Иванов: А если бред сбудется?

Памятуя о варианте с Эстонским королевством: о том, как поправки Партии реформ расшевелили даже российские СМИ и откуда берут корни абсурдные вопросы реформистов, пишет автор портала Tribuna.ee Вячеслав ИВАНОВ.

Мало нам забот с коронакризисом и, пользуясь термином британского законодательства о наследовании титулов, everything in it (всего, что в нём). У нас ещё должна болеть голова – и чем дальше, тем сильнее – по поводу неотвратимо надвигающегося дня «Че».

В этот судьбоносный исторический день весны, то ли в конце апреля, то ли в середине мая, народ Эстонии должен будет, наконец-то встав с колен, выйти на референдум, чтобы в едином порыве сказать своё решительное «цыц!» зарвавшимся адептам однополых браков и прочим разрушителям традиционных ценностей.

Клин — клином, абсурд — абсурдом

А вы заметили, как много общего между словами «абсурдом» и «дурдом»? И не только внешне, по звукам, но и внутренне — по смыслу. Наверное, неспроста…

Одно лишь греет в этой ситуации израненное сердце простодушного избирателя. Это надежда, что до роковой даты (которая, собственно, пока ещё точно не определена) оппозиция сумеет добиться если не отмены сего мероприятия полностью (всё-таки его проведение внесено в коалиционный договор), то каким-нибудь способом дезавуировать его в глазах общества.

Политический обозреватель издания «Деловые ведомости» Эльконд Либман в своём комментарии, подводящем итоги 2020 года, отмечает: «Юридическая бессмысленность референдума заключается в том, что в Эстонии есть и действует закон о семье и браке, в котором вопрос, предложенный на референдум, решен чётко и однозначно: брак — это союз мужчины и женщины».

Но в том-то и фишка, что инициаторы этого референдума — лидеры и активисты партии EKRE (Эстонской консервативной народной партии — Ред.) вкупе с поддерживающими их (к счастью, далеко не единодушно) партнёрами по коалиции из Isamaa, плевать хотели на закон.

Для них важно во что бы то ни стало протолкнуть особой строкой — и не куда-нибудь, а в Конституцию — положение, ставящее вне закона любой вариант легального сожительства однополых партнёров. С какой бы то ни было формой вменяемой логики, со здравым смыслом вообще это зоологическое неприятие любой инаковости ничего общего не имеет. Поэтому вести на эту тему дискуссию, апеллируя к разуму и адекватному мировосприятию, бесполезно.

Вот почему заваренная нынешней оппозицией каша с внесением в проект закона о проведении пресловутого референдума почти десяти тысяч поправок представляется единственно верным — как тактически, так и стратегически — способом задействовать мозги. Если не у авторов идеи референдума, то хотя бы у вменяемой части избирателей. Исходя из принципа ad absurdum (доведение до абсурда как способ доказать несостоятельность «исходной» идеи).

На мой взгляд, нынешняя «кампания поправок» — это первый по-настоящему адекватный шаг оппозиции в её противостоянии с нынешней «коалицией, скреплённой скотчем» (к сожалению, не помню, кто без малого два года назад именно так образно охарактеризовал ещё только ведшиеся переговоры о формировании правящего ныне кабинета).

Вячеслав Иванов. Фото из личного архива автора

 

Потому что все предыдущие попытки в виде бесконечной череды вотумов недоверия, инициировавшихся Партией реформ и априори обречённых на провал из-за элементарного численного преимущества коалиции, ничего, кроме унылого пожимания плечами, не вызывали и вызвать не могли.

Улыбайтесь, господа!

Тот факт, что заседающие в Рийгикогу члены партии EKRE всерьёз относятся к заведомо «стёбным» предложениям, типа осушения эстонских озёр или запрета пользоваться шариковыми ручками, удивления не вызывает. У этих ребят с юмором всегда было туго. Странно, что точно так же отнеслись к умышленно абсурдным идеям реформистов и социал-демократов некоторые реально мыслящие наблюдатели, не видящие изначальной нелепости в самом референдуме, но поторопившихся назвать критиков идеи его проведения «паяцами, занимающимися фиглярством».

В этой связи невольно вспоминается сравнительно недалёкое прошлое, когда в ходе первых свободных выборов (1992 год) в Рийгикогу абсолютно неожиданно для всех восемь мест в парламенте получила Роялистская партия Эстонии (РПЭ) — официально зарегистрированная политическая организация, которая на первой же после выборов пресс-конференции провозгласила: «Мы хотим быть на Тоомпеа „цепными псами здравого смысла“, хотим бороться против фанатизма, выявлять глупость и нелепость политиков и привлекать к ним внимание народа». Какими методами они добивались своей цели, видно хотя бы на примере их противодействия решению правящей коалиции начинать каждую сессию парламента с коллективного молебна.

Протесты оппозиции результата не возымели. Тогда все восемь депутатов-роялистов, явившись в зал заседаний к первому молебну парламента за двадцать минут до его начала, произвели обряд камлания по всем правилам финно-угорского шаманства: разожгли в пепельнице костёр, ударили в бубны и обратились к богам с просьбой дать депутатам хотя бы немного ума. Второго камлания не потребовалось: неприемлемый для светского государства пункт регламента был отменён…

Можно практически не сомневаться, что в нынешней кампании нелепых поправок оппозиция опиралась на опыт роялистов. Однако, естественно, стремясь творчески его переработать, авторы слегка перегнули палку.

Так, в программе РПЭ был пункт: вынести на всенародное голосование вопрос «Хотите ли вы свободное, независимое, демократическое Эстонское королевство, на троне которого находится король, выбранный народом?». Не желая повторяться, но при этом всё-таки следуя принципу доведения идеи до абсурда, реформисты Урмас Круузе, Антс Лаанеотс и Юри Яансон предложили внести к законопроекту по референдуму о браке поправку с таким вопросом: «Было бы лучше жить в Эстонской Республике, если бы страна была в составе России?».

Реакция со стороны спикера Рийгикогу Хенна Пыллуааса и его однопартийцев, обвинивших Партию реформ в государственной измене, была вполне ожидаемой. И Бог бы с ней! Но совершенно непредвиденно в ситуацию вмешались российские СМИ, запестревшие заголовками типа «Эстонская оппозиция предложила присоединить страну к России», «Премьер Эстонии счёл невозможным выносить на референдум вопрос присоединения страны к РФ» и далее в том же духе. То есть ещё немного, и Госдума выступит в таком духе, что правительство Эстонии нарушает конституционное право эстонского народа на политическое самоопределение. Того и гляди, дело до вежливых зелёных человечков дойдёт (тьфу-тьфу-тьфу!)…

Так что шутить, знаете ли, тоже надо осторожнее. И тем не менее не стоит забывать слова из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»: «Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!»

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

Читайте по теме:

Хельме: Оппозиция хочет впустую потратить миллионы евро налогоплательщиков Эстонии

Социал-демократы: Юри Ратас должен сказать нет «референдуму ненависти»

Иконников: Референдум о браке как прививка от ума

политикатопЭстония