕС подвергались бы чрезмерному юридическому риску даже при самой добросовестной работе.

Итак, в каждом из 18 пакетов санкций аккуратно прописаны аж два механизма, полностью блокирующих применение санкций к европейским компаниям-нарушителям.

1. «Развод активов»: это когда дочерняя фирма «не под контролем» российского акционера. Пример — европейская компания-агрегатор является законным представителем сотни или тысячи европейских фирм, акционерами которых являются россияне.

Формально, каждая такая «российская» компания может попасть под санкции ТОЛЬКО если российский акционер проведёт смену правления на российских резидентов. То есть схема «российский акционер» + «европейский член правления» полностью исключает возможность наложения санкций на такую компанию, поскольку юридически россиянин-акционер НИКАК не может управлять своей компанией.

То есть, европейская фирма, где папа-россиянин — акционер, а его сын — гражданин ЕС — член правления, никак не может попасть под санкции. То есть то, что «европеец» проводит политику «россиянина», юридически никак не доказуемо!

2. «No Russia Clause»: до 2022 года если европейская компания открыто нарушала санкции, но заявляла что «не знала о ре-экспорте в Россию», то она НЕ попадала под наказания за нарушение санкций. С 2022 года эта лазейка фиктивно чуть сузилась.

Теперь наказания за ре-экспорт можно избежать ТОЛЬКО если в контракте на экспорт (из ЕС) указано:

  1. что «ре-экспорт в РФ запрещён»
    И

  2. за нарушение этого пункта в контракте прописаны штрафные санкции.

То есть если немецкая фирма Siemens продаёт газовые турбины в Казахстан, прописывает запрет на ре-экспорт в РФ и штрафные санкции (например 1 евро), то такая сделка никак не может попасть под санкции ЕС. Или, даже если такие штрафные санкции указаны в 1 млн евро, то в случае обнаружения нарушения можно же просто НЕ требовать выплату штрафа у казахов.

Вот и получается вечное: кому война, а кому мать родна! Вот! Оказывается КАК присяжный адвокат-партнёр Кайя Сиймовна Каллас муженька своего родненького легально из-под санкций вывела!

Безнаказанное нарушение санкций — это не коррупция, как раз таки наоборот: безнаказанное нарушение санкций — это хорошее знание закона!

Всем мира, любви и добра! Нет войне!

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

 

"ирландская оговорка"ЕСРоссиясанкциитоп