Собственно, сюрпризы не заставили себя ждать. Из числа наиболее значимых: в голосовании не участвовал соратник главного финансиста страны по Партии реформ, сам в прошлом министр финансов Айвар Сыэрд. Также не приняла участия в этом акте воодушевлённо-одобрительного порыва ещё одна народная избранница — Сигне Киви, тоже реформистка. Правда, по поводу её поведения СМИ как-то не особо расстроились, тогда как Сыэрду уделили изрядное внимание. Возможно, из-за того, что он, занимая в прошлом тот же пост, что и Юрген Лиги, может судить о форме и содержании принимаемого парламентом документа с максимально возможным профессионализмом.
Без «поллитры» не разобраться
Несмотря на то, что по многим позициям Сыэрд придерживается в фискальной политике близких к Юргену Лиги позиций (они даже внешне чем-то похожи), он предпочитает больше фиксироваться на расхождениях.
Свой отказ участвовать в голосовании Сыэрд объяснил в интервью ERR (12 декабря) тем, что «структурированный по видам деятельности бюджет невозможно понять».
И уточнил: «Практика составления бюджета, структурированного по видам деятельности, используется уже пять лет подряд. Однако сегодня приходится, увы, с ещё большей уверенностью констатировать, что расходы государственного бюджета представлены в таком формате, при котором из бюджета и пояснительной записки к нему невозможно разумно вычитать, кому, сколько и на какие цели выделяются деньги».
Следует отдать должное: в своих принципах бывший министр финансов, а ныне член парламентской финансовой комиссии Айвар Сыэрд жёстко последователен; достаточно прочесть его интервью, опубликованное изданием «Деловые ведомости» 29 сентября прошлого года («Сыэрд раскритиковал госбюджет: он затруднит работу Рийгикогу»). Объектом критики был всё тот же принцип, согласно которому «бюджетные расходы представлены как программы и программные мероприятия».
Между тем именно чёткую структурированность и прозрачность госбюджета ещё на стадии подготовки к чтениям в Рийгикогу подчёркивал в своём выступлении перед парламентариями министр Юрген Лиги. Хотя уже тогда из уст критиков звучали упрёки в том, что бюджет 2025 года «посеет бедность и уничтожит средний класс» (Центристская партия) и что его проект является «бюджетом налогового ралли» (Мартин Хельме, партия EKRE).
Ну, с этими репликами всё ясно: их авторы представляют оппозицию, поэтому министр финансов фактически проигнорировал их мнение. Выступавших ещё раньше с тех же содержательных позиций экспертов-аналитиков Юрген Лиги и вовсе чёхом заклеймил как старых зануд (цитата не буквальная, а смысловая, — В.И.).
Однако на стороне «неприятелей» (от слов «не приемлющие») оказалась и тяжёлая артиллерия в лице госконтролёра Янара Хольма и канцлера права Юлле Мадизе, которые также посчитали проект бюджета непрозрачным и недоступным пониманию, в части расходов, без специальной подготовки.
Казалось бы, за истекший период (а приведённые мнения звучали ещё в октябре) не только можно, но и нужно было учесть высказанные замечания и внести поправки. Но так только казалось. В результате даже представители коалиционной партии-коренника дистанцировались от плода, зачатого без взаимной любви.
Всё не так плохо…
На самом деле всё ещё хуже. Согласно опубликованным на портале ERR 18 ноября данным за девять месяцев, налог с оборота поступает плохо из-за осторожного поведения потребителей. Поступления от акциза на алкоголь оказались меньше запланированного объёма. Сбор налоговых поступлений в сентябре текущего года оказался на 43 млн евро меньше запланированного в бюджете.
Вопреки оптимистичным заявлениям правительства, увеличение поступлений по подоходному и социальному налогам связано не с увеличением числа занятых, а с ростом заработной платы, что для экономики в целом не всегда является благом. В действительности же число рабочих мест в сентябре было на 5100 меньше, чем год назад.
Например, в обрабатывающей промышленности количество рабочих мест уменьшилось на 3640, в строительном секторе — на 1849. Поступления налога с оборота увеличились почти на 12%, но это не результат реального роста экономики, а итог «налогового ралли», благодаря которому ставки налога повысились с 20% до 22%.
«В Министерстве финансов, — пишет издание, — признают, что потребительские ожидания по-прежнему слабые, и люди много денег не тратят. Потребление снижается в постоянных ценах, а задолженность предприятий по налогу с оборота выросла за год на 5%».
Правда, одна положительная новость в последние дни всё-таки поступила. Концерн ERR, который всё чаще играет у нас роль правительственного рупора («ТАСС уполномочен заявить…»?), в начале декабря сообщил, что финансовая комиссия Рийгикогу приняла решение об отмене дополнительного повышения ставки акциза на алкоголь в следующем году. По мнению комиссии, государство в результате дополнительного увеличения потеряет доходы, поскольку вырастут приграничная (с Латвией) торговля и продажи на чёрном рынке. Похоже, здравый смысл начинает преобладать…
Хотя пока речь идёт лишь о внесении комиссией поправок в законопроект об акцизах на алкоголь, табачные изделия, топливо и электроэнергию (ко второму чтению). Пройдут ли эти поправки проверку на прочность в зале заседаний Рийгикогу — вопрос интересный. Печальный опыт госбюджета навевает смутные сомнения…
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Читайте по теме:
Рийгикогу принял госбюджет на 2025 год
Госконтролёр: Эстонские чиновники рассказывают соседям сказки о нашем госбюджете
Лаатс: Госбюджет усугубляет бедность и ведёт к вымиранию жизни в регионах