Ингерман: государство существует ради членов общества, а не наоборот

Внутриполитическая борьба в Эстонии, по мнению автора, всё чаще принимает характер избирательного применения силовых и судебных ресурсов («Капоратуры») для давления на оппозиционные силы. На примере ряда громких дел и карьерных траекторий ключевых фигур прослеживается, как инструменты «глубинного государства» используются в политических целях. Критической точкой, по мнению автора, стало недавнее решение Государственного суда, фактически разрешившее прокуратуре и спецслужбам устно санкционировать утечку компрометирующих данных о гражданах, даже если уголовного дела против них не возбуждено. Это создаёт опасный прецедент, стирающий границы между законностью и произволом.

Очень много букв, очень! Не могу никак избавиться от недостатка — желания обосновать свои утверждения. Вынужден расписывать контекст, хотя и понимаю, что 99% людей на него совершенно наплевать, их дело — «сторона».

Всё-таки любопытно наблюдать за борьбой «нанайских мальчиков» и девочек внутри эстонского «глубинного государства». На данный момент с разгромным счётом ведёт его «либерастическая» часть. Понятно почему: на её стороне играет сила, которую кто-то почти гениальный назвал Капоратурой. Производное от двух слов: КАПО и прокуратура. Это то, что в других юрисдикциях называется «силовой блок», «силовики».

На графоманию меня пробила не сама эпическая битва, но связанные с ней информационные всполохи, которые должны вызывать чувство внутреннего протеста у любого человека, ещё не превратившегося в конформиста в превосходной степени. Об этом — в конце.

Осознаю: кто-то скажет, что я чистый конспиролог, ведь использую слова-маркеры — «капоратура», «глубинное государство». Давайте посмотрим на подбор фактов. Если где ошибусь — исправления приму с благодарностью и трепетом. Всё это к вопросу об утке, которая выглядит как утка, ходит как утка и крякает как классическая утка.

Мадам, чтобы не сказать proua, Лавли Перлинг. Из личного: была супругой главы КАПО Юри Пильва, а ныне — жена заместителя председателя КАПО Мартина Перлинга. Делала карьеру в прокуратуре с 1996 года; восхождение было стремительным. Венчало карьеру назначение генеральным прокурором Эстонии в 2014-м. Полномочия истекли в октябре 2019-го.

В апреле 2019 года в Эстонии образовалась правящая коалиция EKRE–Isamaa–Keskerakond, вызвавшая бурю негативных эмоций у абсолютного большинства по разные стороны баррикад. Критики было значительно больше, чем одобрения. Вопреки ожиданиям (из-за жёсткого противостояния с EKRE, которую считали действующей далеко не нейтрально), полномочия Лавли Перлинг на посту генпрокурора не были продлены.

Какое-то время она трудилась на поприще реформирования прокуратуры Украины. Затем у неё стали публично проявляться политические предпочтения: она открыто поддерживала движение «Parempoolsed» («Правые») внутри партии Isamaa, что ожидаемо вызвало «неудовольствие» прокуратуры — прокурору негоже заниматься политикой, это запрещено.

В январе 2021 года прокуратура предъявила подозрение в коррупции Центристской партии и ряду её членов. Слизняк Ратас на посту премьера подал в отставку, коалиция распалась. Кстати, к тому времени коалиция почти договорилась провести второй в истории Эстонии референдум. Экреисты очень хотели вынести на голосование вопрос, является ли брак союзом мужчины и женщины — и только так. Совпадение? Видимо, да, учитывая, что говорилось противниками референдума тогда, и дальнейшие события.

В феврале 2021-го Лавли Перлинг ушла из прокуратуры с кличем «так моё слово будет свободным!» — после чего официально вступила в стройные ряды Isamaa. В партии началась ожесточённая борьба за власть. Лавли возглавила «либеральную» фракцию «правизны», отвергающую, помимо прочего, саму идею союза с силами типа EKRE или Центристов. Кое-кто рассматривал это как попытку рейдерского захвата партии.

Самое время ввести в текст Парвела Пруунсильда. Это один из эстонских олигархов. Член Isamaa с 1999 года и её основной спонсор. Кстати, он деньгами поддерживал также EKRE, и центристов, и целый ряд НКО, не считая банальной благотворительности. Так вот, Парвел Пруунсильд во внутрипартийной борьбе поддержал оппонентов Лавли Перлинг, в частности, давал бабло на НКО «Isamaalised», оппонировавшую «Parempoolsed».

По итогам внутрипартийных выборов Лавли Перлинг проиграла, вскоре её и ряд других активистов исключили из уже не столь стройных рядов Isamaa. В августе 2022-го была основана партия «Parempoolsed», а её председателем избрали Лавли Перлинг.

На полях: «Parempoolsed» — это, на мой субъективный взгляд, очередной гомункул типа «Eesti 200», проект «глубинного государства». Их у нас уже было — электоральное стадо алчет разводилова.

На парламентских выборах 2023 года оглушительную победу одержали либерасты. Реформисты, банально обманувшие лохов, отдавших им голос, а также, тьфу, прости господи, Eesti 200 и соцдемы создали правящую коалицию. Кстати, «Parempoolsed» для новичка показали очень достойный результат — более 2% голосов.

Любопытно, что без особого промедления усилиями парламентского большинства понятие брака распространилось и на прочие «формы сожительства». Хотя из уст реформистов ранее звучали утверждения, что такого и в планах нет. Тут не было мемного «читайте по моим губам», но факт: в их программе даже намёка не было на такой «прогрессивизм».

Дальше либерасты во власти стали отрываться по полной программе, последовательно принимая решения, которые даже жестоковыйного эстонца заставляли впадать в ступор. Спасают столетия порки на конюшне по указанию «барона». Многое готовы вытерпеть почти безропотно, особенно если размахивать перед глазами жупелом угрозы с Востока — а эта мулька уже родом из второй трети прошлого века, очень актуальная и по сей день. Пропаганда работает на полную катушку 30+ лет.

Начал рушиться рейтинг партии для хомячков Eesti 200, надо было срочно вводить в игру «Parempoolsed». А это проще всего сделать, гнобя Isamaa, так как у этих двух сил примерно одинаковый электорат.

31 мая 2023 года Капоратура объявила о подозрении Парвелу Пруунсильду, а также другому члену Isamaa, по совместительству заместителю мэра Тарту, в коррупционном деянии. Лень описывать содержание, там всё забавно. К корректности действий «правоохранителей» было много вопросов. Жернова мелят медленно, процесс пережёвывания Пруунсильда продолжается и по сей день.

Что характерно: всё это время рос рейтинг Isamaa, а также «Parempoolsed», которые на данный момент уверенно прошли бы в парламент. Но такое ощущение, что к ним скорее перетекает какой-то другой избиратель, не Isamaa.

В этом году состоялись выборы в органы местного самоуправления. И тут в Таллине наметился союз Isamaa и центристов. Опять двадцать пять! В эстонском политическом болоте разразилась очередная буря.

Разве капоратура могла остаться в стороне? Нет, конечно. Из загашника вытащили давно собираемое досье на Беседина, которому предъявили обвинение в антигосударственной деятельности. Более чем очевидно: это был удар по центристам и одновременно попытка сделать союз с ними для Isamaa токсичным. Не помогло — коалиционные переговоры продолжились.

Последовал следующий удар. Было объявлено, что Парвел Пруунсильд подозревается в незаконном финансировании Isamaa. Причём он делал это посредством финансирования НКО «Isamaalised» (см. выше). Вот честно, это просто смешно — уголовное дело завели. Во множестве других подобных сомнительных случаев уголовных дел нет. А то, что у нас существуют мириады НКО (а их ведь кто-то финансирует, в том числе государство), вполне очевидно продвигающих повестку других политических сил, — куда этот научный факт девать?

Чего уж, пора бы привыкнуть, что «правоохранители» действуют крайне избирательно. Напомню: на днях парламент проголосовал за лишение неприкосновенности депутата Калле Грюнталя, избравшегося по списку EKRE. Тут тоже уголовное дело.

«Согласно ранее распространенному заявлению прокуратуры, собранные в ходе предварительного расследования доказательства указывают на то, что Калле Грюнталь использовал выданные ему канцелярией Рийгикогу топливные карты в личных, не связанных с депутатской работой целях, как минимум 46 раз в 2023 году на общую сумму около 3000 евро. Такое деяние квалифицируется как присвоение чужого имущества…»

Что характерно: очень многие депутаты очень вольно трактуют своё право на компенсацию расходов, далеко не только Калле Грюнталь, чьи действия заставляют подозревать его в слабоумии. Обычно в парламенте всё решается тишком-молчком: типа, верни бабло. Никаких административных, не говоря уже об уголовных делах. Кстати, выяснилось, что Калле Грюнталь был под основательным колпаком спецслужб.

Добрался, наконец, до казуса, который вверг меня в состояние меланхолии. Поводом явилось решение Госсуда (высшей судебной инстанции Эстонии), в соответствии с которым Тынис Реббас не получит компенсацию за потерю работы в связи с действиями КАПО. Чисто по жизни не очень понятно, чего он судился: его трудовой договор был прекращён по соглашению сторон.

Фабула такова. Тынис Реббас трудился начальником отдела в местном «госимуществе» Riigi Kinnisvara AS (RKAS), проработал там 13 лет, был на хорошем счету. Он когда-то дружил с Парвелом Пруунсильдом. RKAS как раз планировало продажу здания Эстонского национального музея в Тарту, в покупке которого была заинтересована корпорация «Сакала» (мужской клуб выпускников Тартуского университета). Членом корпорации «Сакала» и её крупным спонсором является Парвел Пруунсильд. Именно в связи с этими планами в 2023-м и было заведено дело против Пруунсильда.

В течение двух месяцев Тынис Реббас был в разработке у КАПО: была установлена прослушка на работе, в машине, прослушивались его телефоны, читалась вся переписка (письма, смс), велась слежка. Ничего противозаконного нарыть не удалось, он был чист.

Тем не менее сотрудники КАПО встретились с руководством RKAS, якобы показали им какие-то распечатки прослушанных разговоров, в результате председатель правления «осознал», что трудовые отношения с Реббасом продолжать не следует. Что там было на самом деле — тайна, покрытая мраком. Может, просто было указано: «имеется мнение», что данному работнику нужно вручить «волчий билет», он неблагонадёжный. Тут просто логика: если накопали что-то компрометирующее, то увольнять надо было по статье, а не по соглашению сторон.

Важно: КАПО получила УСТНОЕ разрешение прокуратуры поделиться с третьей стороной материалами дела.

Эпично то, что Государственный суд, обложившись параграфами, указал: прокуратура имеет право давать полиции безопасности устные разрешения на обнародование данных, собранных в ходе оперативно-розыскных мероприятий, и что эти данные могут использоваться для любых целей. Хотя прокуратура должна максимально гарантировать правомерность использования данных вне уголовного процесса, она не может нести ответственность впоследствии за действия того, кто опубликовал данные.

Жесть полная. Перефразирую: «правоохранители» имеют право жесточайшим образом вмешаться в частную жизнь человека и, даже если не накопают ничего криминального, чтобы завести дело, могут распорядиться собранными данными на своё усмотрение в ущерб человеку, причём прокуратура может дать устное «добро» на подобные действия.

Есть вообще в природе взрослые люди без когнитивных отклонений, которые настолько доверяют «сотрудникам» с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками? Я к таковым не отношусь. Я никому настолько не доверяю, даже себе. Убеждён, что должен существовать жесточайший контроль за тем, как «органы» могут распоряжаться результатами слежки и прослушки. Тут лучше перебдеть, чем недобдеть.

Так что? Я всё нафантазировал или, таки, если что-то выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это, вероятно, и есть утка? Вероятно, да.

Я не наивный человек, прекрасно понимаю, что спецслужбы любого государства способны оставить от любого гражданина рожки да ножки, у них есть для этого инструментарий. Это де-факто. Но государство существует ради членов общества, а не наоборот. Любой отдельно взятый человек оказывается песчинкой, летящей щепкой в жерновах системы. У какого-нибудь местечкового олигарха-мультимиллионера есть хотя бы деньги на адвокатов, чтобы годами вести судебные тяжбы, но ведь уже само возбуждённое «дело» является наказанием, не говоря уже о суде.

Не должно быть такого, что «сатрапы» имеют «чистый бланк», оправдывающий любые их действия — типа устного разрешения и «им, профессионалам, виднее». В ситуациях, касающихся личных данных и частной жизни человека, должны быть жесточайшие ограничения. Должны стоять стопы де-юре. Пусть они и будут осложнять жизнь охранителей системы. Это формальность, но имеющая принципиальную важность.

Я не деревенский дурачок, прекрасно понимаю, что «щит и меч» государства всегда будут применяться в интересах тех сил, что реально правят бал — глубинного государства. Тем не менее уместно проявить уважение к элементарным правам отдельных членов общества.

Все мы, конечно, щепки с точки зрения этого монстра. При этом, даже не знаю почему, но я полагаю, что у меня, как и у любого другого жителя Эстонии, должно быть прав не меньше, чем у «опричников». Я бы сказал, что по умолчанию прав должно быть больше, ограничений — меньше.

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

Лавли ПерлингПарвел ПруунсильдПравыетоп