1990 год. Я — один из ведущих советских журналистов в странах Скандинавии, по статусу — руководитель главного инфоканала АПН в странах Северной Европы… Живу там. На днях мельком «общнулся» с давним (с 1984 года) и хорошо знакомым публицистом Леннартом Мери в буфете финского парламента Эдускунты; он тут в роли министра иностранных дел ЭССР… Пишу в центральные газеты СССР, коллеги «разговорного жанра», почти все командировочные, говорят по ТВ-каналам СССР и всесоюзному радио о том же, с места… Сейфуль-Мулюков… Со многими на «ты».
Сижу вечером среди младофиннов (финские молодые националисты) в Хельсинки в пивном баре, человек сто, дым коромыслом… С финнами запросто, ибо говорю по-фински как на родном, не отличишь… Вдруг на сцене с тапером-гитаристом появляется парень и кричит в микрофон, что из Эстонии приехала «к нам в гости большая перестройщица Марью Лауристин»…
Дамочка выходит (думаю, знаете, кто это)… Длинная разухабистая речь, явно учитывает характер места и публики… Звучит и о русских: «…нам нужно, чтобы у нас в Эстонии осталось только примерно 15% русских, но молодых, нам же нужны чёрные рабочие руки! Ха-ха-ха!». Финны даже не смотрят на меня, я для них — «Олли» (от «Волли» — Вольдемар — Владимир), свой парень, а что советский — все забыли, пива выпито уже много, говорю с ними на их родном языке без акцента…
Теперь, 35 лет спустя. Говорит мне дочь одного эстонского знакомого (я эстонец по матери, и эстонский — первый родной) в связи с министерством образования, где министр Кристина Каллас (её русская мать Любовь, инженер из Ярославля родом, до сих пор по-эстонски не говорит): «Там установка — от министра и от всего правительства — чтобы русские дети не могли в целом конкурировать с эстонскими при поступлении в вузы. Сейчас их школы закрыли, но в эстонских только очень талантливые смогут успевать, а таких по пальцам посчитать… Неважно, что они математику по-эстонски не могут тянуть без родного языка так, как эстонцы. Это и нужно, чтобы не тянули. Но назрела уже новая проблема — надо, чтобы русские дети нигде не получали образования, чтобы они не могли конкурировать также с… русскими детьми в России при поступлении в российские вузы, если это вздумается им и их родителям. А для этого надо перекрыть каналы частных школ в Эстонии на Россию, на русский язык вообще, или их договорённостей с российскими гимназиями о шефстве, да и саму возможность уезжать для поступления в российские вузы… У нас начальство и власть считает, что нужны ЧЁРНОРАБОЧИЕ…».
Знаю эстонцев, мне родных, изнутри. Всё делается десятилетиями, молча, но со знанием главной цели… Раба лечит только, знаем что. Ибо раб не хочет быть свободным, раб хочет быть рабовладельцем. Это и отражается в политике их ВСЕХ правящих партий к русским уже 35 лет…